Просмотр содержимого документа
«Методические разработки на тему "Здоровьесбережение"»
Методические рекомендации по здоровье сберегающим технологиям в творческих объединениях МБУДО «ДЮЦ»
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укрепления и совершенствования естественных возможностей организма.
Одним из направлений развития Центра являются здоровьесберегающие технологии, основой которых является регулярное проектирование деятельности по сохранению здоровья обучающихся и педагогов.
Вопрос о комфортности самочувствия ребенка в учреждении дополнительного образования - один из самых важных. Ребенок идет к нам и находится в учреждении, поскольку ему интересно, и до тех пор, пока интересно. Дети и подростки, приходящие к нам, реализуют свои творческие устремления, они находят здесь так необходимый для всех психологический комфорт. Понимая, что дети, приходящие к нам, по сути испытывают двойную нагрузку (это и занятия в школе и занятия в объединении), мы подошли к проблеме сохранения здоровья детей и подростков и разработали программу «Здоровье»,рассчитанную на детей, педагогов и родителей.
Работа коллектива по программе решает, как минимум, 3 основные задачи:
1. Создание комплекса условий для непрерывного, разностороннего и последовательного развития детей с учетом их индивидуальных способностей;
2. Развитие идеи объединения спорта, прикладного творчества, искусства, гармоническое сочетание их в жизни человека;
3. Убеждение детей и родителей в том, что индивидуальное развитие личности напрямую зависит от здорового образа жизни.
Прежде всего, в дополнительном образовании, здоровьесберегающая деятельность для обучающихся проводится через интересующие их направленности. ЦДТ предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:
- Военно-патриотическое
- Физкультурно-спортивное
- Эколого-биологическое
- Туристско-краеведческое
- Социально-педагогическое
- Научно-техническое
- Художественное
Эти направленности включают в себя работу с детьми и подростками, которые сочетают в своей жизни увлечение спортом, прикладным творчеством, исполнительским искусством и ищут пути их сближения. Педагог, проводя занятие, всегда должен помнить о сохранении здоровья своих воспитанников.
Так, на занятиях танцевальной студии используются упражнения для исправления дефекта стопы, укрепления мышц спины, стопы, рук, для поддержания правильной осанки. Танцы развивают мышление, эмоциональность, воображение, память.
Занимаясь оригами, лепкой из глины, соленого теста, дети стараются представить героев своих будущих работ в движении (изображение птиц, животных, людей). Занятия таким творчеством снимают агрессию, а положительные эмоции, которые при этом испытывает ребенок, благотворно влияют на его нервную систему, развивают мелкую моторику рук, координацию движений.
На занятиях драматического, музыкального кружков проводится гимнастика для губ и языка, работа над артикуляцией звуков, что исправляет дефекты речи, снимается комплекс неполноценности. На занятиях часто меняются виды деятельности: инсценировка, движение, пение, танец, импровизация.
Педагоги рукодельных кружков проводят с детьми гимнастику для глаз, упражнения для укрепления мышц спины, рук.
Кружки спортивной и военно-патриотической направленности совершенствуют ранее изученные приемы, комплекс упражнений по профилактике опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сутулость, искривление позвоночника).
Походы, туризм, экскурсии по экологической тропе, входящие в программы кружков туристско-краеведческой и эколого-биологической направленностей, полезны детям активными способами передвижения, что способствует укреплению здоровья, прогулки на свежем воздухе наполнены также воспитывающим и обучающим содержанием.
Кружки технического направления развивают пространственное мышление, умение планировать, развивают смекалку, изобретательность, настойчивость к работе, трудолюбие и терпеливость. В перерывах педагоги применяют упражнения по профилактике опорно-двигательного аппарата.
Кроме кружковых занятий, в Центре детского творчества проводятся массовые мероприятия спортивной, туристической направленности, в которых очень активно участвуют наши обучающиеся (это: игровые и спортивные программы, шахматные и шашечные турниры, туристско-краеведческие соревнования «Юный Робинзон», День здоровья и другие).
Но не нужно думать только о здоровье детей, необходимо сохранять и здоровье педагогов Центра. Этому в программе посвящен целый раздел. Многие работники приходят к нам уже с отклонениями в состоянии здоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия по повышению защитных сил организма, по снижению интенсивности стрессовых воздействий. Администрация учреждения занимается не только проблемой двигательного режима для педагогов (группа здоровья, физкультминутки, медосмотры, диспансеризация), но и создание психологического комфорта, душевного равновесия (наличие комнаты для отдыха, совместные выходы на природу, вечера отдыха, тренинги по психологии, анкетирование и др.).
И еще одним важным аспектом программы «Здоровье» является связь учреждения с родителями кружковцев. Распространены групповые и индивидуальные консультации педагогов, проводится на родительских собраниях цикл бесед о здоровом образе жизни, «Веселые старты», подвижные игры, открытые занятия кружков, занятия ритмикой.
Стремительное падение уровня здоровья детей и подростков ведет к тому, что только совместные усилия педагогов, родителей, специалистов могут принести положительный эффект. И учреждение дополнительного образования должно сыграть в этом не просто большую роль, но и призвано стать одним из обязательных звеньев в организации этих усилий.