Просмотр содержимого документа
«Мастерские народных промыслов»
Конспект
организованной образовательной деятельности
с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Тема:«Путешествие по народным промыслам».
Пояснительная записка:
2022 год объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как год Народного искусства и нематериального культурного наследия России. Сегодня мы на многое начали смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.
Я убеждена, что представление о добре и зле, нравственных нормах поведения и взаимоотношения целесообразно развивать у дошкольников, знакомя их с народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.
Виды деятельности : познавательная ,коммуникативная , продуктивная , двигательная.
Форма –проведения :занятие-путешествие.
Возраст детей: старший дошкольный возраст ( 5-7 лет)
Цель: познакомить с искусством народных мастеров, помочь детям увидеть красоту окружающего мира, развивать эстетический вкус, творческие способности.
Программные задачи:
Образовательные:
уточнить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;
расширить представления детей о происхождении народных росписей: дымка, хохлома, чеканка познакомить с их характерными особенностями;
учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строением и элементами композиции, учить использовать для украшения.Развивающие:
развивать у детей познавательный интерес к народным росписям;
развивать навыки художественного творчества детей при лепке, аппликации и росписи;
развивать умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах) и желание использовать народные росписи в совместной и самостоятельной деятельности;
развивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр и художественных произведений.
Воспитательные:
воспитывать любовь к народному творчеству и искусству;
воспитывать любовь к Родине и гордость за свой народ.
Демонстрационный материал:
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Заготовки для поделок –из бумаги, дерева ,фольга.
медали ,сертификаты «Мастер на все руки»
Методы и приемы:
словесные беседы, вопросы поискового характера ,рассказы ,чтение стихов.
Наглядный : демонстрационный материал
Игровые : дидактические , малой подвижности, физкультминутка ,сюрпризный момент
Практические моменты самостоятельная работа детей.
Предварительная работа:
составление презентации ,
Чтение стихи и рассказы о народном творчестве
Познавательные беседы
Рассмотрение иллюстраций
Дидактические игры
Ход ОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята ! Меня зовут Светлана Ивановна!
Сегодня я вас приглашаю в необычное путешествие . Хотите?
( встали круг доверия )
Я ,ты , он, она- вмести дружная семья
Руку дай соседу справа
Руку дай соседу слева ,
Улыбнись соседу справа ,
Улыбнись соседу слева,
Обними соседа справа ,
Обними соседа слева .
Я, ты, он, она – вмести дружная семья.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по мастерским народных умельцев. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».
-Кого из людей можно назвать «Мастер на все руки»? (Ответ)
-Любите сказки , присаживайтесь поудобней.
Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой - и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Летит к нам волшебное перышко, Очень хочет Марья-искусница ,чтобы побольше на свете было народных мастеров.
-Я хочу поделиться своим секретом : вы сегодня тоже можете, получите звание «Мастер на все руки».Для этого нужно получить 3медали за каждое задание .Как вы думаете, справитесь ?(Ответы детей)
-Я уверена справитесь! И так ,вперед!
-ОООй, куда-то наше перышко летит и за собой зовет нас .
(педагог вместе детьми идет к дымковским игрушкам)
Воспитатель:(экран)
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Есть в России уголок , Пестрыми фигурками.
Где из труб идет дымок, Кошечками Мурками ,
Знаменита деревушка Расписными петухами,
Яркой глиняной игрушкой: Курицами ,индюками,
Свистульками звонкими Веселит ,ласкает взор
С голосами тонкими , Пестрый Дымковский узор.
- Прилетело наше перышко (стол с дымковскими игрушкой) в слободу Дымково в музей «Дымковская игрушка».В глубоком прошлом у детей не было тогда таких игрушек как у вас. И в деревне Дымково их мастерили .(предложить детям взять посмотреть игрушки)
- А почему Дымково? (ответ детей )В давние времена жители этой деревни от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода Дымково в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Продавали игрушки на Ярмарке,с веселым названием Свистунья .
-Интересно, а почему Свистунья. Ваши предположения. (ответы детей)
-Я даже слышала легенду «Однажды к крепостным стенам Слободы подкрались вражеские войска .Городу грозила гибель. И тогда жители пошли на хитрость. Все взяли свистульки , даже дети , и начали свистеть. Враги подумали ,что их окружает великое войско и в страхе убежали. Вот так жителям помогли свистульки .Это хоть и сказка, но в каждой сказке есть доля правды.
-Как вы думаете из какого материала сделана эта игрушка ?(ответы детей)Ваши варианты?
Взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
-Посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные.
- Какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите? (игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками, кружочек )Каждый элементы росписи, имеет свое значение. Круг это символ солнца, точки – звезды. Прямая линия это дорога, а волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья.(экран)
- А какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку? (малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие)Разные краски создают ощущения радости жизни.
- Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку, что для этого надо уметь? (Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать - быть мастером своего дела.)
- Мастерица музея дымковской игрушки попросила вас о помощи. Придумайте, пожалуйста ,свой узор для дымковской Барыни, чтобы мастера их расписали по вашему эскизу.
-Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь? - Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).
- Вспомните своеобразное расположение узоров последовательность и чередования. Дымковская барыня очень нарядна.(По белому фону, на ваше усмотрении приклеиваем круги, клетки, крупные и мелкие горошины , создаем свой узор)(в конверте барыня белая без росписи , дети придумывают свой узор из частей росписи )
-Каждый мастер придумывает свой узор на игрушке по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как приступить к работе. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения на столе перед вами. Ребята, обратите внимание на ее одежду.(дети создают новый образ ,задавать вопросы.)
-Какие красивые и необычные ваши игрушки.
-Молодцы вы справились. Я обязательно передам их Мастерице.
- Поздравляю вы стали мастерами дымковской игрушки.(Медаль)
Ребята нам пора, наше перышко летит в Нижегородскую область в деревню с веселым названием Хохлома .
Воспитатель с подносом и с хохломскими изделиями .
Эй честной народ ! К нам пожалуй сюда!
Как у нас ли тары бары , хохломские есть товары!
Гости дорогие ,подходите ,поглядите ,
Товары выбирайте ,а понравятся разбирайте .(расставить на выставку)
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в музей « царство Золотой Хохломы»!(На столе организованна выставка хохломских изделий.)Название роспись получила от села Хохлома. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Существует легенда об искусном мастере – резчик по дереву. Делал он чашки ,ложки, ковшик да плошки .Кашу варил ,из тех плошек ее ел ,да не жалел каши для птиц, в саду и кормил . Как то прилетела к нему в сад сказочная птица – жар, золотое перо .Поклевала каши ,а улетая ,задела крылом посуду и стала она золотой. Это конечно ,сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия ,кажется что тут сказочная птица постаралась .
-Обратите внимание на каком фоне написан узор у посуды(Черный , золотой )
- Какие элементы использовали мастера хохломской росписи?( Веточки, ягодки, кустики, цветы.(дети рассматривают и рассказывают)
-Как можно сказать одним словом ,эти элементы -веточки, ягодки, кустики, цветы, что является главным в росписи?(растительность)
- Хохломские мастера любят растительность рисовать и называют ласково «травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной» (от слова кудри). Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента. - А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера?( Золотой, красный, черный, зеленый.)да золотого много !!
- А с каким времени года можно сравнить? - Правильно. Как вы думаете ,мы сможем выполнить задание в Царстве Золотой хохломы. Предлагаю разминку.
Хохлома , да хохлома (руки на пояс повороты туловища в право и влево )
Наше чудо –дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой )
Красотой невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой )
Солнечною краской ! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой )
Краской цвета алого! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома , да хохлома (руки на пояс повороты туловища в право и влево )
Вот так чудо дивное (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
- Перед вами лежат маленькие деревянные ложки. Какие яркие ,красивые обратите внимание .Какого элемента не хватает в ложке?(На ушко)Как вы думаете какого ?(Ягодки)
-Работать мы будем с помощью ватных палочек.(Дорисуй)
-Приступаем к работе. Ребята, это не простое задание, но вы справитесь.Садитесь на свои места , и дорисовывайте .
- Молодцы! Сейчас вы стали мастерами – художниками Хохломы по росписи на ложках.Наши ложки пополнили коллекцию музея ,а я вам вручаю медаль -мастер по хохломской росписи .
Наше перышко летит дальше.
- Перышко прилетело в мастерскую музей Северной Осетии, многие вероятно из вас и не знают , об этом мастерстве?Как вы думаете , что это ? (ответы детей) .
-Предлагаю вашему вниманию рассмотреть? Из чего это изделие сделано ваши предположение?(Металл) И это что?(ответ детей -картина)
-Как называется вид мастерства?(ответ детей)
-Это Чеканка .(экран) Музей «Чеканки» из города Владикавказа.Давным-давно этим промыслом занимались кузнецы. Это была одна из самых почетных обязанностей на селе. Кузнецы делали из металла молотки, замки, ключи, серпы. А чтобы порадовать своих близких украшали свои изобретение – сережки, подвески и украшения для своего дома.
Чеканка это художественная обработка металла . (рассмотреть картину ). Посмотрите, как шаг за шагом, сильными ударами особым молотком на поверхности металла выводился красивый узор.(показ молотка и гвоздика)По краям пластины мелкий узор, в виде точек. Посередине один крупный узор. Линии прямые и изогнутые ,и линии в виде точек. Проведите пальчиком почувствуйтевсе узоры.
И сегодня я вам хочу предложить самим сделать изделие из чеканки .Я вас научу и у вас обязательно получится.
-Присаживаемся мастера- за работу .
- Хочу познакомить вас с такой разновидностью чеканки называют, металлопластика. Металлопластика очень похожа на чеканку, только ее выполняют специальным инструментом – палочка.
-Рисунок наносят на фольгу при помощи трафарета. Для начала, я предлагаю исследовать лист металла, определить его свойства (твердый, блестящий, гладкий, холодный, необычный).
- У нас трафарет сердечка.Обводить по трафарету надо очень аккуратно, не торопясь, так как метел может помяться. Нельзя сдвигать трафарет, потому что тогда рисунок будет не точным.
- Когда рисунок обвели, убираем трафарет в сторону и начинаем обводить контур нашего рисунка точечными движениями. Точки ставим рядом друг с другом, чтобы получилось так же красиво, какна образце.
-Какими движениями? Повторите -Точечными.
-Как нужно располагать точки по линии?( Точки нужно располагать близко друг к другу)(Дети выполняют работы, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В конце все работы располагаются на подставках. Дети рассматривают работы.
-Молодцы ребята,вот и вы попробовали себя в мастерстве чеканки. Как думают наши гости, заслужили ребята медаль за такую работу?
Медаль в вашу копилку.
Итог работы: Наше путешествие подошло к концу.
Что сегодня было? Дымковская игрушка. Почему ее назвали дымковской? Элементы дымковской игрушки ? (ответы детей)
- Золотая хохлома ,почему золотая? (ответы детей)
а что такое « кудринка»?
-Чеканка .Какое изделие вы бы хотели приобрести для подарка другу?
(ответ детей)
Благодарю вас, ребята . Я предлагаю ваши работы из чеканки взять с собой и подарить их тому, кому вы захотите сделать подарок.
Вручаю Сертификат мастера на все руки. Пожалуйста ребята.