Просмотр содержимого документа
«"Мнемотехника как средство развития мышления ребенка"»
« Мнемотехника как средсво развития мышления детей»
Хачатрян Лилит Суреновна - воспитатель
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 102 г. Томска.
Аннотация:
В данной статье рассматриваются современные формы и методы работы в дошкольных учреждениях, направленные на развитие речи дошкольников. Анализируются индивидуальный подход, игровые технологии, интерактивные методы, работа в группах и сотрудничество с родителями как ключевые аспекты эффективного обучения.
Ключевые слова: методы, развитие речи, дошкольное образование, индивидуальный подход, игровые технологии, интерактивные методы, работа в группах, сотрудничество с родителями, педагогические методики, обучение речи, дошкольные учреждения
Развитие речи является важным этапом психического развития ребенка, который оказывает влияние на его когнитивные, социальные и эмоциональные функции. Современные дошкольные учреждения активно исследуют и внедряют инновационные подходы к развитию речевых навыков детей. Основная цель — создать оптимальные условия для развития речевой деятельности и общения.
Интерактивные методы обучения, такие как использование интерактивных досок и компьютерных программ, позволяют создать благоприятную образовательную среду, способствующую активному участию детей в процессе обучения и развития их речевых навыков. Эти методы делают обучение более интересным и привлекательным для детей, стимулируя их к активному участию и самостоятельному исследованию.
Современные дошкольные учреждения активно применяют инновационные формы и методы работы для развития речи дошкольников. Индивидуальный подход, использование игровых технологий, интерактивные методы, работа в группах и сотрудничество с родителями являются ключевыми аспектами успешного развития речевых навыков у детей, способствуя их общему развитию и социализации.
Мнемотехника в развитии речи
Мнемотехника — это методы и приёмы, направленные на улучшение запоминания и восприятия информации. В контексте развития речи дошкольников мнемотехники могут быть использованы для усиления процессов запоминания слов, фраз и звуков, что способствует более эффективному развитию речевых навыков.
Ключевые аспекты использования мнемотехники
1. Ассоциации. Создание связей между новой информацией и уже известными фактами или образами помогает улучшить запоминание. Дошкольники могут использовать образы, ассоциируя их с новыми словами или понятиями.
2. Изображения и визуализация. Визуальные образы и изображения помогают детям лучше запоминать информацию. Педагоги могут использовать визуальные карты, иллюстрации и анимации для визуализации новых понятий и слов.
3. Ритм и рифма. Использование ритма и рифмы помогает детям легче усваивать информацию. Песни, стихи и ритмические упражнения стимулируют интерес и мотивацию ребенка к изучению речи.
4. Повторение. Регулярное повторение и практика помогают закрепить материал и улучшить навыки речи. Педагоги могут организовывать игровые упражнения и активности, в которых дети будут повторять и применять новые слова и фразы.
СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ
Мнемотехника в детском саду обычно осваивается на простых примерах. Сначала детей знакомят с мнемоквадратами – изображениями, которые обозначают одно слово. Затем усложняют занятия, демонстрируя мнемодорожки . Они представляют собой квадрат из четырех картинок, из которых можно составить небольшой рассказ. И наконец, самая сложная структура - мнемотаблицы. Они представляют собой изображения из основных звеньев .
мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица
Использовать мнемотехнику можно для легкого запоминания последовательности разных процессов. Например, последовательность мытья рук:
1. Открыть кран 2.Вязть мыло 3.Намылить руки
4.Сполоснуть руки 5.Закрыть кран 6.Вытереть руки полотенцем
Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевании и раздевании, чистка зубов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод , что использование в работе дошкольниками такой педагогической технологии, как мнемотехника, играет важную роль в развитии речи детей, развитии связной речи , памяти и мышления. Например, по мнемотаблице ребенок любого возраста может составить описательный рассказ на любую тему, согласно календарному плану. Дети описывают деревья, овощи, жилища, транспорт, животных и птиц. Это помогает повысить результативность занятия по развитию речи и содействуют формированию интересов детей к составлению рассказа.
Заучивание стихотворений
Мнемотаблица эффективна при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание, придумывается его изображение. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Затем ребенок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. В начальном этапе воспитатель предлагает готовую схему, а по мере обучения, так же активно подключается процесс создания ребенком своей схемы. Таким образом , постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству со взрослым. Дети старшего возраста рисуют схему самостоятельно, а затем все вместе отбирают наиболее удачные. И постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, он может самостоятельно нарисовать полное стихотворение. Практика показывает, что большинство детей в группе с легкостью учат стихотворение, им достаточно 10-15 минут для заучивания.
Запоминание последовательности цветов, дней недели. Проведем несколько известных мнемонических фраз или слов. На каждое название цветов подбираются слова и запоминаются.
Практика показала, что большинство детей в группе стали заучивать стихотворения наизусть с легкостю. Постепенно память дошкольников закрепилась ,стала более цепкой. Появились качественные изменения в развитии не только памяти, но и образного мышлении, а также творческого воображения. Дети стали запоминать лучше большой объем информации. Наша работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Использование мнемотехники мы представили, как начальную, но при этом эффективную технологию, так как она позволяет детям легче воспринимать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Список литературы
1.Большова Т.В. Учимся по сказке.Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.СПб. 2005 г.
2.Громова О.Е. Солоатина Г.Н.Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры,Дидактические материалы по развитию речи детей5-6 лет.Москва 2005г
3.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитие связной речи. Логопед.2008.№4
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}