Просмотр содержимого документа
««Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»»
«Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.
Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Работая с детьми с ОВЗ помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. нарушений, используется такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Цели и задачи, вы можете увидеть на слайде
Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Задачи логоритмического воздействия на детей с ОВЗвы можете увидеть на слайде.
развитие слухового внимания;
развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
развитие фонематического слуха;
развитие пространственной организации движений;
развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
формирование и развитие кинестетических ощущений;
воспитание выразительности и грации движений;
воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
развитие физиологического и фонационного дыхания;
развитие чувства ритма;
воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;
развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Во время логоритмических занятий логопед у детей с ОВЗкорректирует не только звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определённые требования.
Занятия по логопедической ритмике в нашем детском саду проводятся в виде дополнительных занятий один раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 25 – 35 минут в зависимости этапа логопедической коррекции.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
В ходе проведения логоритмических занятий для детей с ОВЗ было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.
Поэтому активное участие в нём принимают родители. В начале учебного года родителям разъясняется, что такое логоритмика, раскрывается её значение в развитии речи детей. Материал по логоритмике выставляется в родительский уголок. Родителям рекомендуются такие приёмы: артикуляционная гимнастика под счёт с ритмичными движениями пальчиками, кулачками, хлопками, притопами; дыхательные упражнения на материале различных чистоговорок, скороговорок, стихотворений и т. д.
В ходе логоритмических занятий реализуется следующие средства:
Они отражены на слайде…
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения для развития музыкального слуха;
ритмические упражнения;
пение;
упражнения в игре на инструментах;
импровизация на детских музыкальных инструментах;
игровая деятельность;
развитие творческой инициативы;
заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность.
На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию, что очень положительно сказывается на детей с ОВЗ. Ещё один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!