kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модернизация дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования в условиях глобальных вызовов образованию, касающиеся, главным образом, организации продуктивного взаимодействия с родителями, обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Особо подчеркивается необходимость акцентировать внимание при модернизации дошкольного образования на интересы основных участников образовательного процесса – родителей, детей как непосредственных потребителей образовательных услуг, и педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модернизация дошкольного образования»

Модернизация дошкольного образования


Ералимова Галия Болатовна

Методист, учитель начальных классов

Эмбинской городской средней школы № 2,

Актюбинская область, Мугалжарский район, город Эмба

E-mail: [email protected]

Данагулова Майра Мазжановна

Заместитель по учебно-воспитательной работе в начальных классах

Эмбинской городской средней школы № 2,

Актюбинская область, Мугалжарский район, город Эмба

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Мақалада мектепке дейінгі білім беру саласындағы дүниежүзілік білімге қатысты шақыруларға байланысты мәселелер қаралды ,соның ішінде негізгі болып табылады: ұйымның ата-аналармен қарым -қатынасы, мектепке дейінгі білімін жаңарту мазмұны, мектепке дейінгі білім беру мекемелерінде педагогтардың кәсіби қызметін жетілдіру. Мектепке дейінгі білім беруді жаңғырту кезінде, ерекше, білім беру процесінің қатысушыларына – ата-аналардың, тікелей білім беру қызметтерін тұтынушылары –балалардың , және педагогтардың көңілдерін аудару қажеттілігі аталады..

Түйін сөздер: мектепке дейінгі білім, жетілдіру, өзара іс-қимыл, қазіргі қазақстандық отбасының мәселелері, интернет.


АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования в условиях глобальных вызовов образованию, касающиеся, главным образом, организации продуктивного взаимодействия с родителями, обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Особо подчеркивается необходимость акцентировать внимание при модернизации дошкольного образования на интересы основных участников образовательного процесса – родителей, детей как непосредственных потребителей образовательных услуг, и педагогов.

Ключевые слова: дошкольное образование, модернизация, взаимодействие, современные проблемы казахстанской семьи,интернет. 

 


ABSTRACT

The article considers the main problems in the sphere of preschool education in the conditions of global challenges to the education, mainly concerning the organizing of effective interaction with parents, renovating of preschool educationand improvement of professional activity of teachers in preschool educational institutions. The need to focus attention at modernization of preschool education according to the interests of the main participants of educational process – parents, children as the direct consumers of educational services, and teachers, is especially emphasized.

Keywords: preschool education, modernization, interaction, present problems of the kazakh family, the Internet.



Одной из основных задач образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества. Цель модернизации образования, в т.ч. и дошкольного, создание механизма устойчивого развития системы образования в целом, для ее решения поставлена приоритетная задача: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социально-­экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образова­ния и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Это своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2050» [3], Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Законе РК «Об образовании» , Про­грамме по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы. [1], Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения РК-2016г. [2] и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актах. В представлен­ных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошко­льного образования в Республике Казахстан.

В Стратегической программе «Казахстан-2050» отмечается, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Задачи модернизации дошкольного образования требуют глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В современном мире изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок. Среди современных вызовов, связанных с процессами глобализации и информационным взрывом, особо выделяется кризис традиционной модели детства.

Взросление детей происходит в изменившихся условиях, их опыт существенно отличается от родительского. Происходят изменения и в привычных механизмах семейного воспитания. Современной семье предоставляется больше возможностей выстраивать карьеру, соответственно, у них не хватает времени на воспитание ребенка, и в связи с этим детьми занимается вспомогательный персонал. Сокращение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, недостаток сотрудничества в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Дети недополучают заботу, ласку, родительскую любовь, что не реализует их потребность быть признанными, успешными, не обеспечивает в полной мере психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность, ответственность за себя и других.

В современных условиях преобладают однодетные семьи, в детских садах одновозрастные группы, мала численность совместного проживания многопоколенных семей, дворовое общение нарушено, – все это свидетельствует об отсутствии разновозрастного общения, в котором передается опыт от старших к младшим. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей в жизни. Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие – повышенный уровень тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность . Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов. Среди стратегий развития сферы образования и социализации детей до 2050 года обозначены: выявление семей, в которых нет достаточного социального и культурного капитала для поддержки развития детей; создание для них специальных курсов по повышению родительской компетентности, оказание индивидуальной поддержки; привлечение наиболее активных и компетентных семей к управлению образовательными учреждениями; развитие инклюзивного образования; развитие системы психолого-медико- социального сопровождения; модернизация программ дополнительного образования; поддержка одаренных детей [3].

Можно выявить следующие пути реализации нового подхода к дошкольному образованию: поиск педагогических идей по обновлению содержания образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста; модернизации технологий дошкольного образования; повышение профессионального мастерства и престиж педагогического труда; распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания; привлечение внимания органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей; особое внимание уделить предшкольному образованию детей, не охваченных дошкольным образованием.

Рассмотрим одно из направлений модернизации дошкольного образования – взаимодействие с родителями. Сегодня очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с государственными требованиями. С целью реализации такого взаимодействия на основе обобщенного опыта педагогов используются следующие формы: открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; педагогический совет с участием родителей (с включением интервью с родителями, обсуждение педагогических ситуаций, телефон доверия, на его анализе планируется дальнейшая работа с родителями); посещение семьи; педагогические беседы с родителями с целью оказания своевременной помощи родителям, достижения единой точки зрения в вопросах воспитания; тематические консультации (плановые, неплановые по инициативе обеих сторон); групповые собрания родителей (выступление педагогов, психолога, медицинского работника, музыкального работника, родителей); круглый стол (с участием специалистов); конференции с родителями (моделирование жизненных ситуаций педагогами, профильными специалистами, родителями в занимательной форме); письменные формы общения (еженедельные записки, личные блокноты, ящик для предложений); использование приемов создания ролей для родителей (гость группы, доброволец, член родительского комитета, команда пап); клубы на основе взаимодействия взрослых и детей, в т.ч. Клуб Молодой семьи, Клуб пап, Клуб выходного дня («Вместе с мамой и папой!»), презентация семейных и творческих проектов – журналы, книги, энциклопедии, газеты и др.; творческие накопительные альбомы; портфолио и др.

Развитие взаимодействия ДОУ с родителями направлено на:

– сотрудничество родителей друг с другом с целью обмена опытом, оказания поддержки, по вопросам трудоустройства, здоровья, жилья, ухода за детьми, образованием, выявления общих проблем и особенностей (например, дети с особо развитым мышлением, лидеры, художественные таланты и др.);

– обучение родителей, в т.ч. с использованием презентаций (психологические особенности личности ребенка, эмоциональное развитие ребенка, развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника, социальная компетентность ребенка, создание комфортной семейной обстановки, влияние супружеских отношений на воспитание детей, одаренные дети и др.); – неформальные встречи родителей и педагогов, диспуты, клубы по интересам, «вечер вопросов и ответов», оформление фотостендов; обмен литературой, аудио-, видео-, Интернет- ресурсами, проведение мастер-классов, взаимодействие с социумом;

– непосредственное участие родителей в образовательном процессе, в управлении им (проведение «Дней соучастия», проектная деятельность, наблюдательные Советы, Клуб выходного дня, «Моя профессия»);

– увеличение доли дополнительных платных образовательных услуг, учитывающих интересы детей, способствующих их разностороннему развитию, развитию творческого потенциала, таланта.

Взаимодействие с семьей в современных условиях деятельности дошкольных образовательных учреждений играет одну из основных ролей. С целью осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходим учет структуры и социального положения семьи, типа и стиля семейных отношений, уровня педагогической культуры. Отношения с родителями строятся на доверии, базируются на принципах открытости, взаимопонимания. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи, поиска форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию их активной позиции

Важным этапом модернизации отечественной системы дошкольного образования является приня­тие Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-­2014 годы. [1].

Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом.

Одной из целей данной программы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольно­го воспитания и обучения для их подготовки к школе.

Для реализации поставленной цели необходимо увеличить сеть дошкольных организаций, обно­вить содержание, обеспечить кадрами.

Выделим еще одно направление модернизации дошкольного образования – совершенствование профессиональной подготовки педагогов.

Обосновывая роль педагогов, работающих в условиях модернизации системы образования, нужно сказать, что им предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.

Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки специалистов, способных гибко адаптироваться в быстро меняющихся ситуациях, самостоятельно приобретая знания, умело применяя их на практике; самостоятельно критически и творчески мыслить, уметь видеть проблемы и искать вариативные пути решения, используя современные технологии; грамотно работать с информацией; быть контактным в различных социальных группах, иметь навыки командной работы в различных областях.

Дошкольное образование и воспитание сегодня приобретают особую значимость. Важно перейти на новый уровень отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи, предполагающий создание конструктивных инструментов взаимодействия, использовать инновационный подход к вопросам обновления и вариативности содержания дошкольного образования и мотивировать педагогов к инновациям, самоизменению, творчеству, совершенствовать их профессиональную подготовку с учетом модернизации дошкольного образования.

Для того чтобы Республика Казахстан полноценно и дальше развивалась, необходимо подумать об интеллектуальном потенциале нации. Президент ставит задачу- модернизовать систему образования в свете «Стратегии Казахстан-2050» и апробировать новаторские стандарты и методологии преподавания, активизировать создание единой информационно-образовательной системы, в которой активно будет использоваться электронное обучение, позволяющее автоматизировать мониторинг обучения каждого, а так же работу всех организаций образования, обеспечить доступ к лучшим образовательным ресурсам, независимо от времени и места расположения, а также создать прямую и обратную связь внутри образовательного сообщества.

Список литературы:

1. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы

2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК 2016г

3. Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2050».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Модернизация дошкольного образования

Автор: Ералимова Галия Болатовна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Деятельность РМО - как фактор роста профессионального мастерства педагогов дошкольного образования»"
    ["seo_title"] => string(95) "dieiatielnostrmokakfaktorrostaprofiessionalnoghomastierstvapiedaghoghovdoshkolnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "279869"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453297988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Компетентностный подход как модернизация системы образования в России."
    ["seo_title"] => string(70) "kompietientnostnyipodkhodkakmodiernizatsiiasistiemyobrazovaniiavrossii"
    ["file_id"] => string(6) "340531"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472028551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Требования к организации  развивающей  предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования "
    ["seo_title"] => string(132) "triebovaniia-k-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "214757"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432463295"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_loghichieskogho_myshlieniia_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedst"
    ["file_id"] => string(6) "375216"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483505432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства