НОД «Речевое развитие»
Тема: «Транспорт».
Программные задачи:
- Закреплять в активном словаре обобщённое понятие «транспорт», учить правильно называть виды транспорта (грузовой, пассажирский);
- Учить детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ по игрушке;
- Учить образовывать прилагательные от существительных и использовать их в речи, называть предметы и их части, закреплять в активном словаре обобщающие слова;
- Развивать общие движения;
Ход:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель ведёт машину на верёвочке, в которой сидят куклы.
Куклы едут на машине, би-би-би, би-би-би!
Им понравится кататься, би-би-би, би-би-би!
Я верёвочку держу, кукол я катаю,
На машине им кататься нравиться,
Я знаю!
Воспитатель высаживает кукол и предлагает детям рассмотреть машину внимательно.
- Расскажите о машине, какая она?
- Машина большая или маленькая? (большая)
- Какого цвета у машины кабина? (желтая)
- А какого цвета кузов? (синий)
- Машина сделана из дерева или пластмассы?
(машина сделана из пластмассы)
- Что есть у машины, назовите её части? (кабина, колёса, кузов)
- Зачем машине нужны колёса? (чтобы она могла ехать)
- Сколько колёс у машины? (четыре, можно предложить посчитать)
- Что находиться в кабине машины? (руль, сиденье для водителя)
- Что можно перевозить на машине? (кубики, песок, книги, игрушки и т.д)
- Это «груз»,- уточняет воспитатель.
- А если машина перевозит груз, как можно назвать эту машину? (грузовая)
- Есть много других машин. (воспитатель выкладывает картинки автобуса, самолёта, поезда, троллейбуса, трамвая)
- Всё это называется одним словом – транспорт.
- Если наша машина грузовая, потому что возит грузы, то как назвать автобус, который возит пассажиров? (пассажирский)
- Самолёт, автобус, трамвай, поезд – это пассажирский транспорт.
Физминутка.
Мы прокатимся немножко
Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!
Я ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!
Топотушками пойдём, за вагончиком вагон.
Ту-тууу!
Вот и остановка!
Там лесок, а вот лужайка
На лужайке скачут зайки!
(дети садятся на стулья)
Проводится дидактическая игра «Что лишнее?».
Используются картинки. Воспитатель называет предметы, изображённые на картинках.
- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, вы поможете мне убрать лишние картинки.
Автобус, машина, яблоко. Что лишнее? Почему?
(яблоко лишнее, потому что это фрукт, а автобус и машина- транспорт)
Морковь, самолёт, капуста. Что лишнее? Почему?
( самолёт лишний, потому что это транспорт, а морковь и капуста - овощи)
Груша, апельсин, колесо. Что лишнее? Почему?
(колесо лишнее, потому что это часть машины, а апельсин и груша – фрукты)
Кукла, мяч, автобус. Что лишнее? Почему?
(автобус лишнее, потому что он транспорт, а кукла и мяч – игрушки)
Земляника, малина, грузовик. Что лишнее? Почему?
(грузовик лишний, потому что он транспорт, а малина и земляника – ягоды)
Воспитатель собирает детей вокруг коврика с изображением дороги.
- Посмотрите на этот коврик. Это улица города и дорога, по которой ездят машины.
- Кто управляет движением машин на дороге? (ставит на коврик светофор)
У него три светящихся глаза.
Помогает с давних пор верный друг наш – светофор.
У него больших три глаза, не горят они все разом.
Если красный загорелся, то нельзя переходить.
Надо ждать на тротуаре и машины пропустить.
Если жёлтый загорелся, значит, скоро мы пойдём.
Глаз зелёный загорелся - стоп машины, мы идём!
Мы дорогу перешли, по делам своим пошли
Помогает с давних пор верный друг наш - светофор.
Воспитатель предлагает детям взять машинки и поиграть на коврике.