kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение, как метод ознакомления дошкольников с природой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение - метод ознакомления дошкольников с природой, основа формирования реалистических представлений о природе. Сущность наблюдений как сложный вид познавательный деятельности. Способность дошкольников к восприятию объектов и предметов природы. Значение наблюдений для освоения системы знаний о природе. Структура наблюдений, виды наблюдений. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение, как метод ознакомления дошкольников с природой»

«Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой»

Наблюдение – специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение детьми разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. В своем внешнем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем, что предполагает более или менее обширную систему знаний (С.Л. Рубинштейн).

Значение наблюдения состоит в том, что оно: 1 - обеспечивает чувственное познание природы через разные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.), доступные ребенку дошкольного возраста; в этом состоит сущность наблюдения;2 - дает возможность показать природу в естественных условиях, в ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; 3 - позволяет выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы, вследствие чего формируются конкретные, обобщенные представления; 4 - в процессе наблюдения формируются элементы миропонимания природы; 5 – в процессе наблюдения развивается наблюдательность (составляющая умственного воспитания); эстетическая сторона и эмоциональная сфера личности; речь; формируется гуманное, бережное и заботливое отношение к природе.

Содержание наблюдений – это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих природных объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной организации наблюдений педагогом. Содержание наблюдений определяется: требованиями программы, природным окружением, сезонными изменениями в природе. Содержанием наблюдений могут выступать объекты и явления живой и неживой природы, их взаимосвязи. Тематика - объекты и явления природы, и содержание наблюдений (рассматривания) может быть следующей: снег, снежинки (снегопад), ветер; лёд, дождь, лужи, ручьи (таяние снега), небо (облака), зимние узоры на окнах, листопад, листья, деревья (отдельное/группа), (ветки/почки), насекомые, птицы, звери, рост и развитие живых существ и т.п.

В работе с дошкольниками используются наблюдения разного вида, которые выделяются по разным критериям:

Кратковременное наблюдение – наблюдение за объектом, явлением природы в данный момент времени.

Длительное наблюдение - наблюдение за объектом, явлением природы в течение какого-то периода времени.

Коллективное наблюдение – наблюдение с участие всех детей группы (фронтальная организация).

Плановое наблюдение – наблюдение, ход которого определен заранее продуманным планом, задачами, с учетом требований программы, как правило, такие наблюдения – коллективные.

Подгрупповое наблюдение - наблюдение, организуемое с подгруппой детей, как правило, носит повторный характер.

Индивидуальные (самостоятельные) наблюдения – наблюдения, организуемые, как правило, по инициативе самих детей.

Естественное наблюдение – наблюдение, организуемое в естественных условиях (на лугу, в лесу, у водоема и др.).

Специально организованное наблюдение (искусственное) - наблюдение, организуемое в специально созданной обстановке (в теплице, на ферме, оранжерее и др.).

Распознающее наблюдение – наблюдение, направленное на выявление специфических особенностей объекта (явления) природы, как правило, единоразово более длительны, чем кратковременные.

Первичное наблюдение – наблюдение, организуемое с целью ознакомления и познания объекта природы, формирования общего представления о нем.

Повторное наблюдение - наблюдение, организуемое с целью уточнения, расширения представлений об объекте природы.

Сравнительные наблюдения - наблюдения, направленные на сравнение объектов природы, выявление их сходства и отличия (ворона, воробей, голубь).

Итоговое наблюдение - наблюдение, организуемое с целью обобщения и систематизации знаний и представлений об объекте природы.

Наблюдение с использованием раздаточного материала –наблюдение, в процессе которого используется раздаточный материал (набор объектов: овощи, фрукты, желуди, листья, цветы и др.). Этот вид наблюдения организуется с детьми, начиная со средней группы детского сада, но необходимо сочетать индивидуальную работу детей с коллективной и обращать особое внимание на бережное отношение к природе.

Наблюдение с использованием опытов – это организация несложных опытов с объектами живой и неживой природы (С.Н. Николаева); этот вид наблюдения (деятельности) позволяет: формировать умение видеть (замечать) отдельные свойства объектов, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи (со средой). Условия проведения опытов - проводится только с одним отклонением от нормальных условий, на основе имеющихся у детей представлений; должны быть безвредными для объектов природы и обеспечивать активность детей.

Циклическое наблюдение - цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка детского сада (из нескольких кратковременных). Требования: компактное проведение циклов наблюдений (без больших перерывов во времени), должны принимать участие все дети (через повторные наблюдения, подгруппами); в неделю проводится 1-2 наблюдения из цикла. Достоинства: порционность (небольшой объем) знаний обеспечивает надежность усвоения, устойчивый познавательный интерес детей на основе углубления знаний, вносит разнообразие в повседневную жизнь детей.

Недельная методика ознакомления дошкольников с природой - ее основа – ежемесячно повторяющиеся по одной неделе циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений живой и неживой природы; ее суть - на одной неделе каждого месяца (2 или 3 недели) во всех возрастных группах детского сада.

Для организации и проведения наблюдений природоведческого содержания важным является 3 аспекта:1 – наличие природных объектов; 2 – определение содержания наблюдения; 3 – поиск соответствующей организации наблюдения, оптимальных форм, методов и приемов включения в него детей.

Педагог должен тщательно подготовиться к наблюдению: 1 – определяет место наблюдения в системе предстоящей эколого-педагогической работы с детьми и время (длительность) наблюдения; 2 – определяет цель и задачи, которые наиболее полно будут раскрыты с помощью этого вида деятельности, вид и содержание наблюдения, оптимальное количество детей;

3 – определяет объект или объекты и явление для наблюдения (растение, животное, объект или явление неживой природы); 4 – продумывает, отбирает, готовит необходимый инвентарь и оборудование (корм, лупа и др.), освещение объекта;  5 –продумывает организацию детей, возможность включения их в деятельность, методы и приемы руководства деятельностью; 6 – пополняет собственные знания по содержанию наблюдения (при необходимости).

Объект или явление, за которым организуется наблюдение, должен быть: интересен и доступен для восприятия дошкольниками; безопасным (здоровым, чистым); активным, динамичным (учитывать биологические особенности живых существ, возможность их передвижения).

Требования к организации и проведению наблюдения:

1.Пространственная организация наблюдения. Оно должно быть организовано так, чтобы дети могли получить максимум сенсорной (чувственной) информации об объекте наблюдения.

2.Временной параметр. Наблюдения (в зависимости от вида) в повседневной жизни должны быть непродолжительны (3-10 минут) и строиться с учетом основных дидактических принципов (доступности, последовательности, систематичности и др.).

3. Четкость структуры наблюдения, формулировки познавательных целей и задач. Как правило, наблюдение включает 3 части: 1 – вводная (начало) – концентрация внимания детей; 2 – основная – реализация задуманного содержания, самостоятельное получение детьми сенсорной информации; 3 - заключительная (окончание) – подведение итога – обращение к чувственной, эмоциональной сфере дошкольников при восприятии объектов природы.

4. Знание и учёт биологических особенностей живых существ. Организация наблюдения не должна наносить вред живым объектам.

5. Создание познавательного интереса к природе, развитие речевой и умственной активности детей. Следовательно, продумываются методы и приемы работы.

6. Закрепление представлений (знаний), полученных в процессе наблюдения в других формах и видах деятельности детей.

7.В результате наблюдения должно быть сформировано представление (понятие) об объекте природы.

8. Включение в процесс наблюдения двигательной активности детей.

В структуре наблюдения выделяют 3 компонента (этапа):

1 часть – начало – задача педагога – собрать детей, сконцентрировать их внимание с помощью различных приемов (например, загадка-описание об объекте/явлении); направлена на принятие детьми познавательной задачи, получение общего представления об объекте.

2 часть - основная -задача педагога - реализовать задуманное содержание, обеспечить возможность самостоятельного получения детьми сенсорной информации с помощью разнообразных приемов: вопросы с паузами (2-3 секунды), похвала, обследовательские действия, сравнение и др. ; недопустимы длительные пояснения, рассказы, отвлечение детей посторонним содержанием; обязательная двигательная активность детей; 2 часть должна быть единой и направлена на выявление свойств, качеств, признаков объектов (явления), особенностей поведения и образа жизни живого существа, его состояния, установление взаимосвязей и др.

3 часть – окончание - задача педагога – подвести итог, обобщить полученные знания (представления); заключительная часть должна быть эмоционально-насыщенной (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен и др.).

Организация и руководство наблюдениями в разных возрастных группах детского сада имеют свои особенности.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших группах, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения стоит организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог; объем формируемых представлений ограничен. В начале наблюдения основная задача воспитателя – привлечение внимания детей к объекту (внесение животного в группу, создание игровой ситуации «в гости пришел…», создание интереса с помощью игрушек и др.). Малышей привлекают действия животного, воспитатель побуждает его активному поведению (кормит, играет и т.п.), обращает на это внимание детей: как ест животное, смотрит, какие издает звуки, как передвигается; с помощью вопросов побуждает называть действия животного. Большое значение имеют приемы обследования (ощупывание, подражание движениям, звукам, сравнение (нахождение признаков сходства и отличия) и др.): предлагает изобразить руками движения хвостика рыбки, погладить животное и т.д. С 3-х лет в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия, например, предложить котенку разные виды корма: мясо, рыбу, конфеты, овощи – и спросить у детей, понаблюдав, что больше любит котенок. Важно создать непринужденную обстановку, обеспечить активность детей. Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики. Наблюдения за растениями и животными в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, так и индивидуально. Наблюдение может быть связано с изобразительной деятельностью («потом нарисуем»), игрой.

Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются). Дети постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче («Хомячок будет у нас жить, давайте научимся за ним ухаживать»). В процессе наблюдения у детей формируется умение вслушиваться в вопросы воспитателя, следовать заданному плану при рассматривании объекта, составлять его словесное описание. В средней группе детского сада усложняется содержание наблюдения: дети рассматривают не только животных, но и чаще, чем в младших группах, растения (до 2-х объектов одновременно). Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала (объекты предлагаются для индивидуального рассматривания). Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой. Кроме вопросов, направленных на уточнение представлений детей («Какой формы туловище?»), используются вопросы поискового характера («Почему хомячок ловко лазает по лесенке?»). Формируется умение рассказывать о результатах наблюдения (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова).  У детей формируется умение использовать личный опыт(предлагает вспомнить, какой котенок живет у ребенка дома, что он любит есть и др.). Дети осваивают несложные способы ухода за живыми объектами: дети выполняют элементарные трудовые действия (покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и др.). Используется художественное слово (загадки, стихи, потешки), песенки (читают, поют и педагог, и дети). При подведении итога наблюдения педагог с помощью вопросов выясняет, как усвоили дети содержание, можно организовать практическую деятельность детей (рисование или уход за природным объектом). В старшей группе детского сада дети способны не только принимать, поставленную взрослым, познавательную задачу, но и ставить ее самостоятельно во время разнообразной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной). Наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается) и действовать в соответствии с ним. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным): под руководством педагога дети выделяют характерные признаки для всей группы объектов природы - это основа формирования обобщения. В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с обитателями разных климатических зон. Широко используются вопросы поискового характера («Почему клюв у попугая короткий, сильный, загнутый в виде крючка?»). Детям предоставляется больше самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана, подведении итога. При затруднении педагог оказывает детям помощь, использует модели, побуждает отражать в речи и в других видах деятельности результаты наблюдения. В познавательной деятельности дети 7-ого года жизни подводятся к обобщению: обращается особое внимание на формирование обобщенных элементарных понятий («зима», «живое», «неживое»), подведение детей к пониманию более сложных закономерностей, существующих в природе, развитие самостоятельности. Педагог отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению представлений, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. Шире используются трудовые действия, вопросы-задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах («Посмотрите и скажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?»), чаще, чем в старшей группе используется сравнение по общим (сходным) признакам. Воспитатель стремится к осознанию детьми обследовательских действий (они используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений – «Как ты об этом узнал? Проверь»). При подведении итога наблюдения используется обобщение.

Для фиксации результатов наблюдений используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др.  Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов и др.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Наблюдение, как метод ознакомления дошкольников с природой

Автор: Рахматуллоева Ольга Павловна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ekspierimientirovaniie_kak_sriedstvo_poznaniia_okruzhaiushchiegho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "351128"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477072889"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat_ia_vospitaniie_bieriezhnogho_i_zabotlivogho_otnoshieniia_k_prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "423176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498470212"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "«Развитие любознательности, склонности к наблюдению и экспериментированию. Способности к принятию собственных решений на основе имеющихся знаний. "
    ["seo_title"] => string(165) "razvitiie-liuboznatiel-nosti-sklonnosti-k-nabliudieniiu-i-ekspierimientirovaniiu-sposobnosti-k-priniatiiu-sobstviennykh-rieshienii-na-osnovie-imieiushchikhsia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "215341"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432652759"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(100) "stat_ia_diekorativno_prikladnoie_iskusstvo_kak_sriedstvo_estietichieskogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "349777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства