Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования
В связи с потребностями модернизации системы в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования »
В работе представлены материалы для педагогов по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями и способностями с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка.
В качестве учебно-методического пособия использован сборник «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.»
Авторы: Карабанова О.А., Алиева Э.Ф.,
Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.
Одобрено ФГАУ «ФИРО».
Стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения
самоценности
дошкольного детства.
Развитие ребёнка
осуществляется только в
игре,
игре,
а не в учебной деятельности.
3.3.1. РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей к Организации территории (участок).
3.3.2. РППС должна обеспечивать возможность:
общения;
совместной деятельности детей и взрослых;
двигательной активности;
уединения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на свободный выбор детей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;
создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, а также имеющих различные возможности здоровья.
Насыщенность
РППС должна включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей.
Трансформируемость
РППС должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
РППС должна обеспечивать
возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов)
в разных видах детской активности.
Доступность
РППС должна обеспечивать свободный доступ воспитанников
(в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность
Все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Вариативность
РППС должна обеспечивать наличие различных пространств, разнообразие материалов, периодическую сменяемость и появление нового игрового материала.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
провоцировать ребенка
на агрессивные действия;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать у ребёнка
нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим
недостаткам других людей.
При проектировании РППС необходимо учитывать следующие факторы:
психологические факторы;
психофизиологические факторы;
зрительные ощущения;
слуховые ощущения;
тактильные ощущения;
физиологические факторы;
антропометрические факторы.
Внедрение информационно-образовательных технологий
Дидактические принципы применения (ИОТ):
принцип научности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип индивидуальной доступности;
принцип прочности усвоения знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
принцип наглядности (интерактивной наглядности);
принцип мультимедийности;
принцип когнитивности коммуникации (организация диалога между компьютером и ребенком).
принцип активизации познавательной деятельности;
принцип межпредметных связей (формирование логического мышления).
В условиях ДОО возможно, необходимо и целесообразно использование ИОТ в различных видах образовательной деятельности.
Организация пространства
Примерный перечень зон для организации РППС:
для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
для самостоятельной деятельности детей;
для двигательной активности;
для настольно-печатных и развивающих игр;
для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль!