kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научите детей решать задачи

Нажмите, чтобы узнать подробности

как научить ребенка-дошкольника решать задачи (по Метлиной Л.С.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научите детей решать задачи»

Консультация

«Составление и решение задач в подготовительной группе по математике»

по Метлиной Л.С.

Обучение сложению и вычитанию – одна из основных задач математической работы в первом классе. В детском саду проводят главным образом подготовительную работу.

Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи. Работа эта позволяет понять смысл арифметических действий и сознательно к ним прибегать, устанавливать взаимосвязи между величинами.

Дошкольники решают простые задачи в одно действие, главным образом прямые, т.е. такие, где арифметическое действие с предметами (добавили - стало больше, убавили- стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и остатка. Учет прибавлять и вычитать с начало число 1, потом число 2, а затем 3.

Этапы обучения решению задач.

На первом этапе необходимо научить детей составлять задачи и помочь им осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь.

Они усваивают структуру задачи, выделяют условие и вопрос, осознают особое значение числовых данных. Помимо этого, они учатся решать задачи, сознательно выбирать и формулировать действие сложения или вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям проводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (больше или меньше стало или осталось).

Дети учатся давать полный, развернутый ответ на вопрос задачи. Числовой материал в этот период либо ограничивают первым пятком, либо в пределах второго пятка прибавляют или вычитают 1.

На втором этапе дети учатся не только обоснованно выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а позже 3.

Обучение детей составлению задач.

Для того, чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная предметная наглядность.На первом занятий воспитатель дает детям общее представление о задаче, учит практически составлять условие и ставить вопрос к ней. Основное внимание уделяют пониманию детьми смысла количественных изменений, к которым приводят те или иные действия с предметами. Соединили 2 группы предметов: к одной группе добавили другую – становится больше предметов чем было. Отделили столько-то предметов, убавили – предметов стало меньше, чем было.

Первые 1-2 задачи составляет воспитатель, описывая в них те действия, которые дети выполнили по его указанию:

«Сережа поставил на стол 3 матрешки, Вера принесла еще 1 матрешку. Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа?»

Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: Сколько матрешек Сережа поставил на стол? Сколько матрешек принесла Вера? Больше или меньше стало матрешек после того, как Вера принесла еще 1?

Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа? Больше или меньше у нас получилось матрешек, чем поставил Сережа? Почему?

Воспитатель говорит, что я составила задачу, а вы ее решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи.

Вспоминают задачу, которую только что решили. Воспитатель объясняет, как составлена задача: «Сначала рассказано о том, сколько матрешек поставил на стол Сережа, и сколько матрешек принесла Вера, а затем поставлен вопрос, сколько всего матрешек принесли Сережа и Вера. (4 матрешки).

Решив задачу, вы правильно ответили на вопрос. Важно отметить необходимость давать точный, развернутый ответ на вопрос задачи. Если ребенок упускает что-либо, например, говорит лишь о количестве предметов ( 4 матрешки), воспитатель замечает, что непонятно, о каких матрешках идет речь. Полезно давать задания одновременно всем детям, предлагать придумать задачу о том, что они сделали: « На верхнюю полоску положите 5 кружков, а на нижнюю 1 кружок». Расскажите о том, что вы сделали. Это то, что мы знаем. А что надо узнать? Какой вопрос надо задать? На первых двух занятиях дети должны научиться элементарно анализировать задачи.

Знакомство со структурой задачи.

Со структурой задачи дети знакомятся на 2 или 3 занятии: они узнают, что в задаче есть условие и вопрос, особо подчеркивается наличие в условии задачи не менее 2 чисел. Воспитатель предлагает показать все то, о чем он будет говорить. Слева на карточку положили 6 флажков, а справа- 1 флажок. Сколько всего флажков положили на карточку? Составили задачу. Давайте повторим задачу и отделим то, что мы знаем, от того, что не знаем. Что мы знаем? 6 флажков лежат слева и 1 флажок справа. Это мы знаем. Это условие задачи. Что же в задаче спрашивается? Сколько всего флажков на карточке? Этого не знаем. Это то, что надо узнать. Это вопрос задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос. Повторим нашу задачу.

Так составляется 2-3 задачи. Каждый раз воспитатель предлагает одному ребенку повторить условие задачи, а другому – вопрос, уточняет из каких двух частей состоит задача.

Можно – один ребенок рассказывает условие, другой ставит вопрос, третий дает ответ на вопрос задачи.

Важно раскрыть арифметическое значение вопроса задачи. С этой целью, рассматривая очередную задачу, воспитатель специально сосредотачивает внимание ребят на характере вопроса. Например, дети рассказали условие задачи: « У Оли было 4 шара, а Дима подарил ей еще 1 шар. Это условие задачи, это то, что мы знаем».

А что нового можно узнать о шарах? Оказывается, можно узнать много: и какого цвета шары, большие они или маленькие. Но главное, надо узнать их общее количество. Так какой вопрос надо поставить к задаче? Дети ставят вопрос об общем количестве шаров. Вопрос задачи начинается с вопроса «Сколько

Необходимо подчеркнуть значение числовых данных задачи. С этой целью рекомендуется такой прием: рассказывая об условии задачи, воспитатель опускает одно из чисел или оба числа и спрашивает: « Можно ли решить задачу?». Дети практически убеждаются в том, что в условии задачи должно быть не менее 2 чисел. (В вазе стояло несколько цветов. Я поставила еще несколько. Сколько цветов стало в вазе?). После того, как дети научатся составлять задачи без наглядного материала, для закрепления знаний о структуре задачи полезно сравнить ее с рассказом загадкой.

Можно использовать задачи- драматизации, задачи-иллюстрации и устные задачи, которые дети решают без опоры на наглядный материал.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научите детей решать задачи

Автор: Лямина Валентина Николаевна

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "статья "Эффективные приёмы обучения решению простых задач" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-effiektivnyie-priiomy-obuchieniia-rieshieniiu-prostykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "217581"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433402162"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему:" Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "188480"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426684200"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа факультативного курса по алгебре для 7 класса "Решение текстовых задач""
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-alghiebrie-dlia-7-klassa-rieshieniie-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "250077"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447011129"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Задача на проценты"
    ["seo_title"] => string(20) "zadacha_na_protsenty"
    ["file_id"] => string(6) "523660"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1571733936"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Презентация "Задачи на движение""
    ["seo_title"] => string(34) "prezentatsiia_zadachi_na_dvizhenie"
    ["file_id"] => string(6) "539882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1581855693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства