kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О речевом этикете дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для воспитателей и родителей по формированию речевого этикета у детей с ОНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О речевом этикете дошкольника»

О речевом этикете дошкольника

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты,- всё это для ребёнка имеет большое значение».

А.С.Макаренко

Известно, что дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформлённых лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно (в норме) произносят все звуки родной речи. Уже к трём годам в активном словаре малыша 1000- 1500 слов. Он может логично построить не только простое, но и сложное, в том числе сложноподчинённое предложение, что позволяет ему высказывать различного рода суждения. К шести годам активный словарь составляет 3000- 3500 слов. Подавляющее большинство детей в этом возрасте свободно владеет родной речью. Её успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. В помощь им издаётся методическая литература, различного рода пособия. Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребёнка-дошкольника, как нам кажется, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Не нашла она специального освещения и в литературе по семейному воспитанию. Мы имеем в виду культуру речевого поведения детей,- речевой этикет. Как, например, ребёнку обратиться к взрослому? В каких случаях говорить «вы», а в каких - «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культурного речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке. Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово « пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий, « что такое хорошо, а что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи. Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имён собственных в пренебрежительной форме: « Колька», «Анька», »Ленка» и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «к». Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаём ребёнку пример такого обращения, когда говорим о своих знакомых «Машка», «Петька». Нередко родители «любовно» называют своего сынишку или дочку не иначе, как «Вовка», «Катька». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших. Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонации имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Неплохо приучить ребёнка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то других учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами? Слова приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад. С четырёх лет дети должны приветливо здороваться, входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя так же приветливо говорить: «До свидания». Заменители этих выражений «здорово», «чао», «будь» и .т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть в лексикон дошкольников. Учить ребёнка подобным способам приветствия и прощания вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми. Приучайте сынишку или дочку всякий раз, когда понадобиться вещь, спрашивать разрешения. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?» и т.п. Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех. Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому тоже надо учить ребёнка. «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребёнку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или к сверстникам


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
О речевом этикете дошкольника

Автор: Наталия Алексеевна Рыжова

Дата: 08.09.2023

Номер свидетельства: 636374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация для родителей "Речевой этикет дошкольников""
    ["seo_title"] => string(57) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevoi_etiket_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "645459"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707647983"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "vospitanie_rechevogo_etiketa_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "489544"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544262908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Обучение речевому этикету детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"
    ["seo_title"] => string(80) "obuchenie_rechevomu_etiketu_detei_doshkolnogo_vozrasta_na_zaniatiiakh_po_angliis"
    ["file_id"] => string(6) "619836"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670765746"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Технологии речевого развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologii_rechevogo_razvitiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492796"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545788998"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Мастер-класс для педагогов «Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_dlia_piedaghoghov_sovriemiennyie_tiekhnologhii_v_osvoienii_riechie"
    ["file_id"] => string(6) "393407"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487494893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства