Одним из перспективных итегрированных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека признана музыкальная терапия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная терапия в работе с особыми детьми»
Музыкальная терапия в работе с особыми детьми
МТЗ и СЗ РТ в городском округе «г.Казань» Калинина Е.И., музыкальный руководитель первой квалификационной категории, руководитель вокальной студии ГВУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
В настоящее время все большую популярность приобретают итерированные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.
Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образования и воспитании детей.
Музыкальную терапию широко применяют во многих «ранах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит и т. д.
Музыкотерапия широко используется в настоящее время как один и. методов психотерапии Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий в качестве средства коррекции. О положительном эффекте воздействия музыкотерапии в своей книге «К вопросу о психологической необходимости искусства» известный психолог Н.Я.Джинджихашвили пишет, что психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека.
Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного. «Задача музыкотерапии заключается в помощи клиентам в изживании его отрицательных переживаний, наполнении иx положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы – правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей» (Петрушин И.И.) Музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы:
она позволяет преодолеть, психологическую защиту, ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
формирует ценные практические навыки - умение петь, слушать и слышать музыку, интонировать, играть на музыкальных инструментах.
Специалисты различают следующие положительные эффекты использования музыки в работе с особыми детьми:
улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость;
музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;
дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых музыкальных инструментах, пению и другим простым способам музицирования. В случае отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты:
музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкость дает возможность направленной работы с особыми детьми.
Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Замедлив темп музыкального произведения, или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить, дыхание, дать возможность успокоиться мозгу.
Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен. Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.
Различные научные эксперименты подтвердили, что музыка оказывает влияние и ни деятельность человеческого мозга. По мнению академика М.Н.Ливанова, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга.
Образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов. При восприятии музыки, возникающие двигательные реакции тесно связаны с сопутствующими им эмоциональными и коммуникативными проявлениями и пространственно-временными представлениями
Изменения на телесном уровне, произошедшие в результате восприятия музыки, вызывают соответствующую реакцию человека, а эмоция вызывает из памяти образы прошлого.
Этот механизм используется в ряде музыкальных психотерапевтических методик. В процессе восприятия музыки актуализируются образы пережитых ранее психологических ситуаций. Таким образом, музыка служит ключом для получения доступа к системам памяти.
Музыкальная деятельность, как и языковая, рассредоточена в разных областях мозга Многие эксперименты подтверждают глубокую связь на нейропсихологическом уровне между левополушарным мышлением, природа которого восходит к языковым процессам, и музыкального - творческой деятельностью.
При восприятии музыки происходит и общение личности слушающего с личностью автора произведения, т.к. музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, оно было инструментом диалога между индивидом и социумом.
При прослушивании музыкальных произведений человек испытывает положительные эмоции, художественное наслаждение. Мучительные и неприятные эффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической целях, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.
В Реабилитационном центре пот уже 5 лет работает вокальная студия. В студии занимаются дети с ограниченными возможностями от 7 до 18 лет. В группы подбираются дети примерно одного возраста, по степени тяжести психического дефекта, по нозологическим формам заболеваний. Продолжительность занятий от 20 минут до 45 минут. Наполняемость групп - 4-6 человек.
При проведении занятий используется как активная форма музыкотерапии - исполнение, фантазирование, так и рецептивная - слушание музыки.
Цель работы вокальной студии, развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями, посредством занятий музыкой и пением.
Задачи:
Оброзовательные: знакомство с миром музыки, изучение музыкальных терминов; обучение умению ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, получение навыков пения s унисон и хором.
Коррекционные: коррекция нарушений эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие личностных, волевых качеств и эстетического восприятия; удовлетворение потребности в самовыражении, стимуляция речевой активности, нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). развитие артикуляционной моторики, координации движений.
Разливающие.: развитее музыкальных способностей - ладового, ритмического чувства, звуковысотного слуха, метроритмического чувства, соотнесения движения с музыкальным темпом, интонирования, певческого дыхания, музыкальной памяти, дикции, звукообразования. Программа состоит и) следующих учебных модулей:
слушание музыки;
сольное исполнение;
пение дуэтом;
пенис в ансамбле, пенис «Караоке»;
музыкально - дидактические игры.
собственное сочинение музыки и песен,
игры и занятия на развитие сценического мастерства.
пение песен по разделам детские, современные, военные, народные
Воспитанники «Вокальной студии» являются неизменными участниками всех культурно-массовых мероприятий Центра, города, республики.