kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народное творчество и дети с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается проблема воспитания старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на основе национального воспитательного идеала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народное творчество и дети с ОВЗ»

Тема: «Народное творчество и дети с ОВЗ»



Палладина Елена Валерьевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 146 «Петушок»

города Чебоксары Чувашкой Республики



Аннотация: В данной статье рассматривается проблема воспитания старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на основе национального воспитательного идеала. Устное народное творчество - благодатный источник воспитания. Трудно переоценить роль устного народного творчества в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Одними из первых художественных произведений которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.

Сегодняшнее воспитание детей необходимо для того, чтобы возродить утраченные ценности и прикоснуться к истокам национальной культуры, тем самым формируя основу национального самосознания и интереса к национальной культуре и традициям.

Подрастающее поколение следует знакомить с культурой, обычаями, традициями, нравственными и эстетическими ценностями народа своей родной страны, уделяя особое внимание дошкольному возрасту на всех этапах обучения и воспитания. Именно в этом возрасте в первые годы жизни, как подчеркивают многие ученые, происходит процесс социализации личности в культуре, в родном языке, в людях, в формировании концентрации эмоций и ценностей, положительного отношения ребенка к различным вещам и явлениям.

В настоящее время взрослые реже передают свои этнические традиции молодому поколению, а родители все меньше играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их с прошлым. Детский сад - это место, где дети могут познакомиться с культурой, традициями и обычаями своих предков, а также познакомиться с народными ремеслами и предметами старины в музее. Наиболее важными и знакомыми элементами национальной культуры, которые дети могут впитать и с которыми они могут перекликаться, являются, песни, танцы, ремесла, искусство, традиции, ритуалы и т.д.

Без знания своих корней и древних традиций, которые восходят к языческим временам и сохранились после введения христианства и продолжаются по сей день, они не могут считаться культурными интеллектуалами. Знакомство детей с народной культурой также является средством развития их духовности. В результате родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка и силой, рождающей личность.

При построении учебно-воспитательного процесса нашего дошкольного учреждения большое внимание уделяется целостному подходу к формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Одним из главных факторов формирования детской морали и патриотизма является воспитание любви к близкому окружению, к нему относится семья, дом, детский сад, город, страна.

Знакомство детей только с устным народным творчеством не погружаясь в атмосферу и жизнь народа всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуть в культуру народа.[2] Каждому педагогу известно, что окружающие вещи оказывают большое влияние на формирование качеств детского ума, то есть на развитие любознательности и эстетического чувства. Я уверена, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.

Часть группы мы превратили в русский уголок, так, переступая порог группы, дети сразу попадают в удивительный мир русской культуры. Задача состоит в том, чтобы заинтересовать детей экспонатами музея и историческим прошлым, сформировав образ музея, сохраняющего культурное наследие. Мы создали возможности для детей не только изучать предметы, но и осваивать их практическими способами. Экспонаты музея дают богатый материал для размышлений. Это позволяет детям понять историческое прошлое своего родного края. У детей развивается устойчивый и глубокий интерес к искусству, обычаям и повседневной жизни. В книжном уголке представлены иллюстрированные материалы для развивающих игр: «Моя семья», «Ремесла Киевской Руси», «Эволюция транспорта», «Бытовые приборы», «История русских костюмов», «Мой дом», «Из чего он сделан», «Костюмы стран мира», «Символика России».

Подобран дидактический материал, основанный на русских народных сказках, детских песнях, загадках, скороговорках и т.д. Воспитание любви к своему городу - одна из целей нравственного и патриотического развития. Знакомство с городом начинается с места, где живет ребенок, близлежащими дорогами и домами и т.д. Наблюдения проводились непосредственно на территории сада. Во время прогулки дети наблюдали за домами, отмечая, что домов много, что у каждого дома есть номер, который людям легко найти, и что у каждой улицы есть название. Так, дети запоминают названия улиц своих городов. Также дети знакомятся с именами известных соотечественников, в чью честь они названы.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно и полезно использовать различные средства деятельности, поскольку дети затрудняются в словесном выражении своих эмоций и переживаний. Детям легче выразить себя в изобразительном, декоративно-прикладном творчестве. В процессе обучения декоративно-прикладному искусству обучающиеся не только приобретают знания, активно включаются в творческую деятельность, но и приобщаются к эстетической культуре своего народа.[1]На занятиях по изобразительной деятельности дети создают свою собственную игрушку, ребята вкладывают в неё все свои старания, уже понимая и зная основные направления работы по Дымковской игрушке. Раскрашивание игрушки помогает развивать в ученике внимательность и аккуратность (в дымке надо раскрасить каждую деталь точно и аккуратно), развивается мелкая моторика пальцев, которая способствует развитию логического мышления, формируется память, концентрация внимания, воображение и связная речь. Неотъемлемой частью в развитии познавательного интереса у обучающихся с нарушениями слуха я считаю работу с родителями. В связи с этим предлагаю родителям таких учащихся вести постоянную, систематическую работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира: − ходить с ними в художественные музеи, на различные выставки изобразительного искусства, посещать Дворцы детского и юношеского творчества, библиотеки; − беседовать с ними о произведениях изобразительного искусства, вместе рассматривать различные репродукции, выделяя главное содержание картины и определяя средства для выражения этого содержания; − создавать необходимые условия для практической деятельности по рисованию дома (обеспечить атмосферу творчества, а также необходимыми материалами, инструментами и местом); − приобщать детей к оформлению интерьера к праздникам (делать открытки, сувениры, рисунки к поздравительным плакатам).

Работа над этой темой тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обратили внимание детей на празднично украшенные улицы города, и вместе с ними поработали над праздничными украшениями для нашей группы. После праздников, проводили беседы с детьми, обсудили что они видели и какие мероприятия им понравились. Такие беседы и обсуждения вызывали у детей чувство причастности к значимым событиям их страны. При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуется использовать разнообразные дидактические пособия, например: «Где есть загадка – там есть и ответ», «Мудрая пословица – недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Рекомендуется читать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Таким образом, народные промыслы не только создают привязанность к традициям народа, но и способствуют формированию патриотической личности.

Была организована экскурсия в мини-музей, дети узнали о культуре, декоративно-прикладном искусстве и жизни земли, где они родились и выросли. Такие мероприятия развивают в детях любовь к земле и культуре, где они родились и выросли, а также в уважении к их традициям и обычаям.

Дети начали по-новому относиться к самым ценным культурным достижениям, оставленным людьми: праздникам, традициям, фольклору, искусству, ремеслам. Появилась традиция отмечать праздник под названием «Масленица».

Родители совместно с детьми разучивали народные игры, пляски и играли вместе с ними. Работая по данной теме, я старалась сформировать в в детях любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неисчерпаемым источником нравственного и познавательного развития детей.

Фольклор также используется на занятиях физкультуры. Занятия проводятся в игровом формате в соответствии с сюжетом сказки, а содержанием являются народные песни, загадки, считалки и т.д. Эти методы помогают решать не только образовательные проблемы, но и психологические проблемы. Это привлекает внимание ребенка, вызывает у него интерес, создает эмоциональный и позитивный настрой.

Следует отметить, что совместная работа детского сада и дома играет важную роль. Мы проводим консультационные встречи для родителей, онлайн консультации через мессенджеры, выставки и фестивали. Родители активно участвуют в предлагаемой работе.

Работа по данному направлению невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий. Занятия в детском саду имеют свои особенности, они должны быть эмоциональными, живыми, включать много иллюстративного материала, использовать звуко- и видеозаписи. Визуальная информация усваивается намного легче и быстрее.

Детям предлагаются разнообразные презентации, например- «Природа родной страны», где дети могут любоваться красотой различных пейзажей во время просмотра слайдов. Яркие впечатления об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, часто остаются в памяти человека на протяжении всей его жизни и формируют черты характера, позволяющие ему в детстве стать патриотом и защитником Родины.


Библиографический список

1. Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к истокам народной культуры: метод.пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2014. – 52 с.;

2. Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народное творчество и дети с ОВЗ

Автор: Палладина Елена Валерьевна

Дата: 26.03.2022

Номер свидетельства: 603403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Развитие творческих способностей детей c ОВЗ через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью."
    ["seo_title"] => string(121) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-c-ovz-chieriez-znakomstvo-s-diekorativnoi-liepkoi-i-diekorativnoi-rospis-iu"
    ["file_id"] => string(6) "292600"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455296541"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект занятия  "Новогодняя сказка" для детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-zaniatiia-novoghodniaia-skazka-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "286951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454419443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир" "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-turistsko-kraieviedchieskogho-kruzhka-oriientir"
    ["file_id"] => string(6) "230383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442128687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства