Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОО.»
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОО.
МАДОУ «ДС № 466г.Челябинска»
Добриянова Н.В. - воспитатель
Нетрадиционные формы работы с родителями предназначены, для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, для формирования у родителей практических навыков.
Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение воспитателей с родителями. К ним относятся; общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Неформальный подход, организация и проведение таких форм общения, ставит воспитателей перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей.
Нетрадиционные методы общения педагогов с родителями включают в себя 3 блока.
*Информационно – аналитический, выявление интересов, запросов родителей, определение уровня их педагогической грамотности. Познавательное ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков в воспитании детей.
Для определения всех этих запросов родителей и облегчения работы педагогов проводится; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдения, изучение медицинских карт, специальной диагностической методики (используется в основном психологами).
Второй блок – практический, в нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Третий блок – контрольно – оценочный, это анализ эффективности (количеств и качеств) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения усилий, затраченных на взаимодействие с родителями можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс диагностику и другие методы, сразу после проведения мероприятий и занятий. Не менее важным является и самооценка со стороны педагогов.
Нетрадиционные Родительские Собрания
В наше время обычные родительские собрания, вытесняются новыми нетрадиционно познавательными формами проведения; «Педагогическая гостиная», «Устами младенца», «Круглый стол», «Устный журнал» и другие. Они направляют на установление неформальных контактов с родителями и привлечении их внимание к детскому саду.
Нетрадиционные – это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствующие более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Все это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно повышает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
*«Коллективная запись» - каждый из участников получает лист бумаги, где сформирована проблема и даются информация или рекомендации на определенную тему, необходимая для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в лист и затем передают педагогу. Он суммирует их и проводит совместно с родителями обсуждение.
Например, «Как, любить своего ребенка», родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению.
*«Хорошо – плохо» - что хорошего в наказании и что плохого.
*«Слово – эстафета» - родителям предлагается высказать самое главное о воспитании ребенка. Родитель, взяв предмет (мяч, игрушку) должен продолжить предложение:
«Чтобы у меня вырос (ла) хороший (ая) сын (дочь) я должен (должна, мы должны)……….», сказать ипередать предмет другому родителю. В результате свое мнение выскажут все родители, и др.
*«Родительская почта» - с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе ДОУ и семьи. Мы предлагаем тему, по которой родители могут получить информацию. Ящик устанавливается в приемной группы и рядом размещается бумага и ручка. Тематика меняется раз в месяц, затем все обращения анализируются.
Продумывая формы информирования родителей по их обращениям, обсуждаются непосредственно на собраниях, встречах, консультациях, и через информационные стенды, памятки, брошюры, книги, пособия.
Также, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью конкретного специалиста, записки с предложениями и идеями, что позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогическим составом.
*«Еженедельные записки» - в которых родителям сообщается о настроении, поведении ребенка, интересных словах, фразах, сказанных ребенком и т. д.
*«Неформальные записки» - записки о новом достижении ребенка, только что освоенном навыке, благодарность семье за оказанную помощь, приглашения на мероприятие или собрание.
*«Личные блокноты» - в которых особая информация, о проведении семинаров, праздников, развлечениях, задания по заучиванию стихов, песен к празднику и др.
*Также можно вывесить «Лист отзывов и предложений» в котором родители пишут отзыв о проведенном собрании, утреннике, мастер – классе, консультациях. Чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно» занятых родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.
*Педагогический совет с участием родителей. Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
*Родительские конференции
Цель: Обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы. На конференции могут выступать: специалисты узкого профиля, родители могут задавать интересующие их вопросы, обсудить информацию, подискутировать.
*Вечера вопросов и ответов.
Цель – уточнение педагогических знаний родителей, умение применять их на практике, узнать, о чем - то новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить интересующие родителей вопросы по развитию и воспитанию детей.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную – педагогичекую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер и ответы нередко приходят во время горячего обсуждения.
Темы таких вечеров могут быть разнообразными:
«Плохие привычки – наследственность или влияние социума?»
«Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?»
«Что делать, если папа не интересуется воспитанием своего ребенка?»
«Трудности подготовки детей к школе?»
«Положительные и негативные эмоции ребенка после проведения праздников, развлечений, экскурсий?».
«Семейный Клуб», как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей, отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.
Целью «Семейного Клуба» является создания системы личностно – ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи:
- оказание психологически – педагогической помощи родителям,
- повышение педагогической культуры родителей,
- приобщение родителей и участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективной формы работы.
- создание условий для реализации собственных идей, проявлению творческих способностей родителей, полноценному общению родителей и детей.
В клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами их интересующие, методистом, заведующей ДОУ, медицинским работником, овладевать определенными приемами и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также, участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности.
Встречи в «Семейном Клубе» – это, эффективная форма взаимодействия педагога, детей и родителей. Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах – радость, веселье сплачивают детей и взрослых.
«Дни добрых дел» - это дни в которые родителимогут оказать добровольную, посильную помощь детскому саду, ремонт игрушек, мебели, помощь в создании и изготовлении предметно – развивающей среды в группе. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение вид помощи, которую могут оказать родители. Необходимо поощрять каждый приход родителей в группу, детский сад.
«Мы дежурим, мы играем малышей мы развлекаем». В «дежурстве» могут участвовать родители изьявившие желание, родительский комитет, дедушки и бабушки. На таких «дежурствах» родителям предоставляется широкие возможности для наблюдения за детьми во время прогулок на участке, в дни праздников, развлечений, занятий в группе.
Такая форма взаимодействия педагогов и родителей помогает преодолеть еще встречающееся у родителей мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. «Дежурных» родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределами детского сада, в проведении досуга и развлечений. Свои пожелания замечания они могут записать в «Книгу отзывов и предложений», сказать воспитателю или руководителю ДОУ.
У родителей и у детей могут быть общие интересы и умения, родители могут поделиться своими умениями и научить детей, помочь воспитателю в проведении уроков рисования не традиционными способами, постановке спектаклей, сказок, помочь подготовить мероприятие, разучить песенки и стихи. Очень интересным может быть совместное творчество по созданию выставок, вернисажей, фотоальбомов.
«Благотворительные акции» - такая форма совместной деятельности педагога, родителей и детей имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и дарить подарки.
Родители тоже не останутся равнодушными видя, как ребенок играет с другими детьми в давно заброшенную им игрушку, и как радостно,по - новому, звучит любимая книга в кругу друзей, а это большой труд в воспитании человеческой души.
«Семейные творческие проекты» - Расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Это могут быть разнообразные плакаты, газеты, изготовленные в домашних условиях родителей вместе с детьми на разнообразные темы:
*Семейная книга рекордов;
*Семейные увлечения;
*Известные люди семьи;
*Мое любимое блюдо;
*Бабушкины пироги;
*Папа может все что угодно.
«Мастер – класс».
Работа с родителями одно из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация конкурсов, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия направленные на развитие творческих способностей детей, способствуют налаживанию, доверительных отношений, между детским садом и семьей, а также открывают возможности для родителей участвовать в образовательном процессе.
Для реализации этой задачи родителям предлагают принять участие в мероприятии «Мастер – класс для родителей». Это мероприятие может проводиться совместно: родители и дети, а также и только с родителями.
Задачи «Мастер –класса»:
- оказание помощи родителям в осуществлении работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста,
- развитие глазомера у детей,
- обогащение словарного запаса,
- воспитание эстетического вкуса и культуры труда,
- осуществление консультативной поддержки родителей в организации совместной деятельности с детьми дома,
- укрепление эмоционального и позитивного отношения детей и родителей в процессе совместного труда.
В проведении «Мастер – классов» может быть выбрана тема в зависимости от приближающегося праздника, например «Пасхальный дэкупаж».
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей в педагогический процесс необходима. так как родители охотнее идут на взаимодействие с воспитателем и участию в жизни детского сада. Они, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом педагогов и родителей в детском саду.