Методическая рекомендация по организации и проведению итогового занятия в учреждении дополнительного образования.
Методическая рекомендация по организации и проведению итогового занятия в учреждении дополнительного образования.
Методическая рекомендация по организации итогового занятия по английскому языку для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста предназначена для педагогов дополнительного образования. Данный материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы с детьми, и поможет сделать занятия более интересными, эффективными и привлекательными для детей.
В содержание работы входят рекомендации по проведению итоговых занятий в учреждении дополнительного образования, а также практические рекомендации по организации итогового занятия по английскому языку с учащимися дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация по организации и проведению итогового занятия в учреждении дополнительного образования.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ»
ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА
Методическая рекомендация по организации и проведению итогового занятия в учреждении дополнительного образования.
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Диогенова Инна Николаевна
г. Липецк, 2019 г.
Аннотация
Методическая рекомендация по организации итогового занятия по английскому языку для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста предназначена для педагогов дополнительного образования. Данный материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы с детьми, и поможет сделать занятия более интересными, эффективными и привлекательными для детей.
В содержание работы входят рекомендации по проведению итоговых занятий в учреждении дополнительного образования, а также практические рекомендации по организации итогового занятия по английскому языку с учащимися дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Когда учебный год подходит к концу, приходит время подвести итоги. У детей свои итоги, у педагогов свои, но главным завершающим учебный процесс элементом являются итоговые занятия. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения. Кроме того, итоговые занятия - это ещё и обязательный анализ и систематизация знаний. Занятия такого рода проводятся регулярно в конце каждого учебного этапа. Благодаря проведению итоговых занятий, педагог может иметь представление о степени усвоения знаний, планировать, если это необходимо, дополнительные учебные занятия, следить за тем, насколько подходит выбранная образовательная программа поставленным целям и задачам, а также соответствуют ли её возможности возрасту и особенностям детей, и, если требуется, вносить в неё изменения.
Рекомендации по проведению итоговых занятий в учреждении дополнительного образования
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.
Одна из форм работы – итоговое занятие. Итоговое занятие – это занятие, на котором анализируются и демонстрируются результаты освоения обучающимися содержания образовательной программы, оцениваемые различными формами промежуточной или итоговой аттестации.
Итоговое занятие в системе дополнительного образования проводится:
после изучения большой темы или раздела;
по окончании полугодия;
по окончании учебного года;
по окончании обучения по дополнительной образовательной программе.
Цель итогового занятия:
Подведение итогов работы группы обучающихся по освоению дополнительной образовательной программы.
Получение и обобщение сведений для совершенствования педагогом образовательного процесса по образовательной программе и методики обучения.
Задачи итогового занятия:
Определить степень результатов обучения по образовательной программе;
Проверка теоретических знаний и практических умений учащихся;
Закрепление теоретических знаний и практических умений по образовательной программе;
Реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях.
Требования к итоговому занятию:
Педагогом составляется конспект проведения итогового занятия;
Тема итогового занятия тщательно продумывается, может носить творческий характер;
Задачи итогового занятия должны определять, какой материал вынесен для подведения итогов выполнения образовательной программы;
Итогового занятия должно быть направлено на обобщение, повторение, подведение итогов изученного за учебный год;
Педагог определяет основные понятия, термины, необходимые для повторения и обобщения материала;
Форма проведения занятия должна соответствовать теме занятия, отвечать его задачам.
Структура итогового занятия:
Должна быть логичной и отвечать следующим требованиям;
Комплексное планирование познавательных и воспитательных задач;
Выделение главного в занятии;
Определение последовательности этапов и оптимальное распределение времени между ними;
Целесообразное применение разнообразных средств и методов обучения;
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
Создание необходимых материальных условий;
Подведение итогов итогового занятия.
Особенности подготовки итогового занятия:
На итоговое занятие могут быть приглашены: педагоги дополнительного образования, родители, учащиеся других объединений и т.д.;
Кабинет может быть оформлен;
Подобрано музыкальное сопровождение, мультимедийное, и др.;
Подготовлены разные формы поощрения и награждения.
Подготовка педагога к итоговому занятию:
Составление конспекта занятия. Необходимо сформулировать задачи в аспекте развития, обучения, воспитания. Задачи должны соответствовать цели;
Составление теоретических вопросов;
Продумывание и отработка практических заданий;
Подготовка методических материалов: наглядные и раздаточные, инструменты, материалы для практической работы, литература;
Создание такой обстановки на занятии, при которой раскроется весь запас знаний, умений, навыков каждого ребёнка. Результативное выполнение всех заданий;
Прогнозирование результатов занятия. В конце занятия подвести итоги, обсудить результаты, которые должны отражать степень достижения поставленных задач и соответствовать цели занятия.
Подготовка педагогом учащихся к итоговому занятию:
Обсуждение с учащимися значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
Уведомление о дате, времени и форме проведения итогового занятия;
Обсуждение с учащимися формы проведения, критериев оценки результатов занятия;
Сообщение вопросов тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Итоговый контроль:
Проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, умений и навыков по образовательной программе;
Получения сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.
Формы организации итогового занятия:
Специфика деятельности дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм итогового занятия;
Успех итогового занятия будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм;
Итоговое занятие может проводиться в любой форме (занятие, игра, диспут, реферат, выставка, опрос, концерт, тест, конкурс творческих работ, турнир, викторина, соревнование, доклад и т.д., и т.п.), везде, где прослеживается алгоритм получения и реализации знаний, умений и навыков учащихся.
Планирование итогового занятия:
План - конспект - это документ, в котором отражены: тема, концепция, содержание и результаты итогового занятия;
Планирование является обязательным для каждого итогового занятия;
Педагог при проведении итогового занятия составляет и представляет комиссии (жюри, коллегам) его план.
План - конспект итогового занятия:
Вступительная часть:
Название детского объединения, отдела;
Дата, время, место проведения занятия;
Номер и год обучения учебной группы
Фамилия, имя, отчество педагога;
Состав учебной группы;
Тема занятия;
Концепция занятия, включая цели и задачи.
Форма итогового занятия:
Занятие, конкурс, доклад, реферат, игра, концерт, соревнование и т. д.
Форма организации работы: групповая, по подгруппам, делится по командам и т.д.
Структура итогового занятия:
Вводная часть занятия - организационный момент - (приветствие, рассаживание детей на места), постановка цели и задач;
Основная часть занятия - краткое содержание и время теоретической части занятия;
Задание (содержание) практической части занятия;
Физкультминутка;
Практическая работа;
Подведение итогов итогового занятия;
Методы обучения;
Материально – техническое оснащение занятия.
Учащимся по итогам завершения обучения по образовательной программе, могут выдаваться следующие аттестационные документы: сертификаты о полученном дополнительном образовании, утверждённых форм: удостоверения, свидетельства, дипломы, благодарности. Помимо аттестационного документа могут вручаться благодарственные письма, поощрительные призы и подарки. Во многих детских объединениях и коллективах используются традиции, которые укрепляют и сплачивают коллектив, такие как чаепитие, фотографирование на память, посадка деревьев, составление обращения к новичкам, клятва.
Организация итогового занятия по английскому языку с дошкольниками.
Особое место в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста занимают итоговые занятия. Их задачи и формы проведения могут быть различны. Во время проведения такого занятия педагог может подытожить несколько пройденных тем, подобрать игры, закрепляющие полученные знания и дать возможность детям проявить свои способности, участвуя в весёлых конкурсах и соревнованиях. Итоговое занятие проводится после изучения большой темы или раздела, по окончанию полугодия или учебного года, а так же по окончанию обучения по дополнительной образовательной программе.
Целью итогового занятия является подведение итогов работы группы обучающихся по освоению учебного материала. Кроме того, итоговые занятия позволяют педагогу получить сведения для совершенствования дальнейшего процесса обучения.
Задачи итогового занятия:
Определить степень результативности процесса обучения.
Проверить теоретические знания и практические умения, полученные за период обучения.
Закрепить теоретические знания и умения и реализовать их в новых условиях.
Подготовка итогового занятия требует тщательного подбора материала и определения формы проведения занятия, которая должна соответствовать теме занятия и его задачам.
Творческий подход к организации итогового занятия позволяет сделать его более эффективным и интересным для учащихся. На итоговое занятие можно пригласить родителей, педагогов, учащихся из других групп. Кабинет может быть оформлен рисунками детей, подобрано музыкальное сопровождение, подготовлены разные формы поощрения и награждения. К подготовке итогового занятия педагог может подключить учащихся, обсуждая с ними выбор темы занятия, предоставляя им возможность участвовать в подборе учебного материала и игровых моментов. Формы итогового занятия могут быть различными (занятие-игра, концерт, тест, викторина, проектное занятие). Выбор формы зависит от задач, поставленных педагогом, возрастных особенностей учащихся и изученного учебного материала.
Рекомендуемые формы и темы итоговых занятий по английскому языку с дошкольниками:
Итоговое занятие «Путешествие на далекий остров» проводится в виде занятия-путешествия по англоязычным странам, где учащиеся в игровой форме повторяют учебный материал: страноведческие знания, достопримечательности стран изучаемого языка, традиции.
Итоговое занятие «Английская школа», где учащиеся выступают в роли учителей разных предметов, вместе с педагогом подбирают материал и готовят задания для всех. Свой 10-минутный «урок» они стараются сделать интересным. А возможность поставить оценку и поправить ошибки своих друзей делает занятие ещё более увлекательным.
«Праздник английского алфавита», «Праздник воздушных шаров» проводятся как итоговый праздник по закреплению пройденного материала.
Концерт «Звездный час» проводится для закрепления песен, стихов. Ребятам дана возможность почувствовать себя «звездами» на сцене.
Театрализованные постановки проходят в форме спектакля на английском языке.
Мастерская «Художники» проходит в виде создания выставки рисунков и поделок по пройденным темам.
Все виды итоговых занятий проводятся в игровой форме. Использование на итоговом занятии игровых моментов также необходимо, как и во время проведения других занятий.
Список используемых источников, литературы:
Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] /А. Г. Асмолов // - Внешкольник, 1997, № 9.
Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001. – 100с.