Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в процессе ручного труда
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в процессе ручного труда
Для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и дос- тупными словами их диалог. Все это способствует развитию продуктивной дея- тельности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, нем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Зна- чительно труднее показать через картину связь слова с движением или состояни- ем предмета. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Так решается задача развития коммуникативных навыков у детей. Развитие речевого общения пред- полагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для на- копления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространен- ное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусмат- ривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: по- будительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложе- ния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи в процессе ручного труда»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида 96.
Статья на тему:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
в процессе изобразительной деятельности».
(из опыта работы)
Выполнила: Сапожникова Елена Анатольевна
воспитатель 1квалификационной категории
г. Комсомольск-на-Амуре 2015г.
«Истоки творческих способно- стей и дарования детей — на кон- чиках их пальцев.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»./В. А. Сухомлинский/
В настоящее время, число детей с проблемами речевого развития постоянно увеличивается, вследствие органических поражений центральной нервной сис- темы и речевых зон коры больших полушарий, вызванного рядом причин: ухуд- шением экологической обстановки, дефицита йода и фтора, патологии беремен- ности, родовые травмы, социальные причины. По данным исследований, Л. А. Даниловой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, у таких детей нарушены дви- гательные механизмы, они отличаются недостаточной координированностью, не развиты общая и мелкая моторика, что ведет за собой нарушения речи; плохо развивается готовность руки к цисьму, поэтому снижен интерес к различным ви- дам продуктивной ручной деятельности.
Ученые Института физиологии детей и подростков АПН подчеркивают тес- ную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень разви- тия детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движе- ний пальцев рук. М. Н. Кольцова считает что морфологическое и функциональ- ное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприоцептивной им- пульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется раз- витие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запомина- ния, нарушается логическая и смысловая деятельность. Чем лучше развито мас- терство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы, мыслительных операций. Следователь- но, проблема преодоления недоразвитости ручного праксиса дошкольников с речевыми проблемами, является одной из важнейших задач в плане успешной
коррекции звучащей речи. Так же значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и дос- тупными словами их диалог. Все это способствует развитию продуктивной дея- тельности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, нем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Зна- чительно труднее показать через картину связь слова с движением или состояни- ем предмета. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Так решается задача развития коммуникативных навыков у детей. Развитие речевого общения пред- полагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для на- копления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространен- ное предложение; из сложных - сложноподчиненное предложение. Предусмат- ривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: по- будительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложе- ния.
Я работаю в логопедической группе, поэтому среди многих важных задач, определенных программой «Воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, развитие речи и речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специаль- ных, частных таких как: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и ак- тивизация словарного запаса, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову. При работе с детьми логопедической группы задачи по обучению усложняются, так как, у детей отмечается слабое поверхностное дыхание, нарушено воспри- ятие, мышление, координация движения. На занятиях по изобразительной дея- тельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки дей- ствий.
При поступлении детей в детский сад, мы проводим мониторинг по разви- тию мелкой моторики рук, с помощью различных игровых занятий, упражнений, наблюдений, умений и навыков в изобразительной деятельности. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно - практической деятельности. При этом выяснилось, что у большинства детей мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции.
С помощью различных игровых заданий, упражнений, наблюдений выясни- лось, что у большинства детей (по критериям диагностики), не сформировано умение структурно распределить ход работы, способность к композиции. Очень низок уровень проявления творчества, способность самостоятельно выполнить работу после показа.
В связи с тем, что у многих детей с общим недоразвитием речи плохо раз- вита мелкая моторика, поэтому учитывая полученные результаты, перед нами были поставлены следующие цели и задачи.
Цель работы:
- формирование у детей дошкольного возраста развития речи в процессе
изобразительной деятельности.
Основные задачи:
развивать мелкую моторику рук не только на занятиях, но и в режимных моментах, совместной, свободной деятельности;
формировать умение сопровождать двигательные навыки с речевым мате- риалом
развивать понятийную, смысловую сторону речи;
развивать коммуникативные навыки речи (интонацию, тембр, темп, силу голоса).
Для реализации поставленных задач нами был разработан следующий план:
Создание в группе условия для тренировки мелкой моторики рук де- тей с помощью различных пособий в свободной, индивидуальной деятель- ности.
Обеспечение доступности к исследованию нетрадиционных мате- риалов для изготовления поделок. Осуществление подборки игровых уп- ражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексическими те- мами.
Осуществление подборки игровых упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с лексическими темами.
Составление подборки пальчиковых гимнастик в соответствии с лек- сическими темами.
Подборка игровых упражнений - схем для развития фонематиче- ского восприятия слуха.
Разработка перспективный план по изобразительной деятельности в старшей группе.
Разработка рекомендаций для родителей по развитию речи для повторения и закрепления изученного материала в домашних условиях. Исходя из вышеперечисленного и опираясь на психолого-педагогические
принципы, я попыталась выстроить систему работы с детьми по развитию связной речи в процессе изобразительной деятельности.
Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобра-
зительной деятельности у детей, предоставляя им как можно больше самого раз- нообразного материала (бумага различной фактуры и цвета, кусочки ткани, ко- робочки с природным материалом, мелкий бросовый материал, пластилин, нож- ницы, клей и. т.д.). Учитывая, что на формирование образа и развитие связанной речи детей влияют художественное слово, музыка, попыталась обогатить содер- жание соответствующих уголков. Так же мною были изготовлены разнообраз- ные дидактические игры, пособия, использование которых имело место в пред- варительной работе с детьми.
Успешное художественное развитие невозможно без постоянного, богато- го опыта общения с искусством. Искусство расширяет эмоциональный опыт че- ловека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства но- вые.
Оно воздействует на психику и разум человека, поэтому я стараюсь мак- симально использовать возможности детей дошкольного возраста для их обще- ния с прекрасным, применяя такие формы предварительной работы, как рас- сматривание репродукций картин художников и беседы по картине. Дети не только знакомятся с творчеством художников и разными манерами изображения, но и учатся составлять короткие рассказы по картине. Особенно детям нравится прием «вхождения» в картину: им предлагается представить себя на месте изо- браженного человека, это оживляет, усиливает, непосредственно подсказывает верную интонацию, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.
Овладение движениями рук и пальцев также имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Поэтому особое внимание в развитии мелкой мото- рики я уделила пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точ- ность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей раз- вивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и дру- гими изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.
Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, а сам процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.
Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозмож- ных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структур- ный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в ак- тивный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на заня- тиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречев- лять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назна- чение.
Речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и со- держать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, что позволяет ре- шать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи (воспитывать такие поло- жительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение вести работу до конца, аккурат- ность, т.е. те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи).
Мы знаем, что система занятий по изобразительной деятельности с до- школьниками - самая благоприятная почва для решения многих задач развития и воспитания. Они способствуют развитию у детей творчества, улучшают фанта- зию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают ручное умение, речь. Поэтому при проведении занятий в круж- ке «Радужные фантазии» основной акцент сделан на использовании нетрадици- онных техник рисования. Выбор этот не случаен. Само название говорит за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет уйти в работе от услов- ных рамок, ограничений и тем самым вызвать непроизвольный интерес у ребят.
Первый этап соответствует началу занятия, где пытаюсь заинтриговать де- тей изложением того, в чем состоит задача и как ее осуществить. На втором эта- пе происходит «зарождение» идеи. Дети пытаются понять свое собственное от- ношение к заданной теме. Сначала очень трудно определить, что твое, а что чу-
жое. Мое участие состояло в том, чтоб помочь ребенку найти свой вариант ре- шения. Заключительным этапом является оценка работ. Очень важно отразить в оценке не столько аккуратность в работе, сколько умение выразительно нарисо- вать образ, передать настроение и правильно оформить свое речевое высказыва- ние. Поэтому прямую оценку я заменяла похвалой, поддержкой и обсуждением, где допущена ошибка. Старалась учить детей оценивать работу друг друга. Раз- витие речи и расширение знаний об изобразительном искусстве позволяют детям давать аргументированную и развернутую оценку рисункам сверстников, не за- бывая об уважительном отношении. Так же особое внимание я обращала на соз- дание благоприятного, эмоционального фона на занятиях. Использовала: показ слайдов, картин на фоне музыкального и поэтического сопровождения. Рисова- ние под музыку, да еще в необычных видах техники позволяла детям макси- мально проявить свои способности.
Данный тип занятий, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой рабо- ты у дошкольников. Занятие по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник оказывает большое влияние на гармонич- ное личностное развитие ребенка. Они способствуют развитию творчества, про- буждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, речь.
В основной учебной деятельности я использую традиционные занятия.
Каждое занятие по изобразительной деятельности, я стараюсь составить из двух тесно связанных условных частей.
Вводная часть - развитие речи;
Практическая - творчески направленная.
Основные задачи первой части - определить мотив деятельности детей, ис- пользуя различные приемы и средства развития речи: элементы театрализации, дидактические игры, сюрпризные моменты.
Цель второй части занятий - изготовления самой работы. Материал, кото- рым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы
с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от ре- чевого развития детей.
Для изготовления работ, используем обычные и различные нестандартные материалы (песок, нитки, опилки, бумага разной фактуры, вату, перья, пряжу, ракушки, пластилин, глину, бусины, бисер). Сначала мы знакомим детей с каждым из этих материалов, обследуем его, изучаем свойства, способы исполь- зования, применяя принцип дидактики «от простого к сложному».
Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, мы создаем усло- вия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и ло- гопеда, как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом: убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.
Для эффективного процесса воспитания и обучения на занятиях и в свобод- ной деятельности мы используем различные методы для повышения познава- тельной активности (элементарный анализ, сравнение, вопросы, эксперименти- рование и опыты), а также методы, повышающие эмоциональную активность де- тей (игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, стихотворений, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны).
При подборе приемов обучения основное место отводится наглядности: ре- альному предмету, различным видам искусств - игрушке, иллюстрациям, репро- дукциям картин и образному слову (стихам; потешкам, сказкам, и др.)
На занятиях изобразительной деятельностью мы создаем атмосферу добро- желательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание об- щаться посредством, подражать речи воспитателя.
Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей ос- ваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию. В результате работы старших дошкольников замыслы стано- вятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материа- лов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к
различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительно- сти, активно выражая свое отношение к ним. Таким образом, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влия- ние на формирование различных сторон речи при аномальном ее развитии.
Следует отметить, что, оформляя каждый раз, детские работы в форме вы- ставки тем самым привлекала внимание родителей к ним. Отрадно было заме- тить, что они не остались равнодушными, а восхищались не только работой сво- его ребёнка, но и работами остальных детей. Отношение родителей к продук- тивной деятельности детей являлось для меня своеобразным критерием оценки моей работы с воспитанниками.
В работе с родителями по данному вопросу я использовала такие формы как: индивидуальные беседы, консультации, организуем открытые просмотры занятий по кружку, оформляем стенды о жизни детей в детском саду, о достиже- ниях детей, выпускаем сообщение в виде мини-рассказов. Также были открытые просмотры для педагогов нашего дошкольного учреждение и города. Ежегодно в нашем саду оформляются выставки детских работ по изодеятельности. Наши родители принимают активное участие в конкурсах: ’’Овощное чудо” (поделки из овощей), ’’Цветочная фантазия” (композиции из цветов), “Мир космоса” (по- делки из бросового материала), ’’Лесное чудо” (поделки из природного материа- ла) и т.д.
Педагоги нашего дошкольного учреждения берут образцы поделок, рисун- ков для показа на занятиях по изодеятельности в своей группе.
Данная работа с детьми во многом способствовала развитию связной речи - активно происходила постановка и автоматизация звуков, обогащался активный словарь, дети научились составлять описательные рассказы по картине, в своей речи со сверстниками и со взрослыми используют сложносочиненные и рас- пространенные предложения.
Следует отметить, что занятия таки видом творчества во многом спо- собствует развитию эстетического вкуса, развивает выдумку, фантазию, способ-
ность творить. Это сказалось на положительной динамики результатов по изо- деятельности. Большинство детей научились структурно распределять ход рабо- ты (по критериям диагностики), появилась способность к композиции и прояв- лению творчества, а так же способность самостоятельно выполнять работу по- сле показа воспитателя. Для меня так же важно, что никто из детей не остается равнодушным. Я надеюсь, что знания полученные детьми будут активно ис- пользоваться в их жизненной деятельности.
Данная работа актуальна для воспитателей не только коррекционных, но и массовых групп.
Литература:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте психологический очерк: Книга для учителя – 3-е издание – Москва Просвещение, 1991г.
Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество – Москва Педагогика, 1990г.
Как научимся рисовать: универсальное пособие для детей и взрослых. Москва «РОСМЭН», 2001г.
Каринский Г. С. Волшебные краски года. Программа по изобразительной деятельности для детей 6 лет, 1994г.
Комарова Т. С. И др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – Москва Педагогика 1999г.
Художественное творчество и ребенок. Монография под ред. Ветлучиной Н. А. – Москва: Педагогика, 1972г.