В настоящее время знакомство дошкольников с культурными истоками становится одним из приоритетных направлений. В народе всем известен обычай, дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. Сегодня такое русское народное творчество, как изготовление тряпичных кукол, начинает возрождаться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
История народной игрушки В настоящее время знакомство дошкольников с культурными истоками становится одним из приоритетных направлений. В народе всем известен обычай, дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. Сегодня такое русское народное творчество, как изготовление тряпичных кукол, начинает возрождаться.
Среди других видов кукол ,тряпичная кукла считалась самой главной , потому что она сохраняла в себе традиции ,обряды русского народа. И даже сейчас о старинных праздниках и обычаях мы можем узнать через куклу.
Если бы в наше время зять получил в подарок от своей тещи куклу на санках, он скорее всего ничего не понял. А раньше – по русским традициям - это означало, что теща приглашает зятя на блины. Своей матери дочка сообщала о беременности, даря куклу с животиком, а количество цветов на фартуке передавало месяц беременности. И ничего удивительного в этом не было. Каждый треугольник и квадрат, частичка куклы несли свою информацию о человеке сделавшем его. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной, со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак, или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно - беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком.
Древняя народная традиция делать куклы отражает историю, традиции, характерные черты народа, его верования и обычаи.
Маленьким детям кукол шили мамы, бабушки и сестры, а уже с пяти лет куклу уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол не было лица и она выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому заготовки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Куклы бережно хранились в семье и вместе с традиционными семейными реликвиями передавались из поколения в поколение. Игрушки никогда не разбрасывались по избе, а хранились в корзинах или коробах.
Тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Изготовление куклы не требует никаких лекал и выкроек, поэтому всегда получаются индивидуальные результаты. Куклы подобны, но не одинаковы. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
(Фото )
Занимаясь изготовлением традиционной куклы, ребенок из уст взрослого узнает историю своего народа, своей страны; поднимет самооценку ребенка; вызывает у ребенка чувство любви и привязанности, требует бережного отношения.
Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово-обережных
кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на
потом».
Поэтому, начинать такую работу целесообразно с детьми дошкольного возраста. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.