Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей. Развитие познавательной способности, мелкой оторики рук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Умные руки" для детей 5 -6 лет»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133
о Утверждаю: Принято на педагогическом совете «Утверждаю»:
Протокол № от «____» 2020 г. Заведующий: ____________О.П. Гранова
«_____» 2020 г. Заведующий МДОУ № 133
Дополнительная образовательная программа
социально – образовательной направленности
кружок «Умные руки»
старшая группа 5-6 лет
(срок реализации - 1 год).
Разработала: воспитатель высшей категории
Лавренчук И.Д.
Комсомольск - на - Амуре
2020 г
Пояснительная записка
Актуальность
Программа разработана на основе современных методик и технологий разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Современному школьнику очень нужны «умные руки». Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Направленность работы кружка
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование обще интеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Новизна программы
«Умные руки» заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развитию мелкой моторики. Этот вид деятельности используется по усмотрению педагогов на разных занятиях: ИЗО, математике. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием один раз в неделю. Используются самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Педагогическая целесообразность:
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, формирования обще интеллектуальных умений, развития познавательных способностей, расширения кругозора, развития мелкой моторики рук.
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушения зрения и трудностей в овладении письмом.
Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цели программы: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
- Развитие самостоятельности
Основные задачи:
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в две недели (по четвергам). 2 раза в месяц, 16 занятия в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Особенности возрастной группы
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Принципы построения программы:
Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну). 2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития. 3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки. 4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Методы и приемы обучения
Применяются в комплексе различные методы и приемы:
игровые, показ способа действия, объяснения, совет, указание, вопросы, контроль.
При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие
работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу.
Занятия проводятся с подгруппой детей.
Режим занятий
Учебный план: с 1 октября 2020 г. по 31 мая 2021 г.
Количество занятий в месяц – 2 занятия в тетради в клетке, рисование и штриховка в совместной образовательной деятельности.
Количество занятий в год – 16
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут.
Структура занятий
1 часть – пальчиковая гимнастика.
2 часть - упражнения на подготовку руки к письму:
- упражнения на ориентировку в пространстве, графические диктанты.
(Бачина, Коробова: Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей ).
3 часть - Итог.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Ребенок будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру)
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью;
Ребенок будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Ребенок сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
Развитие коммуникативных способностей;
Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
Развитие наблюдательности;
Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
Развитие инициативности и самостоятельности;
Ребенок способен проявлять:
Усидчивость при выполнении работ, эмоциональную отзывчивость; доброжелательность.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Умные руки»
После каждого занятия родители знакомятся с содержанием занятия, имеют возможность посмотреть рабочую тетрадь ребенка и проследить динамику успехов своего ребенка.
Формами подведения итогов являются: промежуточная и итоговая диагностики. Для отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы используется педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности обучающихся на занятиях, выполняемых ими заданий.
Основная задача диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
№
Ф.И. ребенка
Развитие мелкой моторики рук
Ориентирование в пространстве
Развитие графических навыков
Копирование образца
штриховка
Графический диктант
1
2
3
4
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка);
- Завязывание шнурков разной величины
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам
- Д/И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
- задания на листе бумаги в клетку, в линейку
- дорисовывание второй половины рисунка по точкам, соединение точек
4.Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
Содержание программы
Перспективный план
Октябрь
Занятие 1
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
1.Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
«Этот пальчик - большой. (Показывать большой палец).
Самый весёлый, самый смешной!
Этот пальчик - указательный. (Указываете на что-нибудь указательным. пальцем.)
Он очень внимательный
Этот пальчик средний, (Отогните средний палец.)
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик - безымянный, (Согните безымянный палец)
Он не любит каши манной.
Самый маленький - мизинчик,
Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.)»
Упражнение 2
- нарисуй на левых руках браслеты. Нарисуй на безымянных пальцах правых рук колечки.
- проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька упала в лужу
Занятие 2
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
1.Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
«Этот пальчик - большой. (Показывать большой палец).
Самый весёлый, самый смешной!
Этот пальчик - указательный. (Указываете на что-нибудь указательным. пальцем.)
Он очень внимательный
Этот пальчик средний, (Отогните средний палец.)
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик - безымянный, (Согните безымянный палец)
Он не любит каши манной.
Самый маленький - мизинчик,
Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.)»
Упражнение 2
- нарисуй на правых руках колечки. Нарисуй на указательных пальцах правых рук браслеты .
- проведи прямые линии так, чтобы каждая линия попала в центр мишени.
Занятие 3, 4 – работа в тетрадях (штриховка, раскраска по заданному цвету)
Ноябрь
Занятие 1
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, работа в тетрадях в клетку.
1.Сказка по математике «Как чистый листок клеточку искал»
Жили – были чистые листочки. Жили они весело и счастливо. В каждый день на них рисовали красками, карандашами, фломастерами, мелками. Жизнь у них была действительно цветная. Один рисунок получался красочнее и интереснее другого. Им никогда не было скучно. И вот однажды один чистый листочек загрустил. Остальные чистые листки его спрашивают:
-- Ты о чем грустишь, листок?
-- Не знаю, почему я вдруг загрустил. Наверное надоела мне моя чистота и белизна. – отвечает он.
-- Но ведь мы не всегда бываем белыми и чистыми. На нас каждый день рисуют – возразили ему братья.
-- Ну и что, что рисуют. Вот я слышал, что есть еще такие листки на которых еще и пишут.
-- Нет таких листков, тебя обманули, запутали.
--Нет неправда. Такие листки есть и я должен их найти. На них,я слышал, нарисованы специальные клеточки. Мне обязательно надо найти или такие листочки, или такие клеточки.
--Как же ты их будешь искать. Ведь ты не знаешь где они живут. – старались остановить его родные.
-- А я отправлюсь в путешествие и найду их!
И чистый Листик отправился в путешествие. Путешествие его пролегало через поля по дороге
Упражнение 2
(провести прямую линию)
На дороге были лужи, через которые листик перепрыгивал, чтоб не намочить ножки
(провести линию – кружочек; чередовать)
Дорога была извилистая
Занятие 2
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Путешествие Листика продолжалось, и на пути его встретились горы
Упражнение 1 Горы
Упражнения для рук и пальцев
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём, Рисовать опять начнем. (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать).
Упражнение 2
Горы были разные по высоте
(вести линию не отрывая карандаша от бумаги)
Занятие 3, 4 – работа в тетрадях (штриховка, раскраска по заданному цвету)
Декабрь
Занятие 1
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Долго Листик ходил по дорогам, полям горам и на пути его встретился густой лес
Упражнение 1
И вдруг пошёл дождь
Упражнения для рук и пальцев
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют,(указательный и средний «идут» по другой руке) Эти - любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). Эти - тихо подремать,(безымянный и мизинец прижимаем к ладони). А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться.(крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Упражнение 2
Чтоб Листику не намокнуть, он спрятался под зонтик
(разные варианты зонтика – на усмотрение воспитателя)
Занятие 2
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Закончился дождик и Листик продолжил своё путешествие, по извилистой тропинке
Упражнение 1
Упражнения для рук и пальцев
«Братцы»
Пять весёлых братцев На столе – «игра на пианино».
Гуляли по двору,
Пять весёлых братцев затеяли игру.
Шлёпали, как рыбки – Хлопки в ладоши.
Шлёп, шлёп, шлёп.
Топали, как мишки – Кулачок о кулачок.
Топ, топ, топ.
Бегали, как зайки – Пальцами имитируют прыжки.
Прыг, прыг, прыг.
Рычали, как лайки – Ладонями имитируют пасть собаки.
Рык, рык, рык.
Упражнение 2
По тропинке он встретил гусеницу
Занятие 3, 4 – работа в тетрадях (штриховка, раскраска по заданному цвету)
Январь
Занятие 1
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Долго путешествовал Листик, много обуви истоптал. Измотавшись совсем, сел в машину и продолжил своё путешествие.
Упражнение 1
Упражнения для рук и пальцев
«Братцы»
Пять весёлых братцев На столе – «игра на пианино».
Гуляли по двору,
Пять весёлых братцев затеяли игру.
Шлёпали, как рыбки – Хлопки в ладоши.
Шлёп, шлёп, шлёп.
Топали, как мишки – Кулачок о кулачок.
Топ, топ, топ.
Бегали, как зайки – Пальцами имитируют прыжки.
Прыг, прыг, прыг.
Рычали, как лайки – Ладонями имитируют пасть собаки.
Рык, рык, рык.
Упражнение 2
Листик приехал и увидал, что попал в совсем необычную страну. Его окружали интересные существа замысловатой формы. Нам свами надо нарисовать эти формы и отгадать, в какую страну Листик попал.
Рисование по клеточкам геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник)
Ребята в кую страну приехал Листик?
Дети: страну геометрических фигур.
Занятие 2
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Ребята в кую страну приехал Листик?
Дети: страну геометрических фигур.
Рисование по клеточкам геометрические фигуры (треугольник, трапецию, круг)
Упражнения для рук и пальцев
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют,(указательный и средний «идут» по другой руке) Эти - любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). Эти - тихо подремать,(безымянный и мизинец прижимаем к ладони). А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться.(крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Упражнение 2
Листик обрадовался что попал такую интересную страну. Как здорово, подумал Листик, как раз ищу своих друзей, листки на которых пишут. А давайте с вами дружить, предложил Листик
- Нет мы не можем дружить с тобой. Ведь у тебя нет клеточки – вежливо сказали листики.
- А где же мне ее взять? – растерявшись, Листик пошел по тротуару. Листикуслышал гудок поезда, он сел в поезд и продолжил своё путешествие. В вагоне заняв нижнюю полку в вагоне Листик уснул.
(можно упростить задание нарисовать только вагон)
Занятие 3 – работа в тетрадях (штриховка, раскраска по заданному цвету)
Февраль
Занятие 1
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Листик шел по тротуару и шептал
- Где же мне ее взять клеточку и как она выглядит? И тут онуслышал гудок корабля, подошел к берегу сел на корабль и продолжил своё путешествие.
Упражнение 1
(задание можно упростить - корму рисовать по намеченным воспитателем точкам, палубу дети самостоятельно считая клеточки )
Упражнения для рук и пальцев
«Братцы»
Пять весёлых братцев На столе – «игра на пианино».
Гуляли по двору, Пять весёлых братцев затеяли игру.
Шлёпали, как рыбки – Хлопки в ладоши.
Шлёп, шлёп, шлёп.Топали, как мишки – Кулачок о кулачок.
Топ, топ, топ.Бегали, как зайки – Пальцами имитируют прыжки.
Прыг, прыг, прыг.Рычали, как лайки – Ладонями имитируют пасть собаки.
Рык, рык, рык.
Упражнение 2
Корабль дал протяжный гудок и отчалил от берега. Листик сидел на палубе, смотрел в далекую безоблачную даль и думал о том, как же ему найти эту клеточку. По волнам плыли удивительные морские обитатели.
задание на усмотрение воспитателя
Занятие 2
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.
Повторение пройденного материала.(рассказы детей)
Вдалеке забрезжил новый берег. Корабль дал новый гудок и причалил в порту. Листик сошел на сушу и увидал листики в клеточку. И вдруг кто-то трогает за бочок. Листик повернулся и увидал перед собой незнакомца. У него были очень равные стороны и уголки.
-- Ты кто, квадрат? – спросил Листик.
-- Нет, я клеточка. —весело ответила незнакомка.
-- Клеточка! – подпрыгнул от радости Листик. – Я тебя так долго искал и думал, что вообще уже не найду. Как здорово, что ты меня сама нашла!
--А зачем ты меня искал? – спросила клеточка.
--Я просто очень, очень хочу с тобой дружить – пояснил Листик.
-- Ну тогда тебе придется не только со мной одной дружить, но и с другими клеточками, нас много, а главное с ребятами которые будут писать и рисовать по клеточкам.
--Как хорошо, что у меня будет много друзей
--И не только. Ты будешь дружить и с ручками, и с линейками, и с ластиками, и с еще многими многими предметами.
Листик был очень рад, что мечта его сбылась.
Упражнения для рук и пальцев
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют,(указательный и средний «идут» по другой руке) Эти - любят поболтать, (средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). Эти - тихо подремать,(безымянный и мизинец прижимаем к ладони). А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться.(крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Упражнение 1 «Зигзаг»
Знакомство с точкой
Занятие 3, 4 – работа в тетрадях (штриховка, раскраска по заданному цвету)
Март
Занятие 1
Задачи: Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Развивать зрительно - моторную координацию.
Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость.
Материалы: Тетради в клетку, простые карандаши, ластики, распечатки с заданиями на каждого ребенка.
Методы и приемы: Художественное слово, упражнения для рук и пальцев, работа в тетрадях в клетку.