Методические рекомендации к формированию навыков здорового образа жизни
Методические рекомендации к формированию навыков здорового образа жизни
Здоровый образ жизни − категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребёнка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребёнка с внешней социальной и экологической средой. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребёнка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н. В. Бордовской, В. П. Озерова, С. Ю. Толстовой, О. Л. Трещевой, С. О. Филипповой подчёркивается роль социума как среды формирования у детей определённого образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В. П. Петленко и Н. Г. Веселова. Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С. В. Васильева, Г. К. Зайцева, Н. Б. Захаревич, Е. Е. Луниной. Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О. Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. По мнению Н. Ю. Савельевой, «дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни». Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А. Ф. Аменд, Е. Г. Кушниной, Л. И. Пономаревой, З. И. Тюмасевой, В. Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З. И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по её мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е. Г. Кушнина, О. А. Овсянникова, Т. В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребёнка ощущения своей неразрывности с природой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к формированию навыков здорового образа жизни»
Методические рекомендации к формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей.
Содержание Введение 1. Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 1.1 Проблемы формирования здорового образа жизни в трудах учёных и содержание понятия «здоровый образ жизни» 1.2 Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью 2. Здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования 2.1 Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель, задачи, виды 2.2 Формирование навыков здорового образа жизни дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности Заключение Список использованной литературы
Введение
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, учёные отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё…». Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому в современном мире приоритетным направлением в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни является проблемой актуальной и значимой в современных условиях, так как мы, воспитатели, всё чаще сталкиваемся с такими проблемами, как ослабленное здоровье детей; низкий уровень их физического развития и т. д. Главная идея опыта работы по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о здоровье с детства, ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Объект исследования – методы и средства формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Цель работы – исследовать особенности формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников. В соответствии с целью мы ставим следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Изучить основы формирования у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. 3. Определить содержание здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования. 4. Раскрыть значение здоровьесберегающих технологий для формирования навыков здорового образа жизни дошкольников. 5. Выявить уровень сформированности навыков здорового образа жизни дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности. Для решения поставленных задач были определены методы исследования: ─ теоретические; ─ эмпирические. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста являются актуальными в современных условиях, а материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного дошкольного образовательного учреждения.
1. Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 1.1 Проблемы формирования здорового образа жизни в трудах учёных и содержание понятия «здоровый образ жизни».
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для наших детей, в результате создаётся хаотичность в представлениях ребёнка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются учёные из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков), психологии (О. С. Осадчук), экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и другие). Интерес учёных к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни − процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, как отмечает ряд авторов (А. Ф. Аменд, С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, О. Ю. Толстова, З. И. Тюмасева и другие), − проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих культуры здорового образа жизни. Здоровый образ жизни − категория, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребёнка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребёнка с внешней социальной и экологической средой. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребёнка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н. В. Бордовской, В. П. Озерова, С. Ю. Толстовой, О. Л. Трещевой, С. О. Филипповой подчёркивается роль социума как среды формирования у детей определённого образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В. П. Петленко и Н. Г. Веселова. Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С. В. Васильева, Г. К. Зайцева, Н. Б. Захаревич, Е. Е. Луниной. Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О. Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. По мнению Н. Ю. Савельевой, «дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни». Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А. Ф. Аменд, Е. Г. Кушниной, Л. И. Пономаревой, З. И. Тюмасевой, В. Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З. И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по её мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е. Г. Кушнина, О. А. Овсянникова, Т. В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребёнка ощущения своей неразрывности с природой. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если: − определено содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические, и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды; − спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и «образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ жизни − основа сохранения и укрепления здоровья» − и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни; − разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методико-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей. Ещё раз подчеркнём, что на формирование системы знаний и умений в области здорового образа жизни у ребёнка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни. Проблема формирования здорового образа жизни у детей занимает одно из центральных мест в разработке научных основ практической психологии и педагогики (В. Г. Алямовская, О. А. Ахвердова, В. И. Бондин, Г. К. Зайцев, Э. М. Козин и другие). Авторами выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей в период их пребывания в дошкольных учреждениях целесообразные для их возраста навыки и привычки здорового образа жизни, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности. Рассмотрим концепцию о здоровом образе жизни. По мнению ряда исследователей, здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и другие) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. В узко биологическом смысле речь идёт о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой ─ важнейшая задача любого цивилизованного общества. Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, ─ это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания (Р. Е. Мотылянская, Э. Я. Каплан, В. Н. Артамонов). Так, Ю. П. Лисицын даёт следующее определение: «Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни». Ю. В. Валентяк, А. В. Мартыненко, В. А. Полесский указали, что под «здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой». Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время не существует однозначного определения здорового образа жизни. Проблема формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников является актуальной и занимает одно из центральных мест в современной научной теории и практике.
1.2 Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью. Привычка к здоровому образу жизни − это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребёнку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребёнка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье − текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье − уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье − состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребёнка? По мнению многих исследователей, здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% − от условий внешней среды, то есть, экологии, на 10% − от деятельности системы здравоохранения, а на 50% − от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и других), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Как считают многие учёные, именно дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребёнком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям − всё это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребёнка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни − это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни: − занятия физкультурой, прогулки; − рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; − дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды; − бережное отношение к окружающей среде, к природе; − медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций; − формирование понятия «не вреди себе сам». Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личности. Отношение ребёнка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Так, в среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но, что значит быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить ещё не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым − значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также со стороны своих собственных действий (есть мороженое, мочить ноги и т. д.). В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчётливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии, так и от внешней среды. При определённой воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять психический и социальный компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остаётся достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нём, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлаждённого лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т. п.). Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни на доступном пониманию детей уровне становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу − становление у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Таким образом, отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. А формирование этой потребности ─ главная задача дошкольных учреждений и семьи. Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. Но такой потребности у детей дошкольного возраста ещё нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. Биологические потребности (голод, жажда и другие), потребность в безопасности, любви, присущие ребёнку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И её возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребёнок. Гигиенически организованная социальная среда нахождения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у них потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребёнок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несёт большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создаёт предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности − задача очень важная, и осуществляется она через оздоровительную деятельность дошкольного образовательного учреждения. Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишён этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щёткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит. Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (а не навыков и умений) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в детском саду. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных привычек. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи − одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтён лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов. И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности − от потребности к здоровому образу жизни − таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения. Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своём организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у детей формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти и другие гигиенические знания дети приобретают в дошкольном образовательном учреждении. Четвёртым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей. Адекватно оценивая актуальные возможности, видя перспективы их роста, дети начинают выстраивать образ себя «будущего». Мало того, они начинают любить этот образ и стремиться к достижению этого идеала. Отсюда следует, что взрослые должны иметь представления об «идеалах» детей и помогать в их актуализации. Они должны уметь «организовать» успех каждому ребёнку. Чувствуя поддержку, видя свои растущие возможности, дети стремятся к новым физическим и личностным достижениям или, говоря психологическим языком, встают на путь саморазвития и самовоспитания. Итак, именно дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни детей. Привычка к здоровому образу жизни − это главная, основная, жизненно важная привычка; она объединяет в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому именно в дошкольном детстве закладываются основы здорового образа жизни через различные формы взаимодействия с воспитанниками.
2. Здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования. 2.1 Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель, задачи, виды. Основная задача дошкольных образовательных учреждений ─ подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определённые привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий. Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие «технология». Технология ─ это инструмент профессиональной деятельности педагога. Что же такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ─ технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования ─ задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения детей к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым цель здоровьесберегающих технологий ─ содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Учёные выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для дошкольных образовательных учреждений средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе. 2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. 3. Конструктивное партнёрство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании ─ это классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Итак, рассмотрим виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. • медико-профилактические; • физкультурно-оздоровительные; • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка; • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и т. п. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель ─ становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий ─ учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка ─ технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольников. Основная задача этих технологий ─ обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ. Перечислим основные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольных образовательных учреждениях: стретчинг, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, точечный массаж, самомассаж, ароматерапия, су-джок массаж, корригирующая гимнастика, физкультминутки и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, а именно, на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников образовательных учреждений.
2.2 Формирование навыков здорового образа жизни дошкольников в процессе непосредственно образовательной деятельности. Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации). На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем формированию здорового образа жизни. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Занятия по изобразительной деятельности можно направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о здоровом образе жизни в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины. На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для здорового образа жизни развития творческих возможностей человека. Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности. Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих здоровому образу жизни. Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур. Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о здоровом образе жизни способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками. Таким образом, формирование основ здорового образа жизни дошкольников обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, то есть совокупность осознанного отношения к здоровью ребёнка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.
Заключение Я в своей работе применяю следующие здоровьесберегающие технологии. Ежедневно мы с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. В то же время утренняя гимнастика создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а это в свою очередь, способствует формированию у детей навыков здорового образа жизни. В режимные моменты я включаю подвижные и спортивные игры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, различные физкультминутки, которые также направлены на укрепление здоровья дошкольников и улучшение их эмоционального состояния, а также развитие мелкой моторики. Ежедневно я создаю благоприятные условия для того, чтобы дети могли спокойно и вовремя заснуть, а после тихого часа мы выполняем комплекс необходимых закаливающих процедур: ароматерапия, релаксация, гимнастика после сна в кроватках, ходьба по тропе здоровья, массаж, водные процедуры. С помощью дидактических и сюжетно-ролевых игр мы прививаем детям культурно-гигиенические навыки, которые являются одним из важнейших компонентов здорового образа жизни. Огромную роль для укрепления здоровья дошкольников имеют, конечно, прогулки на свежем воздухе, а также ежедневное проветривание. Тесно мы сотрудничаем с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья воспитанников: даём различные рекомендации, консультации, проводим анкетирование с целью выявить, какие средства, методы и формы используют родители по формированию у детей навыков здорового образа жизни. Итак, именно дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни детей. Привычка к здоровому образу жизни − это главная, основная, жизненно важная привычка; она объединяет в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому именно в дошкольном детстве закладываются основы здорового образа жизни через различные формы взаимодействия с воспитанниками.
Список литературы: 1. Береснева З. И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. ─ М.: ТЦ Сфера, 2008. ─ 32 с. 2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод. пособие / Т. Л. Богина. ─ М.: Мозаика-Синтез, 2005. 3. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. ─ М.: Просвещение, РОСМЭН, 2006. 4. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. ─ 2-ое издание. Исправл. и дополн. ─ М.: Издательство ГНОМ, 2004. ─ 344 с. 5. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. ─ М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. ─ 208 с. 6. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. ─ Волгоград: Учитель, 2009. ─ 218 с.: ил. 7. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. ─ 2-ое изд., испр. и доп. ─ М.: АРКТИ, 2003. ─ 64 с. 8. Моргунова, О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: практическое пособие / О. Н. Моргунова. ─ Волгоград: Учитель, 2005. 9. Сластникова. Л. «Азбука здоровья» / Л. Сластникова // Здоровье дошкольника. ─ 2012. ─ № 4. С. 12-16. 10. Сундукова А. Х. Волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие / А. Х. Сундукова. ─ М.: Дрофа, 2010. ─ 76 с.