Обучение речевому этикету детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку
Обучение речевому этикету детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку
Речевой этикет как одно из условий успешной межкультурной коммуникации, несомненно, должен прививаться дошкольникам уже на начальном этапе изучения английского языка. Начиная тренировать дошкольников в употреблении форм речевого этикета на английском языке, педагог вместе с тем закрепляет в сознании дошкольников некие общечеловеческие правила, культивирует тактичность, доброжелательность, умение сопереживать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение речевому этикету детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку»
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность темы состоит в том, что одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет. Каждый язык обладает своим фондом этикетных формул. Речевой этикет — это важные правила употребления слов в различных ситуациях общения. Мы знаем, что нужно здороваться, прощаться, говорить слова благодарности, обращаться к человеку по имени.
. Речевой этикет как одно из условий успешной межкультурной коммуникации, несомненно, должен прививаться дошкольникам уже на начальном этапе изучения английского языка. Начиная тренировать дошкольников в употреблении форм речевого этикета на английском языке, создавая близкие к естественным речевые ситуации и подсказывая детям адекватную форму речевого поведения, педагог вместе с тем закрепляет в сознании дошкольников некие общечеловеческие правила, культивирует тактичность, доброжелательность, умение сопереживать.
Передо мной стояли цели: -научить детей адаптироваться в реальных ситуациях общения, делая акцент на этикетные нормы; - в качестве непременного условия общения использовать вежливый, доброжелательный и доверительный тон; -воспитывать толерантное отношение к окружающим;
- воспитывать веру в себя, в свои способности, чтобы дети раскованно, с удовольствием говорили на английском языке.
Обучение английскому языку дошкольников должно основываться на деятельном подходе, быть адекватным возрастным особенностям детей, так как основным приемом обучения должна оставаться дидактически ориентированная игра. В ней задаются ситуации общения, диктуются правила поведения учащихся, отбираются языковые средства. В данном возрасте ребенок без усилий запоминает большое количество слов, речевых клише, на основе имитации овладевает произношением, интонированием, копирует речь преподавателя. С возрастом эти способности детей угасают и требуется значительно больше усилий для достижения тех же результатов обучения. На занятиях я использую следующие игры по организации воспроизведения формул речевого этикета: 1.Игра «Знакомство» Дошкольнику предлагаю карточку с легендой, содержащей имя, возраст, номер телефона. Ребенок начинает подходить к друзьям и задать вопросы, пытаясь найти своего близнеца
What's your name?
- Tell me.Please, how old are you?
- What is your phone number?
Как тебя зовут?
-Скажи, пожалуйста, сколько тебе лет?
- Какой у вас номер телефона?
2.Игра«Эхо» Преподаватель бросает мяч по кругу (никого не пропускает; через одного; вперемешку). Вначале воспитатель использует отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь ситуации, а затем по мере усвоения детьми синонимического ряда формул присоединяется к ним обращение, “развертывая“ его: “Good morning, Masha.““Доброе утро, Маша“. Ребенок должен ответить, заменяя обращение: “Good morning, Olga Ignatievna.“ “Доброе утро, Ольга Игнатьевна“. Таким образом, при этой игре воспитанники получают образцы вежливых обращений и у них появляется возможность их повторить. Содержание игры позволяет использовать ее в разные режимные моменты: перед занятием как игру малой подвижности; на занятии в качестве физкультминутки.
3.Игра «Вежливые отгадки»
Дети становятся в круг, выбирается водящий, он встает в центр круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу и говорят считалку: «Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, педагог дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу: (You are nice! You are kind! What a good boy you are! Ты такой милый! Ты такой добрый! Какой ты хороший мальчик). Водящий должен угадать, не открывая глаз, кто это произнес. Если угадал - они меняются местами
4. Игра “Передай другому“
Педагог вносит белый меховой комочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передать его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласково – уменьшительным именем: “Tanya, take it, please. Thank you.““Танечка, возьми, пожалуйста. Спасибо“
5.Игра – упражнение Giveme, please ...». Игра очень простая, вариантов очень много. Например, при изучении названий животных вы просите на английском языке подать вам крокодила или кошку, собаку или мышь. Спрашиваете поочерёдно каждого ребёнка, он выбирает ту, которую назвал педагог и возвращается на своё место. Можно предложить детям обменяться игрушками, сказав «Give me, please ...»
Если вы учите цвета, то игрушку можно попросить, назвать её цвет. «Give me, please, white cat» или «Give me, please, black dog». 6.Дидактическая игра “Умей извиняться“. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова “извините“, “простите“ “sorry".
Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой “Поссорились“:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!“
We had a fight with a friend
And they sat down in the corners.
Very boring without each other!
We need to make peace.
I didn't hurt her,
I just held the bear,
Only she ran away with a bear
And she said, “I won't give it back!“
Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.)
Дамеймишку, извинюсь, I'll give her a bear, I'll apologize,
И скажу:“Играть давай! “ And I will say: “Let's play! “
7. Игра «Вежливый котик»Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки (кот, пес, мишка и т. п.) и приговаривают: « Все хорошие ребята Знают добрые слова. Приходите к нам, котята (медвежата, зверята), Рады видеть вас всегда!».Ребенок, который остановился на последнем слове напротив игрушки, говорит приветственное слово, не повторяя ранее сказанного. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов. 8.Договорки. Когда ты с другом в ссоре, Скажи ему: -----------------I’m sorry!
Пожалуйста
Если просишь, улыбнись
И скажи тихонько --------Please.
В школу или детский сад
Утром дети все спешат.
Главное не забывай
Маме помахать:-------- Good bye!
За подарки в день рожденья
Говорят: «Спасибо!»
------------------------------Thank you!
Вежливым быть не ленись.
Каждый день хоть раз до ста,
Если просишь, слово "please"
Говори, пожалуйста.
9.Игра «До свидания»
Дети делятся на две команды и встают друг напротив друга. Участник одной команды со словами прощания передает мяч ребенку, стоящему напротив. Тот отвечает и передает мяч стоящему рядом с ним игроку, который снова говорит слово прощания и отдает мяч участнику другой команды, стоящему напротив. За каждое правильное слово команда получает лепесток. В конце игры команда составляет прощальный цветок. Побеждает та команда, у которой в цветке больше лепестков.
10.Театрализованные игры «Теремок», «Братец-кролик, Братец-лис», «День рождения Мухи-Цокотухи». В игровых, театрализованных ситуациях дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание
В процессе ролевого общения дошкольник учится совершать поступки, запрограммированные ролью, действовать согласно логике игры. Он как бы перевоплощается на время в героя. Ролевое построение ситуации даст возможность разыграть ее по определенным социальным правилам общества носителей языка
Таким образом, английский речевой этикет имеет большое практическое значение в плане воспитания вежливого, приятного в общении собеседника. Овладение формами английского речевого этикета позволяет дошкольниками усваивать определенные модели общения и, погружаясь в эмоционально благоприятную атмосферу занятия, приобретать наряду с соответствующими речевыми навыками опыт тактичного и доброжелательного поведения,
Литература
Ариян, М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке М., Григорьев, Л.Л. Английский речевой этикет
Артёмова А. Ф., Леонович Е. О. Формы обращения в английском языке – Иностранные языки в школе, №5, 2008
Английский этикет. URL: http://wakefield.ru/istoriya-i-kul-tura/obychai-itraditscii/angliiskii-etiket.html