kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастерские народных промыслов

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство детей с народным промыслом,дымка,хохлома,чеканка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастерские народных промыслов»

Конспект

организованной образовательной деятельности

с воспитанниками старшего дошкольного возраста


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Тема:«Путешествие по народным промыслам».


Пояснительная записка:

2022 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как год Народного искусства и нематериального культурного наследия России. Сегодня мы на многое начали смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.

Я убеждена, что представление о добре и зле, нравственных нормах поведения и взаимоотношения целесообразно развивать у дошкольников, знакомя их с народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.


Интеграция областей:« Художественно - эстетическое развитие»: «Познание»: « Социально - коммуникативное развитие»: «Речевое развитие»: Ведущая интегративная область « Художественно - эстетическое развитие»

Виды деятельности : познавательная ,коммуникативная , продуктивная , двигательная.

Форма –проведения :занятие-путешествие.

Возраст детей: старший дошкольный возраст ( 5-7 лет)

Цель: познакомить с искусством народных мастеров, помочь детям увидеть    красоту окружающего мира, развивать эстетический вкус, творческие способности.

Программные задачи:

Образовательные:

 уточнить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

 расширить представления детей о происхождении народных росписей: дымка, хохлома, чеканка познакомить с их характерными особенностями;

учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строением и элементами композиции, учить использовать для украшения.Развивающие:

развивать у детей познавательный интерес к народным росписям;

развивать навыки художественного творчества детей при лепке, аппликации и росписи;

развивать умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах) и желание использовать народные росписи в совместной и самостоятельной деятельности;

развивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр и художественных произведений.

Воспитательные:

воспитывать любовь к народному творчеству и искусству;

воспитывать любовь к Родине и гордость за свой народ.

Демонстрационный материал:

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.

Д/и: «Узнай узор», «Продолжи роспись», «Русские узоры», «Назови правильно», «Чей сувенир?», «Составь узор».

Заготовки для поделок –из бумаги, дерева ,фольга.

медали ,сертификаты «Мастер на все руки»

Методы и приемы:

словесные беседы, вопросы поискового характера ,рассказы ,чтение стихов.

Наглядный : демонстрационный материал

Игровые : дидактические , малой подвижности, физкультминутка ,сюрпризный момент

Практические моменты самостоятельная работа детей.


Предварительная работа:

составление презентации ,

Чтение стихи и рассказы о народном творчестве

Познавательные беседы

Рассмотрение иллюстраций

Дидактические игры





































Ход ОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята ! Меня зовут Светлана Ивановна!

Сегодня я вас приглашаю в необычное путешествие . Хотите?

( встали круг доверия )

Я ,ты , он, она- вмести дружная семья

Руку дай соседу справа

Руку дай соседу слева ,

Улыбнись соседу справа ,

Улыбнись соседу слева,

Обними соседа справа ,

Обними соседа слева .

Я, ты, он, она – вмести дружная семья.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по мастерским народных умельцев. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

-Кого из людей можно назвать «Мастер на все руки»? (Ответ)

-Любите сказки , присаживайтесь поудобней.

Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой - и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились    на земле русской мастера и умельцы. Летит к нам волшебное перышко, Очень хочет Марья-искусница ,чтобы побольше на свете было народных мастеров.

-Я хочу поделиться своим секретом : вы сегодня тоже можете, получите звание «Мастер на все руки».Для этого нужно получить 3медали за каждое задание .Как вы думаете, справитесь ?(Ответы детей)

-Я уверена справитесь! И так ,вперед!

-ОООй, куда-то наше перышко летит и за собой зовет нас .

(педагог вместе детьми идет к дымковским игрушкам)

Воспитатель:(экран)

Приготовьте свои ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

Есть в России уголок , Пестрыми фигурками.

Где из труб идет дымок, Кошечками Мурками ,

Знаменита деревушка Расписными петухами,

Яркой глиняной игрушкой: Курицами ,индюками,

Свистульками звонкими Веселит ,ласкает взор

С голосами тонкими , Пестрый Дымковский узор.

- Прилетело наше перышко (стол с дымковскими игрушкой) в слободу Дымково в музей «Дымковская игрушка».В глубоком прошлом у детей не было тогда таких игрушек как у вас. И в деревне Дымково их мастерили .(предложить детям взять посмотреть игрушки)

- А почему Дымково? (ответ детей )В давние времена жители этой деревни от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода Дымково в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Продавали игрушки на Ярмарке,с веселым названием Свистунья .

-Интересно, а почему Свистунья. Ваши предположения. (ответы детей)

-Я даже слышала легенду «Однажды к крепостным стенам Слободы подкрались вражеские войска .Городу грозила гибель. И тогда жители пошли на хитрость. Все взяли свистульки , даже дети , и начали свистеть. Враги подумали ,что их окружает великое войско и в страхе убежали. Вот так жителям помогли свистульки .Это хоть и сказка, но в каждой сказке есть доля правды.

-Как вы думаете из какого материала сделана эта игрушка ?(ответы детей)Ваши варианты?

Взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.  

-Посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные. 

- Какие  элементы  росписи  дымковской  игрушки  вы  видите? (игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками, кружочек )Каждый элементы росписи, имеет свое значение.  Круг это  символ солнца,  точки – звезды. Прямая линия это дорога, а  волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья.(экран)

   - А   какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку? (малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие)Разные краски создают ощущения радости жизни.

- Ребята, а   как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку, что для этого надо уметь? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать - быть мастером своего дела.)

- Мастерица музея дымковской игрушки попросила вас о помощи. Придумайте, пожалуйста ,свой узор для дымковской Барыни, чтобы мастера их расписали по вашему эскизу.

-Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
- Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

- Вспомните своеобразное расположение узоров последовательность и чередования. Дымковская барыня очень нарядна.(По белому фону, на ваше усмотрении приклеиваем круги, клетки, крупные и мелкие горошины , создаем свой узор)(в конверте барыня белая без росписи , дети придумывают свой узор из частей росписи )

-Каждый мастер придумывает свой узор на игрушке по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как приступить к работе. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения на столе перед вами. Ребята, обратите внимание на ее одежду.(дети создают новый образ ,задавать вопросы.)

-Какие красивые и необычные ваши игрушки.

-Молодцы вы справились. Я обязательно передам их Мастерице.

- Поздравляю вы стали мастерами дымковской игрушки.(Медаль)


Ребята нам пора, наше перышко летит в Нижегородскую область в деревню с веселым названием Хохлома .

Воспитатель с подносом и с хохломскими изделиями .

Эй честной народ ! К нам пожалуй сюда!

Как у нас ли тары бары , хохломские есть товары!

Гости дорогие ,подходите ,поглядите ,

Товары выбирайте ,а понравятся разбирайте .(расставить на выставку)

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в музей « царство Золотой Хохломы»!(На столе организованна выставка хохломских изделий.)Название роспись получила от села Хохлома. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Существует легенда об искусном мастере – резчик по дереву. Делал он чашки ,ложки, ковшик да плошки .Кашу варил ,из тех плошек ее ел ,да не жалел каши для птиц, в саду и кормил . Как то прилетела к нему в сад сказочная птица – жар, золотое перо .Поклевала каши ,а улетая ,задела крылом посуду и стала она золотой. Это конечно ,сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия ,кажется что тут сказочная птица постаралась .

-Обратите внимание на каком фоне написан узор у посуды(Черный , золотой )

- Какие элементы использовали мастера хохломской росписи?( Веточки, ягодки, кустики, цветы.(дети рассматривают и рассказывают)

-Как можно сказать одним словом ,эти элементы -веточки, ягодки, кустики, цветы, что является главным в росписи?(растительность)

- Хохломские мастера любят растительность рисовать и называют ласково «травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной» (от слова кудри).
Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента.
- А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?( Золотой, красный, черный, зеленый.)да золотого много !!

- А с каким времени года можно сравнить?
- Правильно. Как вы думаете ,мы сможем выполнить задание в Царстве Золотой хохломы. Предлагаю разминку.

Хохлома , да хохлома (руки на пояс повороты туловища в право и влево )

Наше чудо –дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой )

Красотой невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой )

Солнечною краской ! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой )

Краской цвета алого! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома , да хохлома (руки на пояс повороты туловища в право и влево )

Вот так чудо дивное (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)


- Перед вами лежат маленькие деревянные ложки. Какие яркие ,красивые обратите внимание .Какого элемента не хватает в ложке?(На ушко)Как вы думаете какого ?(Ягодки)

-Работать мы будем с помощью ватных палочек.(Дорисуй)

-Приступаем к работе. Ребята, это не простое задание, но вы справитесь.Садитесь на свои места , и дорисовывайте .

- Молодцы! Сейчас вы стали мастерами – художниками Хохломы по росписи на ложках.Наши ложки пополнили коллекцию музея ,а я вам вручаю медаль -мастер по хохломской росписи .

Наше перышко летит дальше.

- Перышко прилетело в мастерскую музей Северной Осетии, многие вероятно из вас и не знают , об этом мастерстве?Как вы думаете , что это ? (ответы детей) .

-Предлагаю вашему вниманию рассмотреть? Из чего это изделие сделано ваши предположение?(Металл) И это что?(ответ детей -картина)

-Как называется вид мастерства?(ответ детей)

-Это Чеканка .(экран) Музей «Чеканки» из города Владикавказа.Давным-давно этим промыслом занимались кузнецы. Это была одна из самых почетных обязанностей на селе. Кузнецы делали из металла молотки, замки, ключи, серпы. А чтобы порадовать своих близких украшали свои изобретение – сережки, подвески и украшения для своего дома.

 Чеканка это художественная обработка металла . (рассмотреть картину ). Посмотрите, как шаг за шагом, сильными ударами особым молотком на поверхности металла выводился красивый узор.(показ молотка и гвоздика)По краям пластины мелкий узор, в виде точек. Посередине один крупный узор. Линии прямые и изогнутые ,и линии в виде точек. Проведите пальчиком почувствуйтевсе узоры.

И сегодня я вам хочу предложить самим сделать изделие из чеканки .Я вас научу и у вас обязательно получится.

-Присаживаемся мастера- за работу .

- Хочу познакомить вас с такой разновидностью чеканки называют, металлопластика.  Металлопластика очень похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом –   палочка.

-Рисунок наносят на фольгу при помощи трафарета. Для начала, я предлагаю исследовать лист металла, определить его свойства (твердый, блестящий, гладкий, холодный, необычный).

- У нас трафарет сердечка.Обводить по трафарету надо очень аккуратно, не торопясь, так как метел может помяться. Нельзя сдвигать трафарет, потому что тогда рисунок будет не точным.

- Когда рисунок обвели, убираем трафарет в сторону и начинаем обводить контур нашего рисунка точечными движениями. Точки ставим рядом друг с другом, чтобы получилось так же красиво, какна образце.

-Какими движениями? Повторите -Точечными.

-Как нужно располагать точки по линии?( Точки нужно располагать близко друг к другу)(Дети выполняют работы, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В конце все работы располагаются на подставках. Дети рассматривают работы.

-Молодцы ребята,вот и вы попробовали себя в мастерстве чеканки. Как думают наши гости, заслужили ребята медаль за такую работу?

Медаль в вашу копилку.


Итог работы:  Наше путешествие подошло к концу.

Что сегодня было? Дымковская игрушка. Почему ее назвали дымковской? Элементы дымковской игрушки ? (ответы детей)

- Золотая хохлома ,почему золотая? (ответы детей)

а что такое « кудринка»?

-Чеканка .Какое изделие вы бы хотели приобрести для подарка другу?

(ответ детей)

Благодарю вас, ребята . Я предлагаю ваши работы из чеканки взять с собой и подарить их тому, кому вы захотите сделать подарок.

Вручаю Сертификат мастера на все руки. Пожалуйста ребята.


Окончание: Очень жаль мне расставаться,

Но пришла пора прощаться

Чтобы нам не унывать ,

Нужно крепко всех обнять.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастерские народных промыслов

Автор: Светлана Ивановна Лучкина

Дата: 08.06.2023

Номер свидетельства: 633371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Проект "Народные промыслы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-narodnyie-promysly"
    ["file_id"] => string(6) "213385"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432045941"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-sriedniei-ghruppie-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176651"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424449959"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному искусству «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-po-diekorativno-prikladnomu-iskusstvu-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176664"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424451040"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по изобразительному искусству  "В мастерской мастера - игрушечника" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-mastierskoi-mastiera-ighrushiechnika"
    ["file_id"] => string(6) "131462"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416155283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства