Для детей игра — это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. В игре дитя живет.» Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Копилка игр "Волшебный сундучок"»
Педагогическая копилка игр для старшей группы
Подвижные игры.
«Гусеница» (с 6 лет)
Цель: Развитие умения действовать сообща в команде, готовность внести свою лепту в общее дело.
Задача: Помочь наладить дружеские взаимоотношения, способствовать сплочению коллектива. Развивать у детейумение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и ответственно относиться к выполнению поручения.
Правила и ход игры:
Группа становится в линию. Каждый из группы протягивает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширине плеч и протягивают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку игрока, стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
«Небоскреб» (с 6 лет)
Цель: Вызывать заинтересованность детей в достижении общей цели.
Задача: Развивать готовность внести свою лепту в общее дело, готовность идти друг другу навстречу. Учить умению считаться с интересами других.
Материал: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.
Правила и ход игры:
Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.
Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы Вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.
«Распускающийся бутон» (с5-6 лет)
Цель: Активизировать совместную деятельность детей в малых группах.
Задача: Умение синхронизировать свои действия с действиями других детей. Формировать доброжелательные отношения между сверстниками.
Правила и ход игры:
Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.
После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.
Когда вся группа справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному ребенку.
«Узелки» (с 6 лет)
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Задача: Развивать готовность идти друг другу навстречу. Развитие умения у детей действовать сообща, в команде.
Правила и ход игры:
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
«Плот» (с 6 лет)
Цель: Способствовать сплочению группы, развитию добрых отношений между детьми. Вызывать заинтересованность в общей цели.
Задача: Развитие умения у детей действовать сообща, в команде. Формировать умение выражать и проявлять свои эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.
Материал: плотные листы бумаги
Правила и ход игры:
Целью игры является спасти как можно больше людей. На полу комнаты раскладываются несколько листов плотной бумаги. Это плоты. Пол вокруг - вода. Все участники медленно двигаются по комнате - «плавают в воде». По команде ведущего «Акулы!» все должны забраться на плот пока ведущий считает до пяти. Если кто-то не смог забраться на плот, значит его «съели акулы» и он выбывает из игры. После каждой атаки «акул» один из «плотов» убирается. Упражнение может выполняться с разными инструкциями. Например, когда плотов уже окажется очень мало, можно дать какое-то время участникам договориться, как они будут действовать, чтобы спасти всех или как можно больше людей. При этом они могут общаться друг с другом только невербально, то есть жестами и мимикой. В последнюю попытку можно разрешить разговаривать.
Дидактические игры.
Игра «Осторожно, парусная лодка в опасности» (6 - 7 лет)
Цель: совершенствовать навыки сотрудничества детей при выполнении игрового задания.
Задачи: научить принимать цели совместной деятельности; учиться предварительно согласовывать и планировать совместную деятельность; учить каждого участника старательно выполнять часть общей работы; объединять результаты в общий итог совместной работы, оценивать собственную деятельность.
Материалы: парусная лодка, игровое поле с изображением реки, причалов, разного рода ограничений, препятствующих движению лодки по реке.
Этот материал дается ребенку, который должен следить и указывать путь движения лодки по реке. Такое же игровое поле с изображением реки, причалов, однако все препятствия скрыты под водой. Этот материал дается другому ребенку, который взял на себя роль капитана. Из бумаги сделана лодка, ею будет управлять капитан.
Ход игры:
В игре принимают участие двое детей. Игровая ситуация: педагог говорит детям, что парусная лодка плывет по реке, капитан не знает, как проплыть опасные места (рифы, подводные камни...), так как их не видно. Место назначения - причал № 3. Педагог предлагает одному ребенку взять на себя роль капитана, другому следить за движением лодки и по карте указывать капитану направление движения лодки по реке (прямо, направо, вниз, вверх, налево...).
Правила игры: договориться, кто будет капитаном; быть внимательным и осторожным, слушать своего товарища по игре и выполнять все его команды; за допущенные ошибки ответственность делить пополам; вместе проверить и оценить результаты своей работы.
Игра «Подбери цветы к букету» (6 - 7 лет)
Цель: совершенствовать навыки сотрудничества детей при выполнении игрового задания.
Задачи: научить принимать цели совместной деятельности; учиться предварительно согласовывать и планировать совместную деятельность; учить каждого участника старательно выполнять часть общей работы; объединять результаты в общий итог совместной работы, оценивать собственную деятельность.
Материалы: карточки с изображением шести букетов, набор карточек с изображением цветов.
Ход игры: В игре принимают участие трое детей.
Игровая ситуация: в цветочный магазин привезли цветы. Их надо рассортировать для продажи так, чтобы они подходили к уже готовым букетам. Каждый ребенок должен выбрать букет, рассмотреть, какие цветы в нем присутствуют, вспомнить их названия и начать подбирать привезенные цветы к букету.
Правила игры: договориться, кто к какому букету будет подбирать цветы; если набор цветов будет один для двух или трех букетов, подумать вместе, как решить эту проблему.
После проведения игры педагог задает вопросы и обсуждает результаты. Игру можно усложнить, добавив карточки с изображением букетов каждому ребенку (по две) или увеличив число играющих детей (до 4 чел.). Два оставшихся букета дети подбирают вместе.
Игра «Золотой ключик» (6 - 7 лет)
Цель: формировать навыки сотрудничества.
Задачи: учиться последовательно выполнять игровые действия; согласовывать собственные действия с действиями партнеров по игре.
Материалы: игровое поле и три карточки.
Ход игры:Играют трое детей.
Игровая ситуация: Буратино потерял Золотой ключик. Мальвина нашла его и передала Артемону, который спрятал ключик в безопасное место. Но лиса Алиса подсмотрела, куда Артемон спрятал Золотой ключик, и перепрятала его в другое место. Педагог обращается к детям за помощью: нужно найти Золотой ключик.
Правила игры: На игровом поле есть три карточки с разноцветными квадратами. Первая подсказывает, где Буратино потерял Золотой ключик, вторая поможет найти место, куда его спрятал Артемон, третья покажет место, где перепрятан Золотой ключик; поиски надо начинать с определения места, где потеряли Золотой ключик; следует сначала распределить обязанности и затем приступить к поиску (поиск дети ведут поочередно); необходимо договориться, кто будет первым; карточки служат образцами, ими можно пользоваться в работе на игровом поле.