Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные игры как средство воспитания детей»
Народные игры как средство воспитания детей
Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение многим качествам. Игра — это школа, где развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; учат добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир, ценности и символы культуры своего народа, получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми, они имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Поэтому народные игры являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.
В настоящее время собрано большое количество народных игр. Сбором игр занимаются этнографы, педагоги и просто любители - простые жители.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий).
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
Возраст играющих.
Место для проведения игр.
Количество участников игры.
Наличие инвентаря для игр.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Поэтому подбирать игры нужно так, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.
Играя с детьми в русские народные игры, у детей возрастает интерес к русскому народному творчеству, чувство гордости за свою Родину. Полученные знания дети отражают в различных видах продуктивной деятельности. Дети начинают интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами, а самое главное формируется умение самостоятельно играть в народные игры.
Нужны ли нашим детям такие игры? Со всей точностью можно ответить – нужны. Универсальные функции народных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству детей с народными играми в детском саду мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.