kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная терапия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная терапия - это термин, обозначающий метод, который способствует ускоренному выздоровлению больных людей. Сама по себе музтерапия не способна исцелять физические недуги, однако при ее правильном использовании становится возможным полное излечение нервных заболеваний и психических расстройств. В настоящее время метод музтерапии становится все более популярным и совершенствуется с каждым днем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная терапия.»

7


Музыкальная терапия.


Музыкальная терапия - это термин, обозначающий метод, который способствует ускоренному выздоровлению больных людей. Сама по себе музтерапия не способна исцелять физические недуги, однако при ее правильном использовании становится возможным полное излечение нервных заболеваний и психических расстройств. В настоящее время метод музтерапии становится все более популярным и совершенствуется с каждым днем.

Использовать приятную музыку в лечебных целях начали очень давно. Целители Древнего Китая и Древней Индии одними из первых обратили внимание на то, что вызываемые приятными мелодиями эмоции стимулируют обмен веществ и кровообращение, улучшают работу головного мозга и центральной нервной системы.

Согласно учению целителей древности, внутренние органы человека являются источником электромагнитных волн и энергетического потока, циркулирующего внутри организма. Вступая в резонанс, эти два фактора создают своеобразный аккорд, который при необходимости можно контролировать извне с помощью хорошо подобранной музыкальной мелодии.

Всё внутренние органы обладают различными физическими характеристиками, отличаются друг от друга энергетически, а следовательно, и звучат по-разному. Сердце издает один звук, печень - другой, а почки - третий. Если они здоровы, их звучание создает гармоничную мелодию, если нет - диссонанс.

В древности многие были уверены в том, что прибытие в город музыкантов благотворнее сказывается на самочувствии населения, нежели обращение к большому количеству целителей использовавших различные лекарства. Вот уже много веков врачи применяют музтерапию, веря, что радость в совокупности с диетой и физическими упражнениями - лучший способ сохранить здоровье.

Однако не только восточные целители хорошо представляли себе, какую пользу может приносить музыка. В Ветхом Завете упоминается об излечении царя Давида от болезни с помощью игры на арфе. Известно также, что лекари Древнего Египта с помощью музыки облегчали боль при родовых схватках. Музыкальную терапию использовал и Гиппократ. А в одной из индийских легенд Тьягараджа написано, что известный южноиндийский святой - музыкант - своим пением воскресил умершего человека.

Французская писательница Жорж Санд в своих письмах друзьям также упоминала о том, что не раз спасалась от депрессии с помощью мягкой жизнеутверждающей музыки. В России об этом методе терапии также было хорошо известно. Знаменитый врач и психолог В.М. Бехтерев нередко воздействовал на своих пациентов с помощью музтерапии, подбирая незамысловатые народные мелодии или классическую музыку.


Приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.

Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

В методах используются три фактора воздействия музыки на организм человека;

- психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);

- физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);

- вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).

Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.


Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.

Представители классической отечественной школы музыко-терапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления — классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.


Вокалотерапия. Дети наиболее уязвимы с психологической точки зрения. Поэтому родителям и педагогам следует тщательно отбирать музыку для своих детей и учеников.

В плане воспитания хорошее воздействие оказывает на подрастающее поколение практика пения, принятая в общеобразовательных учреждениях.

Для лечения головной боли и мигреней рекомендуется прослушивать спокойную тихую музыку европейских или азиатских композиторов.

Чтобы избежать осложнений после сотрясения мозга или стрессом, достаточно 10-20 минут в день слушать музыку из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» или композицию Юи Лань «Лиса».

Оздоровительная польза пения велика.

Большинство людей при дыхании используют только верхнюю и среднюю часть ребер, создавая гипервентиляцию, что плохо сказывается на здоровье человека, приводя в конечном итоге к бронхиальной астме. Во время пения дыхание налаживается, улучшается вентиляция организма.

Правильное дыхание – не единственная цель занятия пением. Издаваемые человеком звуки создают в его организме легкую вибрацию, которую можно отследить и проанализировать. Помимо этого, терапия методом вокала помогает вылечить заикание и исправит врожденные дефекты дыхательной системы.

Многие европейские специалисты считают, что классическая музыка западных композиторов лучше всего подходит для использования в качестве лечебного средства. Она расслабляет и успокаевает, а также усиливает мозговую активность. Особенно показана классическая музыка людям, регулярно испытывающим стресс.

Для лечения ожирения врачи нередко рекомендуют как можно чаще прослушивать современную эстрадную музыку с четкой ритмикой, а также произведения японского композитора Чжун Ли Ян.

Классические произведения отличаются друг от друга своей спецификой и назначением. Условно они делятся на четыре группы, каждая из которых предназначена для определенного типа людей.

Первая группа (детская музыка) хорошо действует на детей до 12 лет. Песни этой группы бывают двух видов: усыпляющие, активизирующие.

Вторая группа (релаксационная музыка) расслабляющее действует на нервную систему людей среднего и старшего возраста. К этой группе относятся: «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Ария из сюиты № 3» И.С. Баха, «Каватина Нормы» В. Беллини, «Зима» А. Вивальди и т.д.

Третья группа (активизирующая музыка), пользуется большим спросом у молодежи. Наиболее известны такие произведения как вальсы П. Чайковского и В. Моцарта, «Весна» А.Вивальди, «Менуэт» Ф Шуберта, «Форелленквартет» Л. Боккерни, «Романсы» М. Глинки.

Четвертая группа (смешанная музыка)популярная у большей части населения за исключением людей, склонных к меланхолии.

В настоящее время необычайной популярна рок-музыка, главным достоинством которой является четкая ритмика и звуковые сочетания, возбуждающие действующие на психику человека. При этом наиболее сильному воздействию подвергаются люди не достигшие 15 лет или эмоционально неустойчивые.

По мнению экспертов, именно рок-музыка и тяжелый металл способствуют развитию психологических расстройств у молодежи, подталкивая её к антиобщественно деятельности.

Громкие звуки, которые сопровождают концерты рок-групп, были признаны антсанитарными. Они способствуют развитию глухоты различной степени тяжести, от которой в настоящий момент страдает больше 20% молодых людей.

По мнению психологов, рок-музыка воздействует на мозг человека подобно наркотику, отупляя его и провоцируя на агрессию, лишая спокойствия. Тем неменее запрещать молодям людям слушать приятную им музыку тоже нецелесообразно, поскольку это может отрицательно сказаться на психике.

Известный исследователь Дон Кэмбелл считает, что спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. 

К такому выводу он пришел на основе обобщения новейших работ западных ученых.

При этом Кэмбелл настойчиво рекомендует ежедневно в течение пятнадцати минут слушать классическую музыку тем, кто испытывает в своей работе стрессовые перегрузки.  В ходе многочисленных опытов установлено, что спокойная музыка ведет к уменьшению амплитуды электромагнитных волн головного мозга. Это действует успокаивающе. Одновременно происходит синхронизация работы левого и правого полушарий, что резко повышает способность к интеллектуальной деятельности.

Новейшие исследования показали также, что под воздействием классической музыки происходят важные изменения в составе крови, когда резко сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы. Одновременно с этим в крови увеличивается концентрация протеинаинтерлюкин-1, который является одним из важнейших элементов системы иммунной защиты организма от вирусов. Удивительно, но оказывается, музыка может еще служить и одним из подсобных средств при проведении операций. По мнению китайских медиков из Биньцзянского госпиталя города Тяньцзинь, она помогает пациенту при несложном хирургическом вмешательстве преодолеть страх на операционном столе. По словам врача, впервые музыка в больнице стала звучать для снятия напряжения у самих хирургов во время операций. Они-то и заметили, что она вместе с тем, помогла пациентам несколько успокоиться и отвлечься от неприятной процедуры. И теперь в этой больнице пациент может даже заказать себе музыку на операцию по своему вкусу.

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее. Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку. Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки.

Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука. Музыкальная терапия противопоказана:

1. Детям с предрасположенностью к судорогам;

2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;

3. Детям, страдающим от отита;

4. Детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Остальное на клеточном уровне.

Теперь у родителей есть огромный выбор лекарств – они могут приобрести аудиодиски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или диски с классической музыкой, записанной специально для детей. Такая музыка сопровождается звуком колокольчиков. Некоторым может понравиться такое сопровождение, некоторым – нет. Вы сами должны наблюдать за реакцией вашего ребенка.

Вы также можете приобрести аудиозаписи классической музыки на фоне звуков природы – шума прибоя, звука дождя, шума леса…

Слушайте музыку вместе со своим ребенком и расслабляйтесь, ведь матерям беспокойных детей просто нужен отдых, на клеточном уровне?


Музыка рождения

Программа «Витоника» (от латинского слова vita - жизнь и греческого tonos - устойчивый звук) разрабатывалась в течение нескольких лет и была принята во многих странах. Программа делится на несколько направлений, в зависимости от возраста и состояния здоровья человека.

Первая часть программы - «Сонатал» - разработчик доктор медицинских наук, профессор Лазарев - представляет собой методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятия стрессов у беременной женщины с помощью музыки.

Эта методика рассчитана на будущих мам, которые настроены на создание оптимальных: условии для вынашивания; здорового ребенка, кормления его грудью и максимально быстрого роста и развития. Кроме того, «Сонатал» помогает создать внутри семьи, между родителями и еще не родившимся ребенком максимальное взаимодействие.

Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Как правило, беременные женщины занимаются по данной методике в медицинских учреждениях, но прослушивание музыки, напевание песенок, разговоры с ребенком нужно проводить и дома. Желательно привлекать и отца к таким занятиям, чтобы ребенок привыкал к голосам родителей, слушал их, чувствовал себя любимым и нужным. Это не только положительно влияет на развитие ребенка, но и гармонизирует отношения в семье.

Проанализировав действия метода «Сонатал», ученые пришли к выводу, что он дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями нерожденного ребенка. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода — двигательную, эмоциональную, дыхательную — и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону.

И главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах, Занятия по методу «Сонатал» активизируют жизнедеятельность беременной женщины и способствуют формированию ее

Искать музыкотерапевта беременной маме необходимо через женскую консультацию или курсы дородовой подготовки — там обязательно посоветуют специалиста, который занимается по современным методикам.

После рождения ребенка прекращать музыкотерапию, к которой он так привык, по крайней мере нецелесообразно. Поэтому были разработаны другие программы для дальнейшей гармонизации малыша. Это «Эйдо-тоника» — музыка цвета, предназначенная для детей первого года жизни, влияющая на зрение и определение цветов. Затем «Лингвотоника» — музыка слова для детей второго года жизни, которая помогает развивать у ребенка чувство языка, способствует становлению речи. И, наконец, «Хореотоника» — музыка движения для детей третьего года жизни, влияющая на двигательную активность.

Эти методы были включены в программу, чтобы с помощью музыки открыть ребенку мир, расширить его кругозор, его эмоциональную сферу деятельности. Дети с гармонизированной внутренней жизнью лучше приспосабливаются к взрослой жизни, лучше «вживаются» в семью, легче находят общий язык со сверстниками. С помощью этой музыки маме легче общаться с растущим ребенком, воспитывать, направлять его развитие,

К следующим частям основной музыкальной программы «Витоника» относятся «Валеото-ника» — музыкальные уроки здоровья — и «Музыкотерапия» — лечение заболеваний с помощью музыки. Эти направления предназначены для родителей. Они помогают мамам расслабиться, снять напряжение и стресс, избавиться от усталости и депрессии.


Таким образом, музыка может на только излечивать заболевания благотворно влияя на тело и душу человека, но и служить причиной усугубления болезней как физических так и психических.

Музыкальные предпочтения различны и это необходимо учитывать. Каждый человек подбирает музыку для приятного прослушивания индивидуально. Заставляя его прослушивать неприятную музыку или ограничивая его выбор и возможность прослушивания, окружающие тем самым нарушают его внутреннее равновесие, восстановить которое сложно.


Общаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие мотивы:

Колыбельные: «Спи, моя радость, усни» (Моцарт — Флис), «Сон приходит на порог» (Дунаевский — Лебедев-Кумач), «За печкою поет сверчок» (Островский — Петрова), «Колыбельная Светланы», «Спи, дитя мое».

Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший голос, главное — петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему.

После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные — он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.

Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.

В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3—6 минут: Бах И.С. «Ария из сюиты № З» или медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. «Аве-Мария» или 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. «Каватина Нормы»; Вивальди А. «Зима»; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии «Июнь» и «Октябрь» из цикла времена года.

Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.

К активизирующим музыкальным произведениям относятся творения В. Моцарта — первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; П. Чайковского — вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии, а также отрывок С, Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, М. Глинки «Романсы», А. Вивальди «Весна», Л. Боккерини «Менуэт», Ф. Шуберта «Форелленквартет».

Самое главное — помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальная терапия.

Автор: Минина Виктория Валерьевна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Арт-терапия, музыкальная терапия.Лечить музыкой"
    ["seo_title"] => string(52) "art_tierapiia_muzykal_naia_tierapiia_liechit_muzykoi"
    ["file_id"] => string(6) "345457"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474637551"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Арома- музыкальная терапия "
    ["seo_title"] => string(28) "aroma-muzykal-naia-tierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "237590"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444332173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Музыкальная терапия в работе с особыми детьми"
    ["seo_title"] => string(45) "muzykalnaia_terapiia_v_rabote_s_osobymi_detmi"
    ["file_id"] => string(6) "474999"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1531658174"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Музыкальная терапия для детей"
    ["seo_title"] => string(31) "muzykalnaia_terapiia_dlia_detei"
    ["file_id"] => string(6) "519039"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567543074"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Терапевтические возможности музыкального искусства. "
    ["seo_title"] => string(57) "tierapievtichieskiie-vozmozhnosti-muzykal-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "170705"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423581327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства