Литературные игры для детей – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей.
Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших материальных и временных затрат.
В каждой группе наверняка найдётся стопка старых детских книг, неоднократно прочитанных, потерявшие обложки, изрядно потрёпанные. они и составят материальную основу вашей коллекции литературных игр. К примеру сказка «Колобок». Дети знают сказку почти наизусть и изрядно «помучили» книгу в руках. То, что от неё осталось можно превратить в следующие игры:
Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав на несколько частей, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь.
Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Вырезав по контуру изображения героев сказок и наклеив их на ткань,можно устроить театр.
Использование такого театра рекомендуется использовать в домашних условиях. По ходу рассказа прикладываем к спинке дивана изображения героев – и вот перед нами театр картинок: «Жили- были старик со старухой» ( прикладываем изображения старика и старухи). И так по тексту меняем изображения.
Из двух экземпляров «Колобка» (или другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино» и «Лото». Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
Также одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Для проведения такой игры дети делятся на две команды ( участников должно быть столько, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроится по порядку действия (сюжета) сказки. Выигрывает та команда, которая сделала это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок одной сказки некоторые лишние эпизоды из других произведений, перемешав их.Каждая команда выстраивается друг за другом у своего « набора». По сигналу первый участник должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки, положив его на картонную полоскупод номером 1, встать последним в строй своей команды; второй участник отыскивает второй эпизод, и так далее до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием первая.
Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
В играх также можно использовать обрезки текста. Например: Взрослый читает:«Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждаласьтёплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете!»
Как называется произведение?
Кто его автор?
Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка
Обрезки текста можно использовать для творческой игры «Продолжи строчку».Взрослый читает отрывок текста из произведения, а дети продолжают.
Да здравствует мыло душистое
Головой качает слон
Он слонихе шлёт….(поклон).
Вариантом игры может быть игра«Придумай за автора», которая будет развивать воображение. Например:
Да здравствует мыло душистое
И полотенце ….лучистое,
искристое и т.п.
Головой качает слон
Он слонихе шлёт…. талон,
батон,
вагон и т.д.
Это очень полезная игра для развития чувства ритма, пополнения словарного запаса.
Интересна также игра, когда загадывается какой-то человек
( герой, персонаж) и требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» или «нет», отгадать, кто задуман. Например: загадывается бабушка Красной Шапочки
Это человек? –Да
Это ребёнок? – Нет.
Это женщина? – Да
Из сказки «Снегурочка»? – Нет
Из сказки «Красная Шапочка»? – Да
Бабушка? – Да.
Игры на воспоминание ( кто больше назовёт)
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
В каких сказках действие происходит в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки ?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили –были дед и баба?
Литературные игровые вопросы также можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»
Перечисленные игры тем хороши, что в них можно играть не только в детском саду, но и дома. В них может включится вся семья и играть в них можно где угодно. Литературные игры не требуют специальной долгой подготовки, вариативны и самое главное: обладают несомненным развивающим эффектом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация "Литературные игры для детей"»
Литературные игры для детей
Литературные игры для детей – одно из средств развития творческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей.
Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших материальных и временных затрат.
В каждой группе наверняка найдётся стопка старых детских книг, неоднократно прочитанных, потерявшие обложки , изрядно потрёпанные. они и составят материальную основу вашей коллекции литературных игр. К примеру сказка «Колобок». Дети знают сказку почти наизусть и изрядно «помучили» книгу в руках. То, что от неё осталось можно превратить в следующие игры:
Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав на несколько частей, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке , развивает связную речь.
Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
Вырезав по контуру изображения героев сказок и наклеив их на ткань ,можно устроить театр.
Использование такого театра рекомендуется использовать в домашних условиях. По ходу рассказа прикладываем к спинке дивана изображения героев – и вот перед нами театр картинок: «Жили- были старик со старухой» ( прикладываем изображения старика и старухи). И так по тексту меняем изображения.
Из двух экземпляров «Колобка» (или другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино» и «Лото». Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
Также одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Для проведения такой игры дети делятся на две команды ( участников должно быть столько, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроится по порядку действия (сюжета) сказки. Выигрывает та команда, которая сделала это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок одной сказки некоторые лишние эпизоды из других произведений, перемешав их .Каждая команда выстраивается друг за другом у своего « набора». По сигналу первый участник должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки, положив его на картонную полоску под номером 1, встать последним в строй своей команды; второй участник отыскивает второй эпизод, и так далее до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием первая.
Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Например: назовите друзей ( врагов) этого героя (Буратино). Его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, другие куклы; враги – Карабас Барабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио.
В играх также можно использовать обрезки текста. Например: Взрослый читает: «Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете!»
Как называется произведение?
Кто его автор?
Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка
Обрезки текста можно использовать для творческой игры «Продолжи строчку». Взрослый читает отрывок текста из произведения, а дети продолжают.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце…. (пушистое).
Головой качает слон
Он слонихе шлёт…..(поклон).
Вариантом игры может быть игра «Придумай за автора», которая будет развивать воображение. Например:
Да здравствует мыло душистое
И полотенце ….лучистое,
шерстистое,
искристое и т.п.
Головой качает слон
Он слонихе шлёт….. талон,
батон,
вагон и т.д.
Это очень полезная игра для развития чувства ритма, пополнения словарного запаса.
Интересна также игра, когда загадывается какой-то человек
( герой, персонаж) и требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» или «нет», отгадать, кто задуман. Например: загадывается бабушка Красной Шапочки
Это человек? –Да
Это ребёнок? – Нет.
Это женщина? – Да
Из сказки «Снегурочка»? – Нет
Из сказки «Красная Шапочка»? – Да
Бабушка? – Да.
Игры на воспоминание ( кто больше назовёт)
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
В каких сказках действие происходит в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки ?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили –были дед и баба?
Литературные игровые вопросы также можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»
Перечисленные игры тем хороши , что в них можно играть не только в детском саду, но и дома. В них может включится вся семья и играть в них можно где угодно . Литературные игры не требуют специальной долгой подготовки, вариативны и самое главное: обладают несомненным развивающим эффектом.