Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Умные руки"»
Управление образования администрации города Комсомольска – на - Амуре
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133
о Утверждаю: Согласовано: Принято на педагогическом совете Утверждаю
Заместитель Протокол № от «____» 2023 г. протокол № от Заведующего по ВМР Заведующий_______О.П. Гранова
________ Е.С.Гуличева
Заведующий МДОУ № 133
Дополнительная образовательная программа
социально – образовательной направленности
кружок «Умные руки»
старшая группа 5-6 лет
(срок реализации – 1 год).
Разработала: воспитатель высшей категории
Лавренчук И.Д..
Комсомольск - на - Амуре
2023 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1
Актуальность
3
2
Направленность работы кружка
3
3
Новизна программы
4
4
Педагогическая целесообразность
4
5
Цели программы
4
6
Основные задачи программы
4
7
Особенности возрастной группы
4
8
Принципы построения программы
6
9
Методы и приемы обучения
6
10
Режим занятий
6
11
Ожидаемые результаты освоения программы
7
12
Формы подведения итогов реализации образовательной программы«Умные руки»
7
13
Методическое обеспечение
8
14
Информационное обеспечение программы
9
15
Перспективный план
10
16
Учебный план
21
18
Приложение 1
Упражнения для рук и пальцев
23
Пояснительная записка
Программа «Умные руки»
Актуальность
Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Современному школьнику очень нужны «умные руки». Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга» Значит,чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Направленность работы кружка
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формированиеобще интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук,всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуютразвитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Новизна программы
«Умные руки» заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развитию мелкой моторики. Этот вид деятельности используется по усмотрению педагогов на разных занятиях: ИЗО, математике. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием один раз в неделю. Используются самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Педагогическая целесообразность:
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, формированияобщеинтеллектуальных умений, развития познавательных способностей, расширения кругозора, развития мелкой моторики рук.
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушения зрения и трудностей в овладении письмом.
Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цели программы: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Основные задачи:
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в две недели (по вторникам). 2 раза в месяц. 18 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Особенности возрастной группы
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Принципы построения программы:
Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну). 2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития. 3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученныенавыки. 4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Методы и приемы обучения
Применяются в комплексе различные методы и приемы:
игровые, показ способа действия, объяснения, совет, указание, вопросы, контроль.
При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие
работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу.
Занятия проводятся с двумя подгруппами детей.
Режим занятий
Учебный план: с 7сентября 2023 г. по 31 мая 2024 г.
Количество занятий в месяц – 2
Количество занятий в год – 18
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут.
Структура занятий
1 часть – Упражнения на подготовку руки к письму. (Бачина, Коробова: Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей).
2 часть - Упражнения на ориентировку в пространстве, графические диктанты.
(Е. М Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму» рисование по клеточкам, пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки)
3 часть - Упражнения на обучение обведения и вырезания шаблонов.
4 часть - Итог.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Ребенок будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью;
- правила работы с ножницами
Ребенок будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильнорасполагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Ребенок сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
Развитие коммуникативных способностей;
Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
Развитие наблюдательности;
Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
Развитие инициативности и самостоятельности;
Ребенокспособен проявлять:
Усидчивость при выполнении работ;
Эмоциональную отзывчивость;
Доброжелательность.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Умные руки»
После каждого занятия родители знакомятся с содержанием занятия, имеют возможность посмотреть рабочую тетрадь ребенка и проследить динамику успехов своего ребенка.
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики. Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
№
Ф.И. ребенка
Развитие мелкой моторики рук
Ориентирование в пространстве
Развитие графических навыков
Вырезание ножницами
Копирование образца
штриховка
Графический диктант
1
2
3
4
5
6
7
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо»,«Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен(оценивается быстрота, создание рисунка);
- Завязывание шнурков разной величины
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам
- Д/И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
- задания на листе бумаги в клетку, в линейку
- дорисовывание второй половины рисунка по точкам, соединение точек
4.Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников-М.,1970
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников-М.,1970
Перспективный план
Этапы занятия
Подготовка руки к письму.
Ориентировка в пространстве, графический диктант
Обучение письму с использованием дидактических игр, штриховки, обводилки, шаблоны для вырезания
Занятие 1
Упражнения для рук и пальцев:
«Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
2 «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Дорисуй линии до конца строчки.
Нарисуй на левых руках браслеты.
Нарисуй на безымянных пальцах правых рук колечко.
Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька упала в лужу
Занятие 2
Упражнения для рук и пальцев:1.«Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
«Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-счетных палочек. Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки.
Нарисуй на правых руках браслеты. Нарисуй на указательных пальцах левых рук колечко. .
3.Проведи прямые линии так, чтобы каждая линия попала в центр мишени.
Занятие 3
Упражнения для рук и пальцев: 1.«Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
2. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки.
Нарисуй на левых руках браслеты. Нарисуй на мизинцах правых рук колечки.
Шаблон для вырезания
Занятие 4
Упражнения для рук и пальцев: 1.«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
2. .«Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки.
Шаблон для вырезания
Занятие 5
Упражнения для рук и пальцев:
1.«Ходули»
С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:
«Человечек не скучает,
По тропиночке шагает,
Он к болоту подошел
И по кочкам всем прошел».
2 «Перехваты»
Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук
Словно ловкими жучками,
Пальчиками, как крючками,
Перехватим карандаш.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки.
Шаблон для вырезания
Занятие 6
Упражнения для рук и пальцев:1.«Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
2. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10 палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки.
Шаблон для вырезания
Занятие 7
Упражнения для рук и пальцев:
1.«Дудочка»
Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.
Пальчики не отдыхают,
Карандаш перебирают,
Как на дудочке играют.
2. «Согреваем ладошки»
Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик;на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, насчет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.
Катать валик или карандаш:
по столу ладонями;
по столу подушечками пальцев;
между ладошек:
Карандаш, в руках катаем
И ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем.
Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки.
Шаблон для вырезания
Занятие 8
Упражнения для рук и пальцев: 1.«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
2. .«Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки
Шаблон для вырезания
Занятие 9
Упражнения для рук и пальцев:1.«Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
2 «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Г рафический диктант.
Соедини точки, штриховка
Занятие 10
Упражнения для рук и пальцев:
1.«Собираем брёвнышки»
Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем
Братья помогают папе,
Старший братик и меньшой,
Очень ловко и умело,
Поднимают груз большой.
одними и теми же пальцами разных рук;
одной рукой за два конца (счётные палочки).
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
2.Упражнение «Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек
Грузовик привез дрова,
Соберем их со двора.
Повторить упражнение второй рукой.
Графический диктант.
Дорисуй
Занятие 11
Упражнения для рук пальцев:
1«Дятел»
Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным
Дятел, дятел постучи.
Где сидишь ты? Покажи
2.«Точилка»
Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:
Мы точилочку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет острым наш
Синий карандаш.
Соедини точки, раскрась
Занятие 12
Упражнения для рук и пальцев: 1.«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
2. .«Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Соедини точки, раскрась
Занятие 13
Упражнения для рук и пальцев:1.«Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
2 «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Дорисуй линии и фигуры до конца строчки
Соедини точки, раскрась
Занятие 14
Упражнения для рук и пальцев:
1«Колодец»Необходимо выкладывать карандаши в виде колодца,
Ровно брёвнышки кладём,
Мы колодец соберём,
Чтоб была у нас всегда.
Очень чистая вода.
или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.
2. «Маятник», «Качели»
Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»
взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать — «качели»;
Штриховка
Занятие 15
Упражнения для рук и пальцев:1.«Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
2. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Г рафический диктант.
Обведи не отрывая руки.
Занятие 16
Упражнения для рук и пальцев: 1.«Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
2. .«Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Графический диктант.
Дорисуй.
Занятие 17
Упражнения для рук и пальцев:
1.«Массаж»
покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно ,положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:
а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;
б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами
Учусь я карандаш держать,
Чтоб буквы правильно писать.
2. «Гусеница»
Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:
Гусеница вверх и вниз ползет —
С веточки не упадет.
постучать по карандашу поочередно указательным большим и средним пальцами;
подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;
Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего
двумя руками одновременно.
Г рафический диктант.
Дорисуй.
Занятие 18
Упражнения для рук и пальцев: 1.«Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
2. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Графический диктант.
Дорисуй.
Учебный план
№ занятия
Количество часов
Дата
Занятие 1
1ч
07.09.23
Занятие 2
1ч
21.09.23
Занятие 3
1ч
05.10.23
Занятие 4
1ч
19.10.23
Занятие 5
1ч
02.11.23
Занятие 6
1ч
16.11.23
Занятие 7
1ч
07.12.23
Занятие 8
1ч
21.12.23.
Занятие 9
1ч
11.01.24
Занятие 10
1ч
25.01.24
Занятие 11
1ч
08.02.24
Занятие 12
1ч
22.02.24.
Занятие 13
1ч
07.03.24
Занятие 14
1ч
21.03.24
Занятие 15
1ч
04.04.24
Занятие 16
1ч
18.04.24
Занятие 17
1ч
10.05.24
Занятие 18
1ч
24.05.24
Учебный план 1 группы.
Учебный план
№ занятия
Количество часов
Дата
Занятие 1
1ч
14.09.23
Занятие 2
1ч
28.09.23
Занятие 3
1ч
12.10.23
Занятие 4
1ч
26.10.23
Занятие 5
1ч
09.11.23
Занятие 6
1ч
23.11.23
Занятие 7
1ч
14.12.23
Занятие 8
1ч
28.12.23.
Занятие 9
1ч
18.01.24
Занятие 10
1ч
25.01.24
Занятие 11
1ч
15.02.24
Занятие 12
1ч
29.02.24.
Занятие 13
1ч
14.03.24
Занятие 14
1ч
28.03.24
Занятие 15
1ч
11.04.24
Занятие 16
1ч
25.04.24
Занятие 17
1ч
17.05.24
Занятие 18
1ч
31.05.24
Учебный план2 группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения для рук и пальцев
Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.
Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.