kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"На водных просторах Амура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление детей с рекой Амур и её уникальностью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"На водных просторах Амура"»

Приложение

М

униципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №9 г. Амурска

Амурского муниципального района

Хабаровского края


















Познавательный проект

«Чудеса на водных просторах Амура»
















Подготовила: воспитатель первой категории

МБДОУ №9

Беленькая Светлана Анатольевна

Я к Амуру хожу не напиться,
Я любуюсь могучей рекой,
Тороплюсь я ему поклониться,
Восхищаясь его красотой.

Суворова В.

  • Вид проекта: познавательный

  • Продолжительность 2 месяца (июль – август)

  • Участники проекта: дети старшей группы и воспитатель Замятина Галина Михайловна

Побывав однажды с детьми на Амуре, мы обратили внимание на его красоту и величие. Стояло прекрасное утро. Далеко разносился крик чаек, летающих над водой и других птиц из прибрежных кустов. «Как называются эти птицы? Кто еще живет на берегах Амура?» - спрашивала я у детей. Знаний было явно недостаточно, чтобы ответить на эти вопросы. Отсюда возникла проблема узнать как можно больше о родной реке и показать детям, что удивительного таит в себе Амур.

Цель проекта: познакомить детей с рекой Амур и ее уникальностью.

Задачи:

1.Показать красоту и величие реки Амур.

2.Познакомить детей с растительным и животным миром, обитающим в пойме реки Амур.

3.Дать понятие о том, какое значение имеет река для жизни человека.

4.Воспитывать интерес к окружающему миру.

5.Активизировать самостоятельную познавательную активность детей

6.Формировать навыки правильного поведения в природе, бережного отношения к ней.

Схема осуществления проекта

Подготовительный этап.

  • Создание у детей мотивации к реализации проекта;

  • Создание активизирующей среды: подготовка иллюстраций, подбор и изучение познавательной литературы об Амуре

  • Разработка плана прогулок, экскурсий на Амур

  • Планирование бесед

Этапы организации работы над проектом

1. Прогулка на Амур «Красота и величие Амура».

2. Игра-путешествие по карте России и Хабаровского края «От истока до устья».

3. Познавательная игра «Кто в реке живет?»

4. Экскурсии в Детский эколого-биологический центр «Натуралист» по темам: «Путешествие по берегам Амура», «Царство речных рыб».

5. Экскурсия в городской музей «Жизнь малых народов на просторах Амура».

6. Наблюдение за водным транспортом «По амурским волнам».

7. Продуктивная деятельность: изготовление коллажа «Амур – величавая река!»

8. Рассматривание иллюстраций фотоальбома «Амур», знакомство с литературой дальневосточных писателей для детей Ф.Х. Масловский «Тайны муравьиного дома», стихи об Амуре, природе, животных.

9. Беседы о своеобразной красоте и неповторимости великой дальневосточной реки «Что ты помнишь, Амур – седой?», «Щедрая красота Амура», «Амурские берега», «История великой дальневосточной реки».

Завершение проекта

Путешествие по Амуру на теплоходе.































Описание проекта

Наш Амур один из прекрасных рек Дальнего востока. Он поражает своей широтой, красотой. Мощной струей катится Амур и принимает в себя один за другим притоки, что сбегают с далеких хребтов. Амур – это водная дорога для речного транспорта. На его берегах находятся большие города и маленькие поселки. Однако наши дети мало знают об этой величайшей реке, хотя живут на его берегах. Отсюда возникло желание показать удивительность и неповторимость реки.

Первое чудо Амура – это его протяженность (4444 км). Расположившись вокруг карты Хабаровского края, мы сравнивали Амур с другими реками по длине. Обращали внимание на его сложное строение, изгибы, резкие повороты, а фотоальбом «Амур» помог нам полюбоваться его прибрежными бесконечно разнообразными пейзажами. Много интересного можно увидеть на берегах Амура. Это и «Амурские столбы», напоминающие человеческие фигуры, и сооружения «вулканической природы». Таким образом, был вызван у детей интерес к нашей реке.



















Для того, чтобы расширить знания детей, мы часто выходили на берег Амура. Иногда встречали рыбаков, спрашивали, какие рыбы им попадаются. Оказывается, в водах Амура водятся оригинальные рыбы, которых нет в других водоемах России. Здесь обитает хищник красавец желтощек, стремительный верхогляд, монгольский краснопер, а нарядная ауха – живое произведение природы. Если назвать щуку, леща, сома, сига, то этим вроде бы никого не удивишь. Но щука амурская отличается от обыкновенной, амурские лещи черные и белые, сом амурский и сом Солдатова тоже иные. Сто восемь амурских рыб – богатая фауна! Разве это ни чудо? Самая крупная пресноводная рыба –калуга. Эта обитательница Амура превосходит свою родственницу белугу и находится под охраной. Такую удивительную информацию дети узнали об Амуре на экскурсии в ДЭБЦ «Натуралист», из бесед, рассматривания иллюстраций. Приложение 1.

В результате дети узнают по внешнему виду и называют много амурских рыб: карась, сазан, щука, конек, минога, но с особым интересом восприняли информацию о том, что в нашей реке водятся и кожистые черепахи – древнейшие представители фауны. Нужно было видеть глаза детей, когда они узнали о необычном, которое находится рядом. И наша задача – научить беречь это.

Третье чудо – это птицы Амура. Самое роскошное одеяние у мандаринки. Хороша черноголовая иволга. Пленяет своим нарядом мухоловка. В Приамурье обитают птицы, которых нигде больше нет в России. Это уже упомянутая мандаринка, зеленая кваква, белоплечный орлан, даурский и японский журавли. Для того, чтобы познакомить детей с этими птицами, мы организовали экскурсию в ДЭБЦ «Натуралист». На его материале дети познакомились с водоплавающими птицами, ласточкой-песчанкой, чайками, цаплями, куликами. На берегах Амура есть много пернатых, умеющих ловить рыбу. Но самыми интересными дети посчитали черных и белых аистов. Узнали, почему именно белый аист стал символом нашего города.














Следующее чудо Амура – это богатство животного мира берегов Амура. Организуя повторную поездку в ДЭБЦ «Натуралист», дети познакомились с приамурской фауной. Это барсук – трудолюбивый землекоп, косуля, бурый медведь, крупнее других подвидов, лоси, есть даже снежные барсы. И все они, так или иначе, связаны с нашей рекой.

Следующее чудо Амура – это богатство животного мира берегов Амура. Организуя повторную поездку в ДЭБЦ «Натуралист», дети познакомились с приамурской фауной. Это барсук – трудолюбивый землекоп, косуля, бурый медведь, крупнее других подвидов, лоси, есть даже снежные барсы. И все они, так или иначе, связаны с нашей рекой.

Следующим этапом работы стало ознакомление детей с жизнью людей, живущих рядом с Амуром. Здесь, вблизи берегов великой реки, проходит жизнь тысяч людей. Прежде в бассейне реки жили нанайцы, ульчи. Они плавали по речным путям бассейна, ловили рыбу, охотились в окружающих лесах. О быте коренных народов Приамурья мы познакомились через экскурсии в городской музей. Сколько интересного узнали дети об их образе жизни! Дети увидели лодку, сделанную из целого дерева, нарты, которые возят собаки. Оказывается оморочка, несмотря на свои большие размеры, рассчитана на одного человека. Интерес вызвали и орудия охоты и рыбалки. Дети узнали, что древние жители пользовались дарами Амура. Рыбой они не только питались, но и шили прочные, непромокаемые одежды и были благодарны за это реке, которую считали священной.

Но вернемся в современный мир. Амур стал транспортной путем к морю, и мы не раз наблюдали с детьми, как по Амуру идут речные суда: лодки, катера, баржи и «толкачи». Приложение 2.

Свой поход мы начали с посещения дебаркадера. Там пришвартовался теплоход «ОМ» и стоял в ожидании пассажиров. Какая же была радость, когда капитан разрешил нам провести экскурсию на теплоходе. Он рассказал о своем судне. Разрешил побывать на корме, на носу теплохода. Познакомил со спасательной шлюпкой. Дети постояли на капитанском мостике, подержавшись за штурвал. Естественно, всем захотелось отправиться в плавание по Амуру. И оно состоялось! В следующий раз мы вместе с родителями организовали поездку по реке на теплоходе. Описать словами радость и восторг детей невозможно! Прекрасные виды города открылись нам с теплохода. Было на что посмотреть и полюбоваться!

В Амуре таится много неповторимого и интересного. Наш проект позволил познакомить с этим детей и оставил у них надежду на новые путешествия по Амуру.

Ребята узнали много нового о реке и ее обитателях, о том, кто живет на ее берегах. Дети имеют представления о реке, на берегу которой они живут. Каждый ребенок может рассказать, чем удивителен Амур. Каждый ребенок что-то взял для себя, а значит, цель проекта достигнута. Дети растут, становятся старше, а это значит, что нам есть поговорить с ними, есть куда сходить, на что посмотреть, куда съездить. Ведь Амур – река удивительная.
































Приложение 1

Экскурсия в детский эколого-биологический центр «Натуралист»:

«Путешествие по берегам Амура»

Программные задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с представителями флоры и фауны, живущими у реки и в реке.

  2. Закрепить и расширить знания детей о рыбах, обитающих в Амуре.

  3. Развивать любознательность и внимание.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход экскурсии

На входе в музей природы Приамурья детей встречает экскурсовод. Он напоминает два основных правила поведения в музее: тишина, чтобы всё слышать, и ничего не трогать руками.

Экскурсовод начинает свой рассказ о реке с обращения к карте. Он показывает размер реки, говорит о том, что эта река одна из самых больших в мире. Экскурсовод говорит о том, что известна река уже очень давно, много людей живет по её берегам, но кроме них там живут еще животные, птицы и рыбы.

Детей приглашают в первый зал музея. Гид спрашивает, каких животных дети знают и предлагает обратить внимание на животных в зале. Дети перечисляют животных средней полосы России. Экскурсовод предлагает рассмотреть животных в зале и более подробно останавливается на живущих у воды: енотовидной собаке (еноте) и ондатре. Он рассказывает об их особенностях, почему енота называют «полоскун», предлагает вспомнить, в каком мультфильме дети встречались с енотом («Крошка енот»). Дети узнают, чем питаются эти животные и где они живут. Далее внимание детей обращается на других животных: рысь, норка, барсук и т.д., кратко рассказывает о них. Не забывает упомянуть о таких животных как тигр, барс, медведь и необходимости беречь их, т.к. это красивые и сильные звери.

Затем экскурсовод говорит о том, что кроме животных на берегах Амура живет огромное количество птиц. Обращается внимание на витрину, где за стеклом находятся птицы. Он вместе с детьми вспоминает, каких еще птиц дети видели, акцентирует внимание на том, что некоторые птицы похожи между собой и просит детей ответить, чем. Дети отвечают – лапами и называют этих птиц (утки, гуси, мандаринка). Экскурсовод хвалит детей и говорит о том, что, действительно, это птицы веслоногие. Почему их так назвали, зачем им такие лапы? Лапы похожи на весла, а перепонки нужны для того чтобы лучше плавать. А раз эти птицы умеют плавать – как их называют? Водоплавающие. Экскурсовод рассказывает, где эти птицы делают гнезда и чем питаются. Затем обращает внимание на птиц, стоящих рядом – вы знаете этих птиц, вы их когда-нибудь видели? Дети называют аиста, цаплю, говорят о том, что аист является эмблемой нашего города. На гербе и флаге города изображен аист над Амуром. Дети рассказывают почему. Гид спрашивает, каких еще птиц дети знают. Дети называют чайку, ласточку-песчанку. Экскурсовод обращает внимание на хищную птицу – беркута, дети рассматривают его клюв и лапы. Гид возвращается к цапле и аисту – а эти птицы водоплавающие? Почему? Дети рассматривают ноги птиц – они не приспособлены для плавания. Зачем аисту и цапле длинные ноги? Дети высказывают свои мысли. Что они едят? Где ищут пищу? Могут ли он съесть рыбу? Если да, то, какую рыбу по размерам?

Гид спрашивает, что могут сделать дети для защиты природы. Дети отвечают, что нельзя сорить в лесу, на берегу реки, необходимо убирать мусор за собой, нельзя ломать и рвать растения, разорять гнезда, разводить костры. Экскурсовод хвалит детей, говорит о том, что они много знают, и предлагает сыграть в игру «Зоологический ералаш». Дети с удовольствием играют. На этом экскурсия заканчивается, дети благодарят гида за интересный и познавательный рассказ. Экскурсовод приглашает детей посетить музей еще раз.



















Приложение 2


Целевая прогулка «По Амурским волнам» (наблюдение за водным транспортом)

Программные задачи:

1.Расширить знания детей о видах транспорта.

2.Дать понятие о речном и морском видах транспорта.

3.Активизировать и пополнять словарный запас.

4.Развивать наблюдательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к малой родине.

Ход

Воспитатель с детьми выходят на берег Амура, и обращает внимание детей на транспорт, который движется по воде. - Скажите, на чем можно передвигаться по Амуру? Дети отвечают: лодка, теплоход, катер.

- К какому виду транспорта относятся эти суда? К водному, речному, потому что ходят по реке.

- Ребята, а если на судне плывут люди, этот транспорт называется пассажирским. А если есть транспорт пассажирский, значит, есть и грузовой.

- Дети, а какие грузы перевозят по Амуру? Лес, уголь.

У автобусов есть остановка, а у речного транспорта? - Где останавливаются суда? Пристань, дебаркадер.

Давайте подойдем поближе к нашей пристани. Сейчас здесь стоит теплоход. Это пассажирское судно. Что есть у этого судна? Места для пассажиров, лесенка, место для капитана и т.д. Место для капитана называется капитанский мостик. В нем установлен штурвал.

- Кто знает, как называется мостик для пассажиров (трап). Обратите внимание, что на судне есть флаг. Какого цвета флаг и почему? На любом судне есть флаг. Что еще есть на корме? Шлюпка. Для чего она нужна?

- Посмотрите, что еще движется по реке? Лодка, баржа, катер. Баржа не может двигаться сама, поэтому ее толкает вперед «толкач». Дети наблюдают, как «толкач» цепляется к барже и начинает движение. Баржа двигается быстро, как катер? Нет, она загружена.

Ребята, когда мы были с вами на спасательной станции, то видели спасательный катер. Спасательный катер движется быстрее теплохода? Скажите, а кто из вас видел необычное в день рождения города? Дети вспоминают, что видели теплоход на подводных крыльях. Это «метеор».

Вот мы с вами и понаблюдали за транспортом на Амуре. Увидели судно, которые пришвартовалось к дебаркадеру. Вам хотелось бы сесть на теплоход и плыть далеко, далеко по воде? В следующий раз мы вместе с вашими мамами и папами поплывем на этом теплоходе!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"На водных просторах Амура"

Автор: Беленькая Светлана Анатольевна

Дата: 13.05.2019

Номер свидетельства: 509908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Проект на  тему  «Роль воды на Земле» "
    ["seo_title"] => string(36) "proiekt-na-tiemu-rol-vody-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "172872"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423893093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока на тему " Реки" "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "172544"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423833214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Знакомство с Кемеровской областью"
    ["seo_title"] => string(33) "znakomstvo_s_kemerovskoi_oblastiu"
    ["file_id"] => string(6) "604486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1649566522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства