kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для педагогов : Дополнительная образовательная программа "В мире оригами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа В мире оригами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагогов : Дополнительная образовательная программа "В мире оригами"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА



ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

от













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«В МИРЕ ОРИГАМИ»






Возраст воспитанников: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год







Автор – составитель:

Переверзева В.С













г.Волгодонск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка


1.1.

Актуальность

4

1.2.

Направленность

5

1.3.

Новизна

5

1.4.

Педагогическая целесообразность

5

1.5.

Цель и задачи

5

1.6.

Отличительные особенности программы

6

1.7.

Адресат

6

1.8.

Возрастные особенности детей

6

1.9.

Планируемые результаты освоения программы

9

1.10.

Формы педагогической диагностики

9

2.

Содержание программы:


2.1.

Принципы и подходы реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «В мире оригами»

11

2.2.

Схема построения кружка

11

2.3.

Методика изучения материала

12

2.4.

Перспективный план дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «В мире оригами»

14

3.

Методическое сопровождение


3.1.

Формы занятий

14

3.2.

Дидактический материал

15

3.3.

Предполагаемый результат

15

3.4.

Формы сотрудничества с семьей

16

4.

Организационный раздел


4.1.

Материально-техническое обеспечение

16

4.2.

Литература

17


Приложение 1. Педагогическая диагностика детей 6-7 лет по художественно – эстетическому развитию

18


Приложение 2. Перспективный план дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «В мире оригами»

20


















Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.Н.Игнатьев, И.Я.Лернер и другие подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Дополнительная общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности «В мире оригами» (далее - программа) разработана в соответствии с:

 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

 приказами Министерства просвещения Российской Федерации:

- от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 г., регистрационный N 52831);

- от 5 сентября 2019 г. N 470 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2019 г., регистрационный N 56617);

- от 30 сентября 2020 г. N 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2020 г., регистрационный N 60590).

 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 года N 629 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Постановление от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

1.1.

Актуальность

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Для того, чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стал оригами.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

В соответствии с ФГОС ДО  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  одним из направлений  содержания образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества

1.2.

Направленность

Программа направлена:

- на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка;

- на развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук;

- на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.


1.3.

Новизна


Новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – оригами, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста, а также новизна заключается в развитии не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира».


1.4.

Педагогическая целесообразность


Педагогическая целесообразность программы «Оригами» объясняется тем, что в ней основной материал — бумага, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

1.5.

Цель и задачи

Основная цель программы: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из бумаги.

Задачи:

1. Обучающие:

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2. Развивающие:

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

- Развивать у детей творческую активность и инициативу.

- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

3. Воспитательные:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Формировать умение работать в коллективе.

4. Коммуникативные:

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).


1.6.

Отличительные особенности программы


В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с бумагой ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.


1.7.

Адресат


Программа рассчитана на 1 год обучения для детей от 6до 7 лет в группе компенсирующей направленности.

Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Обязательны консультации и разрешение родителей.

Год обучения составляет 35 часов.

Количество занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 25 минут.

1.8.

Возрастные особенности детей

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).


Дети посещают группу компенсирующей направленности и имеют III уровень речевого развития.

Дошкольники III уровня речевого развития могут более свободно общаться с окружающими. Их речь развернутая, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы.

В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании.

При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Нарушено звукопроизношение. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков.

Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена. Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Важно отметить, что у всех детей группы отмечается пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имеются специфические особенности их мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения. Эти дети, неловки, движения их плохо координированы недостаточно развита моторика рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционной педагогике выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; . Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.

Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимо отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.


Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника шло параллельно и взаимосвязано.

По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга.

Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В процессе своей работе привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка.


1.9. Планируемые результаты освоения программы:

-научатся различным приемам работы с бумагой;

-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

-познакомятся с искусством оригами;

-овладеют навыками культуры труда;

-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Форма подведения итогов:

• Организация выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д.


1.10.

Формы педагогической диагностики

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:

1.Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.

2.Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.

3.Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

4.Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

5. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

Для того  чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка я использую  оценку индивидуального развития (педагогическая диагностика).

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)

Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год - в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить наличные показатели развития каждого ребенка, а во втором - наличие динамики ее развития.

Материалы педагогической диагностики (сводные таблицы и аналитические справки) хранятся в методическом кабинете МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска. Диагностические карты (приложение 1), выводы но результатам педагогической диагностики детей хранятся у воспитателей групп МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска.

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

  • освоил;

  • имеет затруднения.

В соответствии с ФГОС ДО планируемые итоговые результаты (в конце подготовительной к школе группы) освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Улыбка» г.Волгодонска основаны на целевых ориентирах (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.









2.

Содержание программы:

2.1.

Принципы и подходы реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно - эстетической направленности «В мире оригами»

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.


2.2.

Схема построения кружка


Этапы работы

Комментарий

Приветствие

позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия.

техники направлены одновременно на развитие творческих способностей, познавательных процессов, формирование коммуникативных навыков.

Оценка занятия (беседы), в зависимости от возраста.

две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Прощание

по аналогии с ритуалом приветствия.


Введение и “разминка” (2 минуты)

Этап творческой работы (20минут)

Этап обсуждения (3минут)*

*(в зависимости от возраста воспитанников)



2.3.

Методика изучения материала

Беседа. Предполагает активное обсуждение различных ситуаций воспитателем и детьми.

Наблюдение. Это непосредственное, активное восприятие детьми объектов, с целью установления внешнего строения предметов, их свойств и качеств.

Игровые приемы. Создают непринужденную атмосферу занятия, способствуют развитию творчества и воспитывают интерес к деятельности.

Показ способов действия. Направлен на знакомство детей с новыми способами работы с различным материалом, выполнения поделок.

Практические упражнения. Используются для закрепления полученных детьми умений по ручному труду.

Использование проблемных ситуаций. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения выдвинутой проблемы.

Художественное слово. Используется для развития эстетического вкуса и так же, как и игровой прием воспитывают интерес к деятельности, помогает воспитателю обогатить представления детей.

Использование загадок. Развивает мыслительную деятельность ребенка, вызывает интерес к окружающему миру, деятельности.

Наглядный метод. Помогает детям наглядно понять обсуждаемую ситуацию, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях, которые невозможно наблюдать.

Работа со схемами. Дети учатся "читать" схемы и в соответствии с ними выполнять работу в определенной последовательности.

Рассказ воспитателя. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из познавательной литературы, энциклопедий или составлять их самим, используя опыт собственных наблюдений за различными объектами, явлениями.

Использование подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток. Они вызывают интерес к занятию, направлены на отдых, физическую разминку в процессе занятия.

Презентация и анализ изготовленных поделок. Развивает у детей умение давать правильную оценку результатам своей деятельности и деятельности сверстников.



Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Учебно-тематический план.

Большинство предлагаемых фигурок сделаны из листа бумаги квадратной формы. Чтобы из прямоугольника получился квадрат, необходимо аккуратно перегнуть любой угол листа бумаги по диагонали и отрезать лишнюю полоску. От точности совпадения углов и сторон квадрата во многом будет зависеть внешний вид готовой поделки.     

Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный» квадрат можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами.

Необходимо запомнить:

—     складывать поделки нужно не спеша, тщательно проглаживая сгибы. Тогда все фигурки получатся красивые, аккуратные, да и работать будет легче;

—     поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, исписанных тетрадей, бумажных обёрток от печенья, из разноцветных фантиков от конфет… Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага.

Занятия включают изготовление фигурок разной степени сложности. В зависимости от ручной умелости детей группы задания можно упростить. Изготовление сложных работ лучше всего осуществлять в процессе коллективной деятельности. Уже на одном из первых занятий мы предлагаем начать знакомство детей с пооперационной картой. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами (а именно на работе со схемами построено большинство пособий с рекомендациями по изготовлению поделок в стиле оригами) вызывает значительные затруднения. Пооперационная карта, как и схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д. Испытывая трудности на каком-то определенном этапе работы, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь. Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

Хотя изготовление пооперационных карт занимает у педагога много времени, результат оправдывает затраты: детям с ними работать проще и интереснее.

 

2.4.


Перспективный план дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «В мире оригами»

Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой в технике «оригами», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Перспективный план дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «В мире оригами» - приложение



3.

Методическое сопровождение

3.1.

Формы занятий

Подгрупповая /индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская.

По дидактической цели - развивающая.

Технологичность заключается в большой практической значимости представленного опыта, который используется в практике, педагогами, родителями впервые.

Развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи. Нетрадиционная техника «оригами» играет чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии ребёнка.

3.2.

Дидактический материал

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество.

Художественные материалы и оборудование:

  • Набор бумаги.

  • Картон для основы.

  • Образцы моделей.

  • Дополнительный материал

  • Магнитная доска.

  • Раздаточный материал (шаблоны);

  • Демонстрационный материал.

3.3.

Предполагаемый результат

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Результаты освоения Программы дополнительного образования представлены в виде следующих целевых ориентиров:

- воспитанник активно и с желанием участвует в разных видах творческой продуктивной деятельности;

- воспитанник использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

- воспитанник при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

- у воспитанника развиты сенсорные эталоны;

- у воспитанника развита умелость рук, пинцетное хватание; - обучающийся способен принимать задачу;

- воспитанник умеет передавать образы предметов, явлений посредством оригами.

3.4.

Формы сотрудничества с семьей

В рамках реализации программы дополнительного образования    «В мире оригами» определена система работы с родителями (законными   представителями) воспитанников.

  • Организованна систематическая работы родительского комитета.

  • Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с  разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

  • Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика

родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, мастер – класс, беседы .

4.

Организационный раздел

4.1.

Материально-техническое обеспечение



Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.); презентации с образцами, фотографиями.

- Картотека пальчиковых упражнений

- Книги со сказками

- Картотека загадок

- Картотека сюжетных и театрализованных игр

- Предметные картинки



4.2.

Литература



Для педагогов:

1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г

2. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г

3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г

4. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г

5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г

6. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г.



Приложение 1 к дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественно – эстетической направленности «В мире оригами»



Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительное искусство

Фамилия, Имя ребенка

Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению

впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.

Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный

образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает

собственные ассоциации.

Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы

народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые

известные произведения и достопримечательности.

Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать

необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.

Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее

конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно

подбирает для их создания средства выразительности.


сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май










































































































































































































































































Итоговый показатель по группе














Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительное искусство

Фамилия, Имя ребенка

Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.

Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым.

Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Итоговый показатель по каждому ребенку


сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май











































































































































































































































Итоговый показатель по группе









Приложение 2 к дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественно – эстетической направленности «В мире оригами»




Перспективный план дополнительной общеразвивающей программы художественно – эстетической направленности «В мире оригами»

СЕНТЯБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

3

«Дом»

Изготовление продукта детского творчества «Дом» Знакомство с основной базовой формой «книжка». Превращение квадратика в дом (развитие воображения).
Дидактическая игра «Наш Дом», чтение стихотворения «Кошкин дом». Графические образцы базовых форм: «книжка», «треугольник», «воздушный «змей»(таблица), цветная бумага разных размеров.

4

«Маленький ёжик»

Обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги; закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы; воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу.




ОКТЯБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Мухомор»

Закрепить умение перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны; сгибать бумагу гармошкой. Учить детей с помощью надрезов на зеленой полоске снизу
делать травку.

2

«Старое дерево»

Учить детей изготовлению поделок из бумаги в технике оригами. Закрепление понятия «старое» дерево, воспитание интереса детей к искусству оригами.

3

«Рябинка»

Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, воображение, творчество, художественный вкус;
Воспитывать доброжелательность, желание придти на помощь, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

4

«Лист клена»

Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить лист клёна; закрепить навыки складывания базовой формы «Воздушный змей».



НОЯБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Рубашка»

Расширять знания об одежде; формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой;
развивать внимание, мелкую моторику рук и глазомер; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

2

«Чебурашка»

Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук. Воспитывать интерес к бумажной пластике.

3

«Самолёт»

Упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания.
Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя.

4

«Сова»

формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить; обучение умению ставить цель, планировать работу; 


ДЕКАБРЬ


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Снегири»

Уточнять и обобщать знания детей о зиме и весне, вызвать положительный эмоциональный отклик на изменения в природе, учить передавать свои переживания средствами художественного конструирования;

2

«Звезда»

Продолжать учить делать поделки из квадрата, сгибая их по инструкции, собирать поделку из нескольких частей, развивать конструктивные умения, воспитывать самостоятельность.

3

«Царевна-ёлочка»

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Украшение ёлочки.

4

«Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

январь

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Снеговик»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

2

«Снегирь»

Учить  складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

3

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

Февраль


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

2

«Параход»

Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук.

3

«Поздравительная открытка к 23 февраля»

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали.  

4

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

Март


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

2

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

3

«Вертушки»

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

4

«Жар птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.

Апрель


п/п

Тема

Программное содержание

1

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

2

«Бабочка»

Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому.

3-4

Панно «Цветочный луг»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

Май

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Коралловая рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

2

«Солнышко»

Закрепить усвоенные на занятиях способы и формы оригами, улучшить навыки мелких и точных движений пальцев, как правой, так левой руки; воспитывать интерес к результатам своего труда.

3

«Полевые цветы»

Закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами. Учить детей изготовлению ромашки, василька в технике оригами. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.

4

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.  Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вера Сергеевна Переверзева

Дата: 11.09.2023

Номер свидетельства: 636445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Формирование творческой личности через ручной труд "
    ["seo_title"] => string(58) "formirovaniie-tvorchieskoi-lichnosti-chieriez-ruchnoi-trud"
    ["file_id"] => string(6) "161413"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422210131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства