kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в процессе ручного труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью
наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают»
словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П.
Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения,
(машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый
сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и дос-
тупными словами их диалог. Все это способствует развитию продуктивной дея-
тельности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления
тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова
с предметом значительно легче, нем связь слова с действием: можно показать
сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Зна-
чительно труднее показать через картину связь слова с движением или состояни-
ем предмета. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для
развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные
ситуации, способствующие появлению речевой активности. Так решается задача
развития коммуникативных навыков у детей. Развитие речевого общения пред-
полагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для на-
копления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ
на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения
разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространен-
ное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусмат-
ривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: по-
будительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложе-
ния.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в процессе ручного труда»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида 96.









Статья на тему:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

в процессе изобразительной деятельности».

(из опыта работы)






Выполнила: Сапожникова Елена Анатольевна

воспитатель 1квалификационной категории








г. Комсомольск-на-Амуре 2015г.

«Истоки творческих способно-
стей и дарования детей — на кон-
чиках их пальцев.Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок»./В. А. Сухомлинский/


В настоящее время, число детей с проблемами речевого развития постоянно
увеличивается, вследствие органических поражений центральной нервной сис-
темы и речевых зон коры больших полушарий, вызванного рядом причин: ухуд-
шением экологической обстановки, дефицита йода и фтора, патологии беремен-
ности, родовые травмы, социальные причины. По данным исследований, Л. А.
Даниловой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, у таких детей нарушены дви-
гательные механизмы, они отличаются недостаточной координированностью, не
развиты общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушения речи; плохо
развивается готовность руки к цисьму, поэтому снижен интерес к различным ви-
дам продуктивной ручной деятельности.

Ученые Института физиологии детей и подростков АПН подчеркивают тес-
ную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень разви-
тия детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движе-
ний пальцев рук. М. Н. Кольцова считает что морфологическое и функциональ-
ное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприоцептивной им-
пульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет
формирование речевой моторной области. Неполноценная речевая деятельность
оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется раз-
витие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запомина-
ния, нарушается логическая и смысловая деятельность. Чем лучше развито мас-
терство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движение рук, тем
совершеннее функции нервной системы, мыслительных операций. Следователь-
но, проблема преодоления недоразвитости ручного праксиса дошкольников с
речевыми проблемами, является одной из важнейших задач в плане успешной

коррекции звучащей речи. Так же значение изобразительной деятельности для
всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи
велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания
действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания
ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью
наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают»
словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П.
Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения,
(машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый
сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и дос-
тупными словами их диалог. Все это способствует развитию продуктивной дея-
тельности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления
тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова
с предметом значительно легче, нем связь слова с действием: можно показать
сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Зна-
чительно труднее показать через картину связь слова с движением или состояни-
ем предмета. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для
развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные
ситуации, способствующие появлению речевой активности. Так решается задача
развития коммуникативных навыков у детей. Развитие речевого общения пред-
полагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для на-
копления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ
на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения
разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространен-
ное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусмат-
ривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: по-
будительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложе-
ния.

Я работаю в логопедической группе, поэтому среди многих важных задач,
определенных программой «Воспитания и обучения детей в детском саду» под
редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, развитие речи и
речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специаль-
ных, частных таких как: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и ак-
тивизация словарного запаса, совершенствование грамматической правильности
речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову.
При работе с детьми логопедической группы задачи по обучению усложняются,
так как, у детей отмечается слабое поверхностное дыхание, нарушено воспри-
ятие, мышление, координация движения. На занятиях по изобразительной дея-
тельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и
употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки дей-
ствий.

При поступлении детей в детский сад, мы проводим мониторинг по разви-
тию мелкой моторики рук, с помощью различных игровых занятий, упражнений,
наблюдений, умений и навыков в изобразительной деятельности. Формирование
навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно
- практической деятельности. При этом выяснилось, что у большинства детей
мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции.

С помощью различных игровых заданий, упражнений, наблюдений выясни-
лось, что у большинства детей (по критериям диагностики), не сформировано
умение структурно распределить ход работы, способность к композиции. Очень
низок уровень проявления творчества, способность самостоятельно выполнить
работу после показа.

В связи с тем, что у многих детей с общим недоразвитием речи плохо раз-
вита мелкая моторика, поэтому учитывая полученные результаты, перед нами
были поставлены следующие цели и задачи.

Цель работы:

- формирование у детей дошкольного возраста развития речи в процессе

изобразительной деятельности.

Основные задачи:

  • развивать мелкую моторику рук не только на занятиях, но и в режимных
    моментах, совместной, свободной деятельности;

  • формировать умение сопровождать двигательные навыки с речевым мате-
    риалом

  • развивать понятийную, смысловую сторону речи;

  • развивать коммуникативные навыки речи (интонацию, тембр, темп, силу
    голоса).

Для реализации поставленных задач нами был разработан следующий план:

  1. Создание в группе условия для тренировки мелкой моторики рук де-
    тей с помощью различных пособий в свободной, индивидуальной деятель-
    ности.

  2. Обеспечение доступности к исследованию нетрадиционных мате-
    риалов для изготовления поделок. Осуществление подборки игровых уп-
    ражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексическими те-
    мами.

  3. Осуществление подборки игровых упражнений по развитию мелкой
    моторики в соответствии с лексическими темами.

  4. Составление подборки пальчиковых гимнастик в соответствии с лек-
    сическими темами.

  5. Подборка игровых упражнений - схем для развития фонематиче-
    ского восприятия слуха.

  6. Разработка перспективный план по изобразительной деятельности в
    старшей группе.

  7. Разработка рекомендаций для родителей по развитию речи для повторения и закрепления изученного материала в домашних условиях.
    Исходя из вышеперечисленного и опираясь на психолого-педагогические

принципы, я попыталась выстроить систему работы с детьми по развитию связной речи в процессе изобразительной деятельности.

Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобра-

зительной деятельности у детей, предоставляя им как можно больше самого раз-
нообразного материала (бумага различной фактуры и цвета, кусочки ткани, ко-
робочки с природным материалом, мелкий бросовый материал, пластилин, нож-
ницы, клей и. т.д.). Учитывая, что на формирование образа и развитие связанной
речи детей влияют художественное слово, музыка, попыталась обогатить содер-
жание соответствующих уголков. Так же мною были изготовлены разнообраз-
ные дидактические игры, пособия, использование которых имело место в пред-
варительной работе с детьми.

Успешное художественное развитие невозможно без постоянного, богато-
го опыта общения с искусством. Искусство расширяет эмоциональный опыт че-
ловека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства но-
вые.

Оно воздействует на психику и разум человека, поэтому я стараюсь мак-
симально использовать возможности детей дошкольного возраста для их обще-
ния с прекрасным, применяя такие формы предварительной работы, как рас-
сматривание репродукций картин художников и беседы по картине. Дети не
только знакомятся с творчеством художников и разными манерами изображения,
но и учатся составлять короткие рассказы по картине. Особенно детям нравится
прием «вхождения» в картину: им предлагается представить себя на месте изо-
браженного человека, это оживляет, усиливает, непосредственно подсказывает
верную интонацию, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит
детское воображение.

Овладение движениями рук и пальцев также имеет немаловажное значение
для развития речи ребенка. Поэтому особое внимание в развитии мелкой мото-
рики я уделила пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения
каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точ-
ность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей раз-
вивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и дру-
гими изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура
пальцев, совершенствуется координация движений.

Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало
слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей,
а сам процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, рисунок
отражает уровень общения, доступный его мышлению.

Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозмож-
ных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структур-
ный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в ак-
тивный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на заня-
тиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречев-
лять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назна-
чение.

Речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она
должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и со-
держать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование
одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, что позволяет ре-
шать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной
деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи (воспитывать такие поло-
жительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении
работы, усидчивость и настойчивость, умение вести работу до конца, аккурат-
ность, т.е. те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием
речи).

Мы знаем, что система занятий по изобразительной деятельности с до-
школьниками - самая благоприятная почва для решения многих задач развития и
воспитания. Они способствуют развитию у детей творчества, улучшают фанта-
зию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают
волю, развивают ручное умение, речь. Поэтому при проведении занятий в круж-
ке «Радужные фантазии» основной акцент сделан на использовании нетрадици-
онных техник рисования. Выбор этот не случаен. Само название говорит за себя:
здесь присутствует элемент необычности, что позволяет уйти в работе от услов-
ных рамок, ограничений и тем самым вызвать непроизвольный интерес у ребят.

Первый этап соответствует началу занятия, где пытаюсь заинтриговать де-
тей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором эта-
пе происходит «зарождение» идеи. Дети пытаются понять свое собственное от-
ношение к заданной теме. Сначала очень трудно определить, что твое, а что чу-

жое. Мое участие состояло в том, чтоб помочь ребенку найти свой вариант ре-
шения. Заключительным этапом является оценка работ. Очень важно отразить в
оценке не столько аккуратность в работе, сколько умение выразительно нарисо-
вать образ, передать настроение и правильно оформить свое речевое высказыва-
ние. Поэтому прямую оценку я заменяла похвалой, поддержкой и обсуждением,
где допущена ошибка. Старалась учить детей оценивать работу друг друга. Раз-
витие речи и расширение знаний об изобразительном искусстве позволяют детям
давать аргументированную и развернутую оценку рисункам сверстников, не за-
бывая об уважительном отношении. Так же особое внимание я обращала на соз-
дание благоприятного, эмоционального фона на занятиях. Использовала: показ
слайдов, картин на фоне музыкального и поэтического сопровождения. Рисова-
ние под музыку, да еще в необычных видах техники позволяла детям макси-
мально проявить свои способности.

Данный тип занятий, как показывает практика, позволяет повысить уровень
развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой рабо-
ты у дошкольников. Занятие по изобразительной деятельности с применением
нетрадиционных материалов и техник оказывает большое влияние на гармонич-
ное личностное развитие ребенка. Они способствуют развитию творчества, про-
буждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение,
воспитывают волю, развивают ручные умения, речь.

В основной учебной деятельности я использую традиционные занятия.

Каждое занятие по изобразительной деятельности, я стараюсь составить
из двух тесно связанных условных частей.

  1. Вводная часть - развитие речи;

  2. Практическая - творчески направленная.

Основные задачи первой части - определить мотив деятельности детей, ис-
пользуя различные приемы и средства развития речи: элементы театрализации,
дидактические игры, сюрпризные моменты.

Цель второй части занятий - изготовления самой работы. Материал, кото-
рым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы

с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от ре-
чевого развития детей.

Для изготовления работ, используем обычные и различные нестандартные
материалы (песок, нитки, опилки, бумага разной фактуры, вату, перья, пряжу,
ракушки, пластилин, глину, бусины, бисер). Сначала мы знакомим детей с
каждым из этих материалов, обследуем его, изучаем свойства, способы исполь-
зования, применяя принцип дидактики «от простого к сложному».

Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, мы создаем усло-
вия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и ло-
гопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом:
убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

Для эффективного процесса воспитания и обучения на занятиях и в свобод-
ной деятельности мы используем различные методы для повышения познава-
тельной активности (элементарный анализ, сравнение, вопросы, эксперименти-
рование и опыты), а также методы, повышающие эмоциональную активность де-
тей (игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, стихотворений,
игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны).

При подборе приемов обучения основное место отводится наглядности: ре-
альному предмету, различным видам искусств - игрушке, иллюстрациям, репро-
дукциям картин и образному слову (стихам; потешкам, сказкам, и др.)

На занятиях изобразительной деятельностью мы создаем атмосферу добро-
желательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению
тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание об-
щаться посредством, подражать речи воспитателя.

Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе
творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей ос-
ваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению
и саморазвитию. В результате работы старших дошкольников замыслы стано-
вятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материа-
лов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к

различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность
для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительно-
сти, активно выражая свое отношение к ним. Таким образом, все перечисленные
положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влия-
ние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии.

Следует отметить, что, оформляя каждый раз, детские работы в форме вы-
ставки тем самым привлекала внимание родителей к ним. Отрадно было заме-
тить, что они не остались равнодушными, а восхищались не только работой сво-
его ребёнка, но и работами остальных детей. Отношение родителей к продук-
тивной деятельности детей являлось для меня своеобразным критерием оценки
моей работы с воспитанниками.

В работе с родителями по данному вопросу я использовала такие формы
как: индивидуальные беседы, консультации, организуем открытые просмотры
занятий по кружку, оформляем стенды о жизни детей в детском саду, о достиже-
ниях детей, выпускаем сообщение в виде мини-рассказов. Также были открытые
просмотры для педагогов нашего дошкольного учреждение и города. Ежегодно в
нашем саду оформляются выставки детских работ по изодеятельности. Наши
родители принимают активное участие в конкурсах: ’’Овощное чудо” (поделки
из овощей), ’’Цветочная фантазия” (композиции из цветов), “Мир космоса” (по-
делки из бросового материала), ’’Лесное чудо” (поделки из природного материа-
ла) и т.д.

Педагоги нашего дошкольного учреждения берут образцы поделок, рисун-
ков для показа на занятиях по изодеятельности в своей группе.

Данная работа с детьми во многом способствовала развитию связной речи -
активно происходила постановка и автоматизация звуков, обогащался активный
словарь, дети научились составлять описательные рассказы по картине, в своей
речи со сверстниками и со взрослыми используют сложносочиненные и рас-
пространенные предложения.

Следует отметить, что занятия таки видом творчества во многом спо-
собствует развитию эстетического вкуса, развивает выдумку, фантазию, способ-

ность творить. Это сказалось на положительной динамики результатов по изо-
деятельности. Большинство детей научились структурно распределять ход рабо-
ты (по критериям диагностики), появилась способность к композиции и прояв-
лению творчества, а так же способность самостоятельно выполнять работу по-
сле показа воспитателя. Для меня так же важно, что никто из детей не остается
равнодушным. Я надеюсь, что знания полученные детьми будут активно ис-
пользоваться в их жизненной деятельности.

Данная работа актуальна для воспитателей не только коррекционных, но и
массовых групп.



Литература:


  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте психологический очерк: Книга для учителя – 3-е издание – Москва Просвещение, 1991г.

  2. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество – Москва Педагогика, 1990г.

  3. Как научимся рисовать: универсальное пособие для детей и взрослых. Москва «РОСМЭН», 2001г.

  4. Каринский Г. С. Волшебные краски года. Программа по изобразительной деятельности для детей 6 лет, 1994г.

  5. Комарова Т. С. И др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – Москва Педагогика 1999г.

  6. Художественное творчество и ребенок. Монография под ред. Ветлучиной Н. А. – Москва: Педагогика, 1972г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в процессе ручного труда

Автор: Сапожникова Елена Анатольевна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях специальной(коррекционной) школы VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(110) "priiemy-razvitiia-mielkoi-motoriki-u-dietiei-s-ovz-v-usloviiakh-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "103179"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402570753"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии."
    ["seo_title"] => string(146) "sotsializatsiia-i-rasshirieniie-vozmozhnostiei-dietiei-s-ovz-sriedstvami-kruzhkovoi-raboty-tieatral-no-kontsiertnoi-dieiatiel-nosti-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "257516"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448351626"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства