МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Становление познавательно- исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА »
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Общие основания подбора материала
Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Познавательно - исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами , в ходе которого и развиваются различные виды восприятия , проявляется способность к простейшему распределению предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия .
Становление познавательно- исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания мира (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), предлагаем условно разделить материал для познавательно – ислледовательской деятельности детей на следующие типы:
-объекты для исследования в реальном действии
-образно – символический материал
В раннем возрасте исследовательские действия ребенка встроены в предметно – манипулятивную деятельность, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно – исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.
Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами ( цвет, форма, величина) заключают в себе задачи освоения операций вкладывания, наложения, развитие обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики, способности распознавать цвет, форму, величину. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.
К данному типу материалов относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки доля вбивания втулок и.т.п.
В число объектов для исследования полезно включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия.
Большое поле для исследования открывает оборудование для игры с песком и водой, которым , по возможности , следует оснастить групповое помещение, что позволит способствовать расширению чувственного опыта ребенка, стимуляции тонких движений руки, умению экспериментировать.
Материалы, относящиеся к типу образно-символических позволяют
расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигать его на уровень образного представления мира, способствуют освоению операций соединения частей в целое, воссоздание образца по заданной картинке. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление временных отношений.
Это мир картинок с изображением простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные картинки (из 2-4 элементов), парные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и.т.п.
Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и различные образные игрушки – объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей и фруктов и.т.п.
Размещение материала
В каких же центрах группового помещения можно разместить объекты для исследования в действии и образно – символический материал?
Это может быть центр сенсорики или манипулятивных игр, центр конструирования, центр воды и песка.
Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного подзабытым материалом.