Просмотр содержимого документа
«Любовь ребёнка к Родине через семью или книжки"»
Патриотизм: в книжках или семье?
Основа воспитания каждого человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу также начинается в семье. Но условий для этого в настоящее время, к сожалению, очень мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для воспитания ребенка и бесед со своими детьми Дело в том, что большая часть семей ограждает детей от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир, свой быт и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции.
Что же такое патриотизм, где он? В книжках или в семье? А может в возможности уткнуться в мамино плечо или наесться с булкой бабушкиного варенья, а может в старых дедовских часах «Ракета», которые до сих пор отмеряют минуты, часы, дни, годы? Друзья во дворе, дорога от школы до дома, качели на даче, прогулки с отцом на велосипеде – все эти воспоминания очень близкие и родные. Это именно то, что наполняет собой слова «дом» «Родина», «Россия». Именно это мы помним всю жизнь, в это все мы влюблены с самого детства.
Укреплению патриотизма способствуют совместные прогулки вместе с родителями. Мальчика можно научить разводить огонь, а девочку – плести венки из луговых цветов. Такое времяпровождение запоминается на всю жизнь. Даже если судьба в будущем занесет наших детей очень далеко, они все равно будут трепетно вспоминать эти прогулки в кругу близких людей.
Родители должны помнить, что быть патриотом и любить свою Родину нужно не показательно. Грош цена такой любви, когда после патриотических речей папа «случайно» вытряхивает мусор из кармана посреди улицы.
Учеными подмечено, что в семьях, где родители тратят значительное время на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Дети же лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. Если в жизни ребенка катастрофически мало эмоций, ласки, теплоты резко тормозится его развитие. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Дорогие родители! Отмечайте с детьми прекрасные моменты, переживайте их вместе с ними. Именно тогда они станут теми самыми «теплыми воспоминаниями», которые пробуждают чувства гордости, патриотизма и любви к родному краю, где бы мы ни были.
Можно ли привить ценности?
И еще одно – невозможно привить ребенку ценности, если родитель этой ценности не ощущает сам. Нельзя насильно научить любить что-либо. Если родители не любят свою родину, свою страну, литературу, культуру, то, сколько бы мы не говорили, ребенок не научится любить. Он научится лишь не искренне повторять что-то за другими, не испытывая при этом собственных патриотических чувств. Это значит, что воспитывая патриота, родители должны ими быть.
Когда мы говорим о патриотизме, особенно в семье, очень часто ребенок становиться свидетелем и участником наших разговоров. Задача родителей донести до ребенка, что каждый человек, это не просто ее житель. Наша страна – это все мы. От каждого из нас зависит то, как мы будем жить. Воспитывая малыша, каждый родитель дает ему определенное понятие о патриотизме, гражданственности, его социальной роли, о том, что такое закон и порядок. Разница лишь в том, как родители это преподносят.
Место, где родители с гордостью рассказывают ребенку о том, что каждый человек является частью своей Родины, каждый в силах сделать ее еще лучше, как значим каждый человек, чем занимались их предки, обращая внимание на то, как важна была деятельность каждого из них, называется семья с чувством взаимоуважения. И ребенок, воспитанный в такой семье на патриотических ценностях точно будет счастливым и успешным. Кто любит свою Родину, не завидует другим и не осуждает. Тот, кто знает, что он важен, сможет больше отдать, а главное – такую модель поведения он перенесет в будущем на свои отношения в собственной семье.
Дети очень тонко чувствуют ложь и фальшь, поэтому, формируя чувство патриотизма, не надо надевать «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности – на то мы и родители. Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в его возрасте. Придет время, и мы поразмышляем с подросшим ребенком о государственном строе и разных коллизиях его развития.
Важно также помнить, что нельзя переходить ту тонкую грань, где гордость за свой народ переходит в надменное чувство превосходства, что только мы самые лучшие. Воспитываясь на ложной идее патриотизма, ребенок вырастает с чувством собственного превосходства над представителями других стран и народов. Мы помним, чем это чревато.
Рассказывая своему ребенку о подвигах русского народа, никогда не нужно негативно упоминать о других и взращивать ненависть к другим народам. К примеру, рассказывая о Великой Отечественной Войне, нельзя говорить, что врагами были немцы, много немцев помогало русским и воевало на нашей стороне. Врагами были фашисты. Фашизм – это идеология, а не народ. Важно чтобы ребенок понимал, что нет идеальных людей и народов. Все мы уникальны. Любить свою культуру и уважать культуру других. Растить патриота своей страны – вот благородное дело родителей.
Знания истории своей Родины ребенок обычно получает за школьной партой. Великая Отечественная война сложная страница в истории нашей страны, но она показала нам, что сплоченные усилия каждого и вклад в общее дело – залог успеха. Герман Геринг признал, что фашистская Германия проиграла из-за того, что не знала ментальности русского человека. Все расчеты по тактике и экономике были верны и нацелены на победу, а вот в идеологическую и патриотическую составляющую русского народа победить было невозможно.
В патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, в особенности очень близких людей. На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Имена известных людей увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в честь них воздвигнуты памятники. Чем меньше ребенок, тем он эмоциональнее. Чувство патриотизма начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Научные психолого-педагогические исследования показали, что семья и социум (окружение ребенка, детский сад и школа), имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя одного – полноценного развития ребенка. Самое большое счастье для родителя – вырастить здоровых, высоконравственных граждан страны, заботящихся о родителях и своей семье, научить их правилам общения и умению жить в социуме, заложить в них нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям.