Модель детского сада с интеллектуальным компонентом образования
Модель детского сада с интеллектуальным компонентом образования
Не секрет, что большую роль в эффективности учебного процесса играют образовательные технологии.В нашем саду применяются элементы технологии развивающего обучения, дифференцированного и технология формирования мыслительных умений на основе алгоритмов, технология проектной деятельности детей.
Думая об интеллектуальном развитии дошкольников необходимо было подобрать развивающую технологию, которая могла бы помочь нам в продуктивном обучении детей, т.е. заложить инструменты познания, которыми ребенок мог бы пользоваться. Такой технологией на наш взгляд является технология формирования алгоритмического мышления. В обучении мы используем как алгоритмические, так и так и эвристические приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель детского сада с интеллектуальным компонентом образования»
«Модель детского сада с интеллектуальным компонентом образования»
Шмидт Т.В., заведующая
КГКП «Центр развития я/с №1 «Ромашка»
Сегодня много споров о том, каким быть дошкольному учреждению и как оно должно функционировать. В настоящее время существуют два подхода – один – сосредоточен на традиционных формах, другой – на исследовательском, развивающем обучении.
Одной из центральных задач современного образования является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально-развитых детей.
Отличительной особенностью образовательного процесса Центра развития я\с №1 «Ромашка», г. Экибастуза, является интеграция на основе интеллектуально-познавательной деятельности.
Педагогический коллектив ориентирован на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Это позволяет нам:
-реализовывать идеи индивидуального и дифференцированных подходов в процессе обучения;
-индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс (за счёт ежегодного обследования каждого ребёнка по всем линиям развития).
-строить отношения на основе модели личностно-ориентированного взаимодействия.
Реализация программ нового поколения позволяет изменить содержание воспитательно-образовательного процесса, наполнить новым содержанием традиционные направления работы, создать условия для вариативного образовательного процесса, что способствует повышению уровня развития детей и качества их подготовки к школьному обучению.
Не секрет, что большую роль в эффективности учебного процесса играют образовательные технологии.В нашем саду применяются элементы технологии развивающего обучения, дифференцированного и технология формирования мыслительных умений на основе алгоритмов, технология проектной деятельности детей.
Думая об интеллектуальном развитии дошкольников необходимо было подобрать развивающую технологию, которая могла бы помочь нам в продуктивном обучении детей, т.е. заложить инструменты познания, которыми ребенок мог бы пользоваться. Такой технологией на наш взгляд является технология формирования алгоритмического мышления. В обучении мы используем как алгоритмические, так и так и эвристические приемы.
Наша задача научить дошкольника выделять главное, опорные пункты в понимании и определении понятий, т.е структуру . Чем лучше мозг кодирует информацию, тем лучше запоминает.
Знакомство с моделью мы начинаем с простых схем.Опыт работы показал, с помощью графической модели дети способны строить, читать и решать сложные задачи (с недостающими данными,двумя вопросами, задачи с увеличением числа). Наши дошколята легко составляют, читают и решают модели на:нахождение остатка, на увеличение и уменьшение числа, на несколько единиц, на нахождение неизвестного слагаемого
Наиболее часто мы используем алгоритмы в работе по формированию связной речи: в составлении сложных предложений, упражнениях по словарной работе, заучивании стихотворений, составлении сложных предложений, словосочетаний на разных языках, составлении рассказов, сочинении сказок. Для детей, затрудняющихся самостоятельно придумать замысел рассказа, даются алгоритмы развития сценария действующих лиц, другие дети самостоятельно составляют алгоритм по собственному замыслу.
Дошкольники любят использовать алгоритмы в определении понятий, в построении рассуждения, в самостоятельном исследовании объекта, как опорную подсказку для самостоятельного выступления ребенка. Алгоритмы находят применение не только на информационных занятиях, но широко используются на занятиях по изобразительной деятельности.
Мы утверждаем, что формирование алгоритмического мышления не только одна из основных задач интеллектуального развития, но и реальная, решаемая задача, стоящая перед педагогами-дошкольниками.
Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике Центра стал широко использоваться метод проектной деятельности. На сегодняшний день в саду работает 13 авторских проектов и программ. Вот некоторые из них.
«Занимательные проекты с растениями» для детей 5-6 лет, «Знакомые незнакомцы» - 6-7 лет. Программа обучения детей исследовательской деятельности, рассчитана на два года. Занятия проводятся в детской исследовательской лаборатории по подгруппам, что дает детям возможность самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Неоспоримым результатом работы воспитанников в рамках проектной деятельности становятся выступления ребят на исследовательской конференции «Умники и умницы», где дети, глядя на алгоритм своего выступления, демонстрируют ряд опытов по естествознанию, делились своими открытиями и знаниями.
Для ознакомления дошкольников с основами географии и экологии во второй половине дня педагоги работают по проекту «Путешествие в мир».
В проект включены: тематическое планирование к занятиям с детьми 6–7 лет, совместная деятельность педагога с дошкольниками, игры по экологии и окружающему миру, экспериментальная деятельность с дошкольниками. В приложении представлены географическая азбука, правила поведения в природе, варианты домашних заданий для детей и родителей, а также любопытные факты из мира географии, механизмы.
Содержание состоит из шести разделов обобщающих понятий, включающих в себя 36 темы. Темы берутся поочередно, каждая тема раздела увязывается с другими пятью разделами (не с темами), подтверждая или отрицая их взаимосвязь.
Особой популярностью пользуется проект «Мы журналисты», цель которого - развитие связной диалогической речи. В рамках проекта воспитанники и родители предшкольных групп посетили городское телевидение, где ребята попробовали себя в роли видео - оператора, тележурналиста, ведущего. Стали участниками телепрограммы «Экибастузские новости». Также ребята посетили городскую типографию. У детей была возможность взять интервью и опубликовать его на страницах газеты. Материалы опубликованы в газете «Экибастузское обозрение». В канун Дня победы дошкольники посетили ветерана ВОВ Ахметова Талгата Бапаевича и сняли про него фильм «9 мая – День Великой Победы». Ежемесячно участники проекта выпускают журналы «Любознайка». В рамках проекта в Центре открыт Медиа-салон, где родители имеют возможность познакомиться с видео - и фотоматериалами о совместной работе педагогов и родителей, увидеть достижения своих детей.
Программа«Развиваем логику» (на основе блоков Э. Дьенеша) Отличительными особенностями программы являются развитие умственных способностей детей, умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, развитие познавательных знаний, с применением дифференцированного обучения, моделирования. Форма проведения – свободная игровая деятельность, дидактические игры на занятиях по ФЭМП.
Широкой полосой через всю работу Центра проходила работа с родителями по проектам «Папина школа», «Оздоравливаемся вместе», «Денсаулық жолыңжа», проект по гендерному воспитанию «Мы разные», проект по правовому воспитанию детей и родителей «Я и мои права».
Стало традицией проведение Дней открытых дверей, фотомонтажей, выставок детского творчества, спортивных праздников с участием пап, тренингов для родителей. Вместе мы организуем экскурсии для детей и проводим субботники.
Работа с одаренными детьми ведется психологом во вторую половину дня в клубе «Путешествие в Сообразилию». В течение года организовываются творческие конкурсы, интеллектуальные игры – соревнования, дающие детям возможность проявить свои способности и знания, а также стимул к познавательной деятельности. Финал этой работы – участие в интеллектуальном марафоне «Білімпаздар» на личное первенство.
Система работы была бы не полной, если бы в соответствии с направлением сада «Развитие интеллектуальных и творческих способностей» не было предусмотрено развитие детей в различных областях знаний вне занятий. Эту функцию выполняет система дополнительного образования. Сегодня в Центре работают 7 студий, которые посещают 213 дошкольников.
В 2011-2012 уч. году детский сад стал лауреатом областного фестиваля «Бүлдіршін», занял II место на городском конкурсе детского творчества «Сәулетай», 10 ребят стали победителями городского конкурса юных художников «Әсем Әлем», а Аханова Дарина обладателем ГРАН ПРИ.
Программы, реализуемые в Центре развития, скоординированы таким образом, что целостность педагогического процесса обеспечивается полностью. Содержание программ позволяет использовать широкий спектр знаний и необходимый уровень познания детей в различных сферах деятельности. Методы и приемы обучения, предусмотренные в программах стимулируют познавательную активность детей, воображение, творчество.
Сегодня мы можем уверенно сказать, что на базе нашего детского сада создана модель дошкольного учреждения с интеллектуальным компонентом образования, а коллектив Центра развития способен обеспечить достаточно высокий уровень качества образования в рамках обновления содержания дошкольного образования в целом.
Мы сделали детский сад своим домом, заботимся о его репутации, формируем свои традиции и свой неповторимый имидж.