kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Самостоятельная художественная деятельность детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельность у детей в работе с различными материалами возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
       Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
       Прежде всего, обучение на занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий:  по собственному желанию лепить, рисовать, конструировать.
       Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.). Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.
         И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития самостоятельности у детей в работе с различными материалами в детском саду и дома.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«консультация "Самостоятельная художественная деятельность детей"»

Самостоятельность у детей в работе с различными материалами возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение на занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: по собственному желанию лепить, рисовать, конструировать.
Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.). Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.
И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития самостоятельности у детей в работе с различными материалами в детском саду и дома.
В семье и в детском саду дети приобщаются к самостоятельной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской самостоятельной деятельности.
Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок.
В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием выполнения, создает новый, свой вариант. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.

Детей приучают к тому, что при воплощении любого замысла необходимо соблюдать определенную последовательность действий . Таким образом, дети убеждаются в вариативности приемов воплощения одного замысла, начинают понимать преемственные связи между занятиями по развитию художественной речи и рисованием. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Иногда ребятам предлагают придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это может послужить толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.
Итак, чтобы занятия оказывали наиболее сильное влияние на развитие самостоятельности детей в работе с различными материалами, воспитатель должен:

— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, материалов для изобразительной практики, которые ранее использовались на занятиях;
- применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности;

— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;
— применять приемы, способствующие «самообучению», развивающие детскую взаимопомощь .

При организации самостоятельной деятельности необходимо продумать, где дети смогут этим заняться, где они разложат нужные им предметы, материалы. Дети должны хорошо знать, где лежат материалы для изобразительной деятельности. Когда воспитатель увидит, что дети захотели, например, заняться изготовлением декоративных изделий, он может создать и более уютную обстановку, поставив невысокие передвижные ширмы, складывающийся мольберт. Все это должно быть не только красивым, но и портативным, доступным для самостоятельного детского пользования.
Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются. Когда из различных лоскутков, дощечек, ниток, бумаги ребенок делает лодочку с парусом или домик для поросят по сказке «Три поросенка», то он обогащает свою фантазию, свои творческие замыслы.

На занятиях, во время игр и развлечений надо постепенно давать детям различные материалы, чтобы под руководством воспитателя они осваивали их. Приобретя навыки действия с различными материалами, дети начинают применять их в самостоятельной деятельности уже творчески. Для обогащения декоративной деятельности используются разнообразные материалы: керамические плитки, пастельные мелки, темперные краски, белила и т. д.
Важным условием, обеспечивающим развитие самостоятельности у детей в работе с различными материалами, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к виденному в работе. Кроме того, опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для проявления самостоятельности в работе с различными материалами, всячески поощрять его желание заняться, например, рисованием, принять в этом участие.
В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива.
Часто родители спрашивают, нужно ли заниматься их ребенку музыкой, рисованием, если у него нет природных данных. Ответ может быть только положительным. Несомненно, одни дети, более одаренные, станут художниками, музыкантами. Другие (а таких, наверное, большинство), если даже не станут профессионалами в том или ином виде искусства, навсегда подружатся с ним и свою любовь к нему пронесут через всю жизнь.
В семье необходимо позаботиться о создании благоприятной эстетической обстановки. Прежде всего, не должно быть антихудожественных предметов, будь то различные картины, вазы, настенные декоративные изделия. В соответствии с условиями в квартире необходимо выделить место, где расположить интересующие малыша книжки, картинки, бумагу, карандаши, музыкальные инструменты. Причем ребенок должен сам участвовать в оборудовании своего уголка и, продолжая традиции детского сада, располагать эти предметы в определенном порядке. По совету воспитателей родители приобретают книжки с иллюстрациями, разные материалы для изобразительной деятельности.
Если не только в детском саду, но и дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.

Итак, мы видим, что способы косвенного влияния на развитие самостоятельности у детей в работе с различными материалами тесно связаны между собой.
Методы косвенного руководства требуют гибкого и чуткого подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальности. Поэтому воспитатель должен повседневно совершенствовать свое мастерство, увлекать детей любимым делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять своим примером, владеть в меру своих возможностей способами художественной практики. Все это входит в арсенал педагогических средств.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
консультация "Самостоятельная художественная деятельность детей"

Автор: Буцинова Ирина Викторовна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Консультация для родителей "Самостоятельная музыкальная деятельность детей"."
    ["seo_title"] => string(75) "konsultatsiia_dlia_roditelei_samostoiatelnaia_muzykalnaia_deiatelnost_detei"
    ["file_id"] => string(6) "536307"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579353146"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Консультация "Интеграция художественно-эстетического развития дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_intieghratsiia_khudozhiestvienno_estietichieskogho_razvitiia_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "359275"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479239750"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Консультация по инновационной деятельности Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством нетрадиционных техник"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_razvitiie_tvorchieskikh_sposobn"
    ["file_id"] => string(6) "424384"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1500829291"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Консультация по инновационной деятельности для родителей «Что можно сделать из природного материала»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_chto_mozhno_sd"
    ["file_id"] => string(6) "437418"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510064317"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Консультация для родителей  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(146) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "166094"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422899943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства