kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукла - оберег, и её роль в жизни ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Куклы – фигурки, изображающие людей, существовали с незапамятных времен. Небольшие идолы, грубо вылепленные из глины, встречаются среди предметов древних погребений, в росписи древних сосудов и других предметов, но среди них нет человекообразных кукол. Однако, на протяжении веков, вплоть до последнего времени, куклы некоторых типов использовались у разных народов при исполнении определенных ритуальных действий или обрядов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукла - оберег, и её роль в жизни ребенка»

Русский ученый, искусствовед А.В. Бакушинский в исследовании «О происхождении игрушки» пишет: «Кукла - одна из самых древних и испытанных орудий…симпатической магии». Чаще всего она является магическим средством деторождения, сопровождая девушку в брачную жизнь у многих малокультурных народов. Иногда, куклы – средство доброго или злого внушения, воздействия на то существо, подобием которого она служит. Кукла также несет в себе познавательную, эстетическую функцию, которые благоприятно влияют на психику ребенка».

Куклы – фигурки, изображающие людей, существовали с незапамятных времен. Небольшие идолы, грубо вылепленные из глины, встречаются среди предметов древних погребений, в росписи древних сосудов и других предметов, но среди них нет человекообразных кукол. Однако, на протяжении веков, вплоть до последнего времени, куклы некоторых типов использовались у разных народов при исполнении определенных ритуальных действий или обрядов.

Игрушка служила хранительницей рода, «оберегом» ребенка. Но разве не было и тогда «настоящих» игрушек, вещиц чисто детских, только игровых. Вероятно, такие игрушки существовали. Возможно, их мастерили из прутьев, сучков, листьев, цветов, плодов – из всего, что с такой щедростью дарила природа. Жизнь таких игрушек была короткой, они безвозвратно исчезали, исполнив свое временное назначение. Игрушки из нестойких материалов утрачены навсегда. До нашей эпохи дошли в основном только глиняные игрушки, которые найдены в славянских погребениях XI – XIII веков нашей эры и при раскопках древних русских городов X – XIX веков – Киеве, Новгороде, Рязани, Москве, Радонежа, Коломны и других. Что же это за игрушки? Опять мы встречаемся с погремушкой и кукольной посудой: горшочки, миски, кувшины – бытовая утварь прошлого в миниатюре. Среди этих находок есть уже более сложные и совершенные по форме и способу изготовления игрушки: фигурки людей, свистульки – кони, птицы, бараны, вылеплены вручную из различных глин, обожжены и украшены, на некоторых видны следы окраски, росписи зелено – желтой глазури. В большинстве своем они плохо сохранились, но настолько выразительны, что легко узнаются.

Известно, что женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли, конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать, птицы предвещали весну и лето, были вестницами богини Матери – Земли. Многие другие мотивы, сюжеты, обряды раскрывают нам народное понимание жизни и мира, восприятие природных стихий – Воды, Земли, Неба, Солнца. В этом союзе человека с природой и коренилась культурная традиция, сохраняющая в неприкосновенности своей художественно – выразительный язык, частью которого была игрушка.

Скромно и замысловато выглядят на наш взгляд «потешки» крестьянской детворы прошлого столетия. Кажется, чему могли научить топорные самоделки, примитивные куклы из тряпок и соломы, обычные глиняные свистульки? Оказывается очень многому из того, что необходимо знать и понимать, уметь будущему крестьянину, деревенскому жителю. Согласно особенностям детского развития, изменялся, становился сложнее и шире мир фольклорных образов. Тоже происходило с игрушками. Среди них не было случайных поделок. Все они активно готовили детей к жизни в деревне, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Сразу после рождения у ребенка появлялись первые «утехи». Детскую колыбель обвешивали «побрякушками», пестрыми лоскутиками, колокольчиками, кусочками меди. Для самых маленьких делали занимательные игрушки со звуком и яркой окраской: подвески с шумом, трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а вовнутрь клали камешки или горох. Специальные игрушки предназначались для детей начинающих ходить. Кто не знает каталку на палочке? Она оживает в движении: вертятся быстрее «меленки», крутятся расписные чашки, ритмично стучат барабанчики, мелькает чудо на колесах… Каталка буквально завораживает, увлекает за собой и так помогает ребенку учиться ходить. И сегодня эта универсальная игрушка – необходимый спутник детства.

С приходом весны строили запруды, делали кораблики, лодочки из древесной коры и пускали их с шутками и прибаутками: «Корабли плывут, товары везут, дешевые, грошовые…».

Много интересного наблюдали этнографы в XIX – начале XX века, изучая быт крестьянских детей. Особенно в глухих северных деревнях, где дольше сохранялись обычаи старины, детские игры удивляли своей подражательностью. Они увлеченно «изображали» трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Почти все обрядовые празднества деревни также «проигрывались» в детских играх и особенно часто свадьбы – торжественный и красивый народный обряд. Мастерски разыгрывали ее дети со своими куклами. Сцена за сценой, с песнями и танцами, проходили сватовство, посиделки, девичник, венчание… и так повторялся весь сложный обряд свадьбы со всеми действующими лицами и подробностями. Эти игры впечатляли своей документальностью.

Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали, когда дети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с куклами – быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.

В старину часто «бывала» кукла на свадьбе, украшала свадебное печенье – «прянейку», и за шумным свадебным столом, нарядно убранная, с алой лентой в кудельной косе, была сама «девья краса». Дарить игрушки – народный обычай. Особенно по праздникам радовала детей новая «потеха»: свистулька с ярмарки, расписная коробейка для кукольного добра или сладкий пряник, с особыми вычурами. В народе считали, что игрушка – подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

В быту русской деревни еще первые десятилетия XX века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было сотни! Да и что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свертывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно «рядить». Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. «Бывало всякую волосинку за зеркальцем хоронили – это кукле на косу» – любовно вспоминают деревенские женщины свои детские увлечения. Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца, яркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Даже головные уборы кукол этнографически точны. Их также расшивали галуном, украшали шелковыми лентами, блестками, цветными бусинками. Но почему же, однако, при всем тщательном исполнении одежды куклы оставались «безликими?»

«Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла « с лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая», считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Так наглядно отражено в образе куклы ее назначение, в данном случае – магическая функция игрушки.

Из любого материала могли смастерить хорошую игрушку. Использовали мох, шишки, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки и даже обычное полено наряжали куклой. Интересные куклы получались из соломы – окрутят жгутик золотистой соломы, проворно совьют руки косицей – вот и кукла. Украсят пестрым передничком, повяжут ярким ситцевым платочком – и вовсе красота. Легкие, шуршащие, уперев крендельком руки в боки «стригушки» будто готовы пуститься в пляс.

Несколько метких ударов топора, и на глазах деревянная чурка, обращалась в коня или куклу – «панку». А ловкие, быстрые срезы ножом придавали их простым формам выразительность и красоту пластики. При этом не делали никаких сложных украшений, узора и росписи , а лица кукол едва намечены, игрушки лишены подробностей.

Безотказно служили ребенку плотницкие игрушки во всех его затеях. Куклы – «панки» выступали в разных ролях – матери, дочки, крестьянки, барыни – по желанию играющих. Условность формы делала эти игрушки универсальными, легко обратимыми в детских руках. Ребенок не только играл ими, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству. Вот одно из главных достоинств русской крестьянской игрушки. С пяти – шести лет дети создавали самодельные игрушки, которые поражают своим разнообразием.

В игровом творчестве дети проявляли свободу и изобразительность. Если «безликая» кукла стала мало устраивать, ей вышивали лицо, выводили чернилами, отмечали карандашом, пятнали сажей или мазали углями. Для игр с куклами мастерили шалаши из прутьев и соломы, из глины, плодов, овощей делали разную утварь. Конфетные обертки, лоскутки ткани, камешки, цветные стекла, бусинки, узорные черепки – неповторимые коллекции, которые могли собрать и оценить только сами дети, шли на украшения кукольных изб.

Этнографы, педагоги и сегодня собирают игрушки, записывают детские игры. В эти оригинальные коллекции входят народные игры: подвижные, массово – музыкальные, силовые и другие. Как известно, многие из них проходят с игровым инвентарем. Мячи, кубари, камешки, бабки, свайки, прыгалки, битки интересны как проявление детского творчества.

Живут в современных играх и многие традиционные игрушки. По – прежнему мастерят ребята лодочки, кораблики из коры, бересты, щепок и пускают по весенним ручьям. Делают жужжалки из пуговиц, брызгалки, хлопушки, свистульки из стеблей, листьев и плодов растений. До сих пор используется в детских играх лук со стрелами – древнейшая игрушка, в существовании которой, казалось бы, нет сейчас никакой надобности. Однако она не кажется анахронизмом.

В жизни русской деревни XIX века происходили существенные социально – экономические и культурные изменения. Устанавливались более тесные ее связи с городом, и крестьянское творчество испытывало все большее влияние городской культуры. Игрушка шла на рынок, и покупали ее не только крестьяне, но и население города: мещане, мелкие чиновники, купечество, помещики, мужиный люд. Пестрые рыночные вкусы и многое другое необходимо было учитывать кустарями – игрушечниками. В результате промысловая игрушка заметно отличалась от той деревенской игрушки, которая бытовала в своей этнографической среде. Назначение и содержание ее приобрели иной характер. Прежде всего, она в основном утратила прежний символический смысл, превратилась в предмет массового изготовления.

Изготовлением мягкой «шитой» игрушки занимались жители хотьковских деревень и обитатели Покровского монастыря, где со времен Петра I развивались женские ремесла: вышивка, кружевоплетение, шитье. Из обрезков тканей мастерили прекрасные рукодельные игрушки.

Сотни дворов, почти две тысячи кустарей были заняты здесь изготовлением всех видов игрушек: резных, токарных, столярных – из дерева, лепных – из папье-маше и мастики, комбинированных из ткани, бумаги, металла, фарфора.… Это было развитое производство, где существовало разделение труда. Отдельные семьи кустарей специализировались на выделке какого – либо одного вида игрушек: коней, стад, кукол… До сих старожилы Загорска помнят, что Акуловы работали «кланяющихся» кукол, Плешковы – «танцующих», Пичугины – «паяцев и клоунов». Даже в кукольном деле были свои мастера. Они вырабатывали только туловища, другие – головки и глаза для кукол, «кустарихи – одевальщицы» шили кукольные наряды.

Большинство игрушечников были надомниками, владельцами мелких семейных мастерских. Но имелись в посаде и крупные заведения Сафоновых, Челпановых, Сомова, Гробова, где работало до сотни и больше кустарей разных специальностей: резчики, «лепилы», «красилы», «отделывальщики». Хозяева мастерских были и скупщиками. Готовую продукцию сдавали оптом за бесценок владельцам торговых складов и частным предпринимателям, а они обывали игрушечный товар по городам России. Оттуда ввезли в посад бумагу, краски, лак и разные материалы для новых образцов, заграничные игрушки, лубочные картинки, гравюры, листики из модных журналов… Рынок определял, многое в характере посадской игрушки. Чтобы выдержать конкуренцию, кустарям приходилось учитывать вкусы покупателей, желание хозяев, свои возможности, множества других обстоятельств. Вот и приходилось постоянно обновлять свои изделия, что – то придумывать, осваивать новинки, изобретать… Разнообразным был посадский «потешный» товар.

Мы не знаем, кого изображали первые деревянные куклы . В прошлом же столетии самыми известными среди кукольных персонажей были «дамы» и «гусары». Их вырезали из обычного полена дров…

По всей России и за границей знали лепную бумажную игрушку троице – сергиевых кустарей. Она появилась в начале прошлого века и сразу стала необычайно популярной. Новый для игрушки материал, папье – маше, имел множество ценных качеств и преимуществ в производстве. Прежде всего, оно приобрело небывалый по тем временам массовый характер – лепные игрушки довольно просто размножались. Их делали с помощью готовых деревянных моделей – «болвашек», которые по специальным заказам резали в посаде лучшие мастера: Ф.В. Челпанов, Рыжовы. Работали кустари целыми семьями, - этого требовало трудоемкое производство лепной игрушки. «Болванки» обклеивали сверху бумагой, сушили, потом бумажную форму разрезали на две части, снимали и склеивали. Дальше игрушки грунтовали, шкурили, окрашивали, расписывали и под конец густо покрывали лаком до ослепительного блеска, отчего краски сияли еще ярче. Расписные, посеребренные бронзовым и алюминиевым порошком, «лаковые» игрушки привлекали броской ярмарочной краской. Легкие, пустотелые, они были самых разных размеров, свободно сочетались с другими материалами и еще позволяли вместить в себя простейший механизм для движения и звука… Удивительным многообразием отличалась лепная игрушка – 7000 образцов насчитывалось их в посаде к концу прошлого века!

«Скелетки», хоть и маленькие, да приметные барышни, наскоро наряженные «на клею» в кумачовые платья, ситцевые переднички и яркие бумажные шляпки. Только откуда такое прозвище? Оказывается, пышный наряд – лишь красивая бутафория, а сама кукла – тоненькая фигурка, собрана буквально из лучинок, и притом еще подвижная, на шарнирах – и в самом деле «скелетка». Или «талии», прозванные так за тонкую изящную фигуру, - модные бледнолицые горожанки в легких длинных платьях из желтой и розовой марли, украшенных кружевными оборками и цветными бумажными лентами. Издали посмотришь – роскошные дамы, а вблизи – обман. Бледные, матовые «лики» вовсе не благородные фарфоровые головки, а бумага, густо покрытая мелом. А черные, сияющие башмачки – просто свернутая кульком блестящая клеенка. Да и вся грациозная фигурка не что иное, как соломенное чучело.

А чего только не придумывали кустари, чтобы оживить свои игрушки, заставить их двигаться и звучать! Шарниры, глазные механизмы, разводы, планки, «качалы», меха, баланс, колеса с кривошинами, рычажки и валики с лопастями – с помощью всей этой простейшей механики хитроумной и затейливой казалась посадская игрушка. Забавными были игрушки «на ящиках»! Повернешь ручку в такой шкатулке, и тут же начнет бондарь колотить по бочке, будто обручи правит, кузнец станет бойко молотить по наковальне, а нянька без устали качать младенца. Или кукла – «перевертыш». Нажмешь рычажок – и в момент кокетливая молодуха обернется лысой старухой в платке – вот так фокус!

Действительно, подлинными художниками были мастера – игрушечники, очень просто, «толковавшие» свое мастерство. «Не сам – по родителям» - в этих скромных словах и есть объяснение неувядающей художественной традиции и духовной силы народного искусства.

Игрушка сегодня еще выполняет и важную культурную роль, как символ традиций и обычаев своей страны, своего народа. Народная игрушка олицетворяет сегодня связь современности с культурным наследием прошлого.

Первые выставки игрушки в России (1890, 1909), появились в публикации об игрушке, авторами которых были замечательные исследователи Н.Д. Бартрам, А.В. Бакушинский, А.И. Денькин, Л.Г. Оршанский, другие специалисты. В результате этой деятельности игрушка получает признание как историко – культурный памятник, как произведение искусства.

Первый послереволюционный год в Москве (1918) музейным отделом Народного комиссариата просвещения был создан музей игрушки. Основателем его стал художник Н.Д. Бартрам, собиратель – энтузиаст, педагог, знаток русского народного искусства и игрушки. Идея создания такого музея, который бы, по словам Бартрама, «служил источником для дальнейшего развития игрушечного дела в России и материалом для его создания и изучения», была совершенно новой.

С первых дней существования музея его сотрудники со страстным увлечением собирали коллекцию. В музей стекались игрушки из национализированных особняков и дворцов, конфискованных магазинов из разных художественных фондов ставших достоянием государства. Экспонаты поступали и из других музейных коллекций: Кустарных музеев Москвы и Петрограда, Государственного Исторического музея, музеев фарфора и мебели, Бытового музея 40 – х годов. Большой вклад в музей внесли собиратели и коллекционеры, среди них художники, этнографы, ценители искусства и старины – Н.Д. Бартрам, Н.М. Церетелли, В.Н. Харузина, А.И. Деньшин, Е.М. Белякова, И.И. Овешков, Е.Н. Басова… Работники музея неустанно искали новые источники поступлений: следили за распродажей антиквариата, скупали вещи на рынках и базарах, ездили в экспедиции, собирали игрушки у старых мастеров и везли их в Москву. Так за короткий срок было положено начало музею, и несколько тысяч игрушек составили лучшую часть его коллекции.

В 1920 году в суровой зимней Москве открылся Музей игрушки.

Музей был перебазирован из Москвы в 1931 году и за 55 лет пребывания в Загорске его коллекция увеличилась в несколько раз. Сегодня он содержит 30 т. экземпляров. В залах музея экспонируются игрушки разные по времени создания и происхождению, сделанные из различных материалов, предназначенные для детей всех возрастов. Здесь выставлены куклы и технические игрушки, дидактические наборы и настоль – печатные игры, музыкальные и театральные игрушки – весь многообразный игрушечный мир.



Список литературы

  1. Дайн Г. , Журнал «Декоративное искусство СССР» №8 – 1974г., Москва/39-43/; №3 – 1974/50/.

  2. Ликум А., «Все обо всем». Компания «Ключ – С.Филологическое общество «Слово» АСТ Москва 1997.

  3. Мухина В., «Дети и куклы: Таинство взаимодействия»; Народное образование 1997г.

  4. «Я познаю мир». Детская литература. Культура Москва АСТ 1997г.

  5. Русская игрушка. М., Советская Россия 1987г.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Кукла - оберег, и её роль в жизни ребенка

Автор: Лукьянова Ольга Юрьевна

Дата: 30.01.2018

Номер свидетельства: 453666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» "
    ["seo_title"] => string(127) "intieghrirovannyi-urok-tiekhnologhiia-muzyka-v-7-klassie-noiabr-skii-obraz-v-p-iesie-p-i-chaikovskogho-kukly-obierieghi-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "147611"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419436816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Мастер-класс для родителей по изготовлению тряпичной мордовской «Зольной куклы» — оберега"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_dlia_roditelei_po_izgotovleniiu_triapichnoi_mordovskoi_zolnoi_kuk_1"
    ["file_id"] => string(6) "618406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669360480"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка"."
    ["seo_title"] => string(73) "doklad-na-tiemu-istoriia-i-nasliediie-russkogho-naroda-v-zhizni-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "318409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460569323"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект совместного семинара-практикума для родителей и детей на тему: "Народная кукла своими руками""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiektsovmiestnoghosieminarapraktikumadliaroditielieiidietieinatiemunarodnaiakuklasvoimirukami"
    ["file_id"] => string(6) "282668"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453722409"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация "Роль традиционной народной куклы в воспитании и развитии детей""
    ["seo_title"] => string(76) "prezentatsiia_rol_traditsionnoi_narodnoi_kukly_v_vospitanii_i_razvitii_detei"
    ["file_id"] => string(6) "614173"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1664564503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства