21 февраля отмечается Международный день родного языка. Каждый народ, живущий на нашей планете – это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. Язык каждого народа – уникален и бесценен. Одна из важнейших задач современного человечества – сохранить языковое разнообразие для будущих поколений.
Нам, русским, достался в наследство великий язык Пушкина и Тургенева, Чехова, Есенина и Цветаевой. Сберечь его, не утратить его красоты, мощи, лиричности, прелести и чистоты – наша миссия. Процветает тенденция абсолютно глупых, не имеющих смысла заимствований из иностранных языков, особенно у молодого поколения. Иностранный сленг проникает просто повсеместно, включая центральное телевидение, присутствует даже в речи педагогов.
Как бороться с этим, что противопоставить?
Наверное, только произведения «золотого фонда» отечественной художественной литературы, выступления великих мастеров русской театральной школы, которые являются эталонными речевыми образцами высшей пробы.
И, конечно же, высокий уровень самоконтроля, чтобы не уподобиться тем, для кого не дороги культурные традиции предшествующих поколений, создавших великий русский язык.
Речевой образец воспитателя очень важен для его воспитанников. Не будем опускать «высокой планки» ответственности перед нашими юными слушателями, научим их любить родной русский язык на примерах народных сказок, зачаровывающих своей музыкальностью и глубинным смыслом древних былин русского народа, насыщенных великой мудростью и тонким юмором басен И.А. Крылова, гениальных стихов А.С. Пушкина и С.А. Есенина, Е.В. Благининой и М.С. Пляцковского, прозы Л.Н. Толстого и М. Пришвина, и многих-многих других наших любимых писателей и поэтов.
Воспитание любви к родному языку – важнейшая задача нашего проекта. Конечно это дело не одного дня – 21 февраля, а дело всей нашей жизни.
Пусть девизом нашего проекта станут бессмертные строки гениальной русской поэтессы А.А. Ахматовой из стихотворения «Мужество», написанные в тревожном 1942 году в Ленинграде и актуальные и в наши дни:
«И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки.»
Информационный паспорт проекта.
Название проекта: «Международный день родного языка».
Тип проекта: краткосрочный.
Возраст детей: 5-7 лет.
Взаимодействие педагогов: воспитатели группы, руководитель изостудии.
Цель: приобщение детей к культурным традициям родной страны, развитие кругозора, разносторонних интересов.
Задачи:
развивать познавательную и речевую активность, поисковую и творческую деятельность;
формировать общую культуру личности каждого воспитанника, способствовать развитию их социальных, нравственных, патриотических, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности;
оказывать поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
Продукт совместной деятельности:
Викторина «Великий и могучий русский язык»
Сюжетно-ролевая игра «Праздник наших букв»
Фотогалерея «День родного языка»
Ключевые слова: родной язык, традиции родной страны, патриотизм, культура.
Кульминация проекта: участие во всероссийских и международных конкурсах и викторинах, посвященных Международному дню родного языка.
Заключение.
Достигнутые результаты:
Дети:
Получили знания о родном языке, истории его развития;
Получили возможность выразить свои впечатления, эмоции, применить новые знания в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности, проявить творческую активность и самостоятельность;
Уточнили свои представления о многообразии языков народов России, различных стран мира.
Родители:
Получили новую информацию о важных аспектах развития речи детей дошкольного возраста;
Углубили свои представления о деятельности дошкольной организации в формировании познавательных интересов, развития творческой и речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Педагоги:
Инициировали проведение тематического дня, посвященного родному языку;
Разработали новые продукты методической деятельности, которые будут способствовать повышению качества дошкольного образования, росту педагогического рейтинга творческой группы и ДОУ.
Основная часть.
Дата
Содержание деятельности
21 февраля
Преобразование предметно-пространственной среды группы и детского сада.
Центр речевого развития
Организация книжной выставки «Великий и могучий русский язык»
Выполнение творческих заданий «Буква-озорница»
Центр театрализованной деятельности
Атрибуты для перевоплощения: костюмы, шапочки и т.д.
Театрализованный спектакль «Как буква Ы на работу опоздала»
Музыкальный центр
Организация работы музыкального театра и выступлений ведущих солистов дня: гласных букв русского алфавита
Плакаты «Мое первое слово», «Главное слово на свете-мама!»
Фотовернисаж «День родного языка»
Беседы по теме проекта
«Азбука – прошлое и настоящее»
«Первые русские книги»
«Моя любимая азбука в стихах»
«Зачем нужна азбука?»
«А.С. Пушкин и первые сказки для детей»
Работа с родителями
Информирование родителей о целях и задачах нового проекта
Сотрудничество детского сада и семьи в создании атрибутов, пособий, которые помогли бы разнообразить детскую познавательную и творческую деятельность
Создание детско-родительских проектов «Как я (моя мама, папа или дедушка) научился читать»
Познавательно-исследовательская деятельность
Сравнительный анализ древнерусской азбуки просветителей Кирилла и Мефодия и современной азбуки
Выполнение творческих заданий:
«Тайны города Букваринска»
«Если буква заблудилась»
Чтение художественной литературы
Андрей Усачев «Читать ужасно интересно!»
Марина Потоцкая «Как Петька научился читать»
Виктор Драгунский «Заколдованная буква»
Л.Н. Толстой «Филлипок»
Кульминация проекта:
Викторина «Великий и могучий русский язык»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОЕКТУ
«Международный день родного языка».
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 21 ФЕВРАЛЯ.
I половина дня.
УТРЕННЯЯ БЕСЕДА «Мой родной язык».
Цель: уточнение детских представлений о национальной и гражданской принадлежности, разнообразии языков народов России.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ ЦЕНТРЕ.
Организация книжной выставки «Великий и могучий русский язык». Рассматривание азбук, букварей, детских словарей, развивающих книг. Сравнение древнерусского алфавита с современным.
Цель: воспитание потребности в общении с книгами как важнейшим источником знаний, одним из уникальных изобретений человечества.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «Сольные концерты гласных букв».
ТРУДОВАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Работа мастерской юных скульпторов и художников по созданию скульптур, портретов, сувениров по теме проекта.
Цель: развитие детского творчества и самостоятельности.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Андрей Усачев «Читать ужасно интересно!»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Цепочка слов».
Цель: упражнять детей в звуко-буквенном анализе слов, развивать логическое мышление.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Разучивание и толкование пословиц: «Аз да буки избавят нас от скуки», «Азбука – к мудрости ступенька».
Цель: воспитание ценностного отношения к народной мудрости.
Самостоятельная театрализованная, познавательная, игровая и изобразительная деятельность детей по теме проекта.
Рассматривание энциклопедических и познавательных изданий для детей;
Придумывание картинок для создания развивающей игры «Кубики историй»;
Настольные и развивающие игры по выбору детей.
ПРОГУЛКА.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ.
Отметить характерные природные явления, связанные с сезоном, t° воздуха.
Цель: развитие наблюдательности, мышления, речи.
ТРУД: наполнить кормушки для птиц.
Цель: воспитание заботливого отношения к тем, кто терпит нужду,
Д/И «На каком языке говорят во Франции, Англии, Китае, Японии и т.д.»
Цель: развитие логики, кругозора.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
МИНИ-БЕСЕДЫ «Зачем нужна азбука?», «Главное слово на свете», «Кто мне помогает научиться читать?»
Разучивание пословиц об обучении и науке.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: фиксация t° воздуха, использование «снегомера» для наблюдения за количеством выпавших осадков.
ИОС «Уроки доброты».
Цель: стимулировать проявления положительных нравственных качеств и эмоций во время возвращения с прогулки и раздевания. Помогать друг другу убирать вещи для просушивания.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Марина Потоцкая «Как Петька научился читать».
II половина дня.
БЕСЕДА «Л.Н. Толстой и его школа для крестьянских детей в Ясной поляне».
Цель: воспитание гуманизма, стремления обучаться, развитие эмоционального интеллекта.
КУЛЬМИНАЦИЯ: викторина «Великий и могучий русский язык».
Цель: уточнение полученных в ходе работы над проектом знаний, воспитание стремления к познанию нового, неизведанного.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
Разработка эскизов и рисование плакатов по теме проекта.
ФОТО НА ПАМЯТЬ: «День родного языка в нашей группе».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА с желающими по выполнению заданий «Тайны города Букваринска», «Буква-озорница».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Праздник наших букв», «Школа », «Книжный магазин», «Библиотека».
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: драматизация по сказке «Как буква Ы на работу опоздала».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: поблагодарить родителей за участие в предварительной работе по подготовке развивающей среды группы, предложить продолжить тему проекта в вечерних домашних беседах «Как мама (папа, бабушка, дедушка) научилась читать», «Любимые книги нашей семьи».
ПРОГУЛКА.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ДОЛГОТЫ ДНЯ.
Цель: развитие представлений о сезонных изменениях в природе.