kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логоритмика является одним из самых эффективных средств развития речи и движения ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»»

«Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»


Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.

Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Работая с детьми с ОВЗ помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. нарушений, используется такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Цели и задачи, вы можете увидеть на слайде

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Задачи логоритмического воздействия на детей с ОВЗвы можете увидеть на слайде.

развитие слухового внимания;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

развитие фонематического слуха;

развитие пространственной организации движений;

развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

формирование и развитие кинестетических ощущений;

воспитание выразительности и грации движений;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

развитие физиологического и фонационного дыхания;

развитие чувства ритма;

воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;

развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Во время логоритмических занятий логопед у детей с ОВЗкорректирует не только звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определённые требования.

Занятия по логопедической ритмике в нашем детском саду проводятся в виде дополнительных занятий один раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 25 – 35 минут в зависимости этапа логопедической коррекции.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

В ходе проведения логоритмических занятий для детей с ОВЗ было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.

Поэтому активное участие в нём принимают родители. В начале учебного года родителям разъясняется, что такое логоритмика, раскрывается её значение в развитии речи детей. Материал по логоритмике выставляется в родительский уголок. Родителям рекомендуются такие приёмы: артикуляционная гимнастика под счёт с ритмичными движениями пальчиками, кулачками, хлопками, притопами; дыхательные упражнения на материале различных чистоговорок, скороговорок, стихотворений и т. д.

В ходе логоритмических занятий реализуется следующие средства:

Они отражены на слайде…

ходьба и маршировка в различных направлениях;


упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;


упражнения, регулирующие мышечный тонус;


упражнения, активизирующие внимание;


речевые упражнения без музыкального сопровождения;


упражнения для развития музыкального слуха;


ритмические упражнения;


пение;


упражнения в игре на инструментах;


импровизация на детских музыкальных инструментах;


игровая деятельность;


развитие творческой инициативы;


заключительные упражнения на расслабление (релаксация).


Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность.

На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию, что очень положительно сказывается на детей с ОВЗ. Ещё один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матрошилова Ольга Николаевна

Дата: 13.05.2021

Номер свидетельства: 580357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства