kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная терапия в работе с особыми детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из  перспективных итегрированных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека признана музыкальная терапия.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная терапия в работе с особыми детьми»

Музыкальная терапия в работе с особыми детьми

МТЗ и СЗ РТ в городском округе «г.Казань» Калинина Е.И., музыкальный руководитель первой квалификационной категории, руководитель вокальной студии ГВУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями



В настоящее время все большую популярность приобретают итерированные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образования и воспитании детей.

Музыкальную терапию широко применяют во многих «ранах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит и т. д.

Музыкотерапия широко используется в настоящее время как один и. методов психотерапии Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий в качестве средства коррекции. О положительном эффекте воздействия музыкотерапии в своей книге «К вопросу о психологической необходимости искусства» известный психолог Н.Я.Джинджихашвили пишет, что психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» такие чувства, которые остались невостребованными в повседневной жизни человека.

Помимо невостребованных чувств, музыка помогает отреагировать глубоко подавленные переживания, находящиеся во власти бессознательного. «Задача музыкотерапии заключается в помощи клиентам в изживании его отрицательных переживаний, наполнении иx положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы – правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей» (Петрушин И.И.) Музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы:

  • она позволяет преодолеть, психологическую защиту, ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

  • помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;

  • формирует ценные практические навыки - умение петь, слушать и слышать музыку, интонировать, играть на музыкальных инструментах.

Специалисты различают следующие положительные эффекты использования музыки в работе с особыми детьми:

  • улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость;

  • музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;

  • дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых музыкальных инструментах, пению и другим простым способам музицирования. В случае отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты:

  • музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкость дает возможность направленной работы с особыми детьми.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Замедлив темп музыкального произведения, или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить, дыхание, дать возможность успокоиться мозгу.

Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен. Она регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.

Различные научные эксперименты подтвердили, что музыка оказывает влияние и ни деятельность человеческого мозга. По мнению академика М.Н.Ливанова, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга.

Образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов. При восприятии музыки, возникающие двигательные реакции тесно связаны с сопутствующими им эмоциональными и коммуникативными проявлениями и пространственно-временными представлениями

Изменения на телесном уровне, произошедшие в результате восприятия музыки, вызывают соответствующую реакцию человека, а эмоция вызывает из памяти образы прошлого.

Этот механизм используется в ряде музыкальных психотерапевтических методик. В процессе восприятия музыки актуализируются образы пережитых ранее психологических ситуаций. Таким образом, музыка служит ключом для получения доступа к системам памяти.

Музыкальная деятельность, как и языковая, рассредоточена в разных областях мозга Многие эксперименты подтверждают глубокую связь на нейропсихологическом уровне между левополушарным мышлением, природа которого восходит к языковым процессам, и музыкального - творческой деятельностью.

При восприятии музыки происходит и общение личности слушающего с личностью автора произведения, т.к. музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, оно было инструментом диалога между индивидом и социумом.

При прослушивании музыкальных произведений человек испытывает положительные эмоции, художественное наслаждение. Мучительные и неприятные эффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической целях, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.

В Реабилитационном центре пот уже 5 лет работает вокальная студия. В студии занимаются дети с ограниченными возможностями от 7 до 18 лет. В группы подбираются дети примерно одного возраста, по степени тяжести психического дефекта, по нозологическим формам заболеваний. Продолжительность занятий от 20 минут до 45 минут. Наполняемость групп - 4-6 человек.

При проведении занятий используется как активная форма музыкотерапии - исполнение, фантазирование, так и рецептивная - слушание музыки.

Цель работы вокальной студии, развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями, посредством занятий музыкой и пением.

Задачи:

  • Оброзовательные: знакомство с миром музыки, изучение музыкальных терминов; обучение умению ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, получение навыков пения s унисон и хором.

  • Коррекционные: коррекция нарушений эмоциональной сферы, развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие личностных, волевых качеств и эстетического восприятия; удовлетворение потребности в самовыражении, стимуляция речевой активности, нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). развитие артикуляционной моторики, координации движений.

  • Разливающие.: развитее музыкальных способностей - ладового, ритмического чувства, звуковысотного слуха, метроритмического чувства, соотнесения движения с музыкальным темпом, интонирования, певческого дыхания, музыкальной памяти, дикции, звукообразования. Программа состоит и) следующих учебных модулей:

  • слушание музыки;

  • сольное исполнение;

  • пение дуэтом;

  • пенис в ансамбле, пенис «Караоке»;

  • музыкально - дидактические игры.

  • собственное сочинение музыки и песен,

  • игры и занятия на развитие сценического мастерства.

  • пение песен по разделам детские, современные, военные, народные

Воспитанники «Вокальной студии» являются неизменными участниками всех культурно-массовых мероприятий Центра, города, республики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальная терапия в работе с особыми детьми

Автор: Калинина Елена Игоревна

Дата: 15.07.2018

Номер свидетельства: 474999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Арт-терапия, музыкальная терапия.Лечить музыкой"
    ["seo_title"] => string(52) "art_tierapiia_muzykal_naia_tierapiia_liechit_muzykoi"
    ["file_id"] => string(6) "345457"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474637551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(56) "orghanizatsii_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "350587"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476896353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства