kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Организация предметной игровой среды в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка состояния предметной среды в кон­кретных ДОО предполагает определенные крите­рии, которые задают нормативы ее формирования. Главный критерий - содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательно­го процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности - как совместной, так и               само­стоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«консультация для воспитателей "Организация предметной игровой среды в детском саду"»












КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ»
















Требования к предметно-пространственной сре­де, сформулированные в федеральном государ­ственном образовательном стандарте дошкольно­го образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлены на поддержку ини­циативы детей во всех видах детской деятельности.

Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвен­таря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспи­танников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

  • двигательную активность, в т. ч. развитие круп­ной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаи­модействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения дошкольников. Для реализации данных задач предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункцио­нальной, вариативной, доступной и безопасной.

Оценка состояния предметной среды в кон­кретных ДОО предполагает определенные крите­рии, которые задают нормативы ее формирования. Главный критерий - содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательно­го процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности - как совместной, так и само­стоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Необходимо также обеспечить двигательную ак­тивность детей как условие их полноценного физи­ческого развития. Соответственно предметная сре­да ДОО должна быть разработана прежде всего для данных видов деятельности, т. е. включать необходи­мые и достаточные предметы и оборудование. При этом материалы должны соответствовать возраст­ной специфике каждого вида деятельности и под­бираться с учетом возраста воспитанников в кон­кретной группе ДОО и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов.

В Московском городском центре психолого-пе­дагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ (да­лее - Центр) разработана методика оценки развива­ющего потенциала игровых материалов для разных видов детской деятельности и накоплен богатый опыт практической работы с ними. Давая харак­теристику оснащения места для разных видов дет­ской деятельности, специалисты Центра опирались на опыт психолого-педагогической оценки игрушек с учетом особенностей современного рынка игро­вой продукции.

Анализ предметной среды в 20 группах москов­ских детских садов, проведенный сотрудниками Центра, позволил выявить характерные тенденции и трудности в создании адекватных условий в ДОО, которые являются типичными для детских садов. Рассмотрим эти тенденции в свете обозначенных выше позиций.





Эстетика оформления ДОО


В последнее время отмечается весьма благопри­ятная тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощуще­нию детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

В некоторых ДОО появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерье­ра. В отдельных детских садах используется музы­кальное сопровождение (в т. ч. классическая музы­ка) в разных режимных моментах как в помещении, так и на участке, что создает благоприятный эмо­циональный фон и знакомит детей с лучшими об­разцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошколь­ников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирова­ние фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков, которые практикуются во многих ДОО.

Особое внимание к эстетике интерьера можно отнести к лучшим традициям российской системы дошкольного воспитания. При скромном материаль­но-техническом оснащении сотрудники обеспечи­вают оформление интерьера за счет собственного художественного творчества и помощи родителей. Занавески, покрывала, роспись стенных шкафов, де­коративные панно, икебана, вышивки, кружева, раз­нообразные оригинальные поделки подчас являются истинно художественными изделиями.

Однако в некоторых случаях эта взрослая эсте­тика не имеет отношения к детской жизни и требу­ет слишком бережного обращения, что ограничива­ет активность дошкольников. Воспитанникам нужно пространство для свободной деятельности и физи­ческих действий, а предметы интерьера часто становятся «неприкасаемыми». Детям совсем не нужны кружевные занавески, декоративные водопады, световые панно и прочие дорогие декоративные ма­териалы, которые в изобилии встречаются в богато оснащенных детских садах. Гораздо важнее, чтобы помещение украшали их собственные поделки, ри­сунки, любимые картинки и предметы.

Часто педагоги организуют выставки лучших, с их точки зрения, работ, ущемляя тем самым достоин­ство тех детей, труды которых не выставляются. Ино­гда под видом детских работ размещаются рисунки или поделки, сделанные взрослыми, - родителями или воспитателями. Конечно, они более совершен­ны, но с педагогической точки зрения бессмыслен­ны. Даже если детские произведения не слишком удачны, они обладают субъективной значимостью для воспитанников и делают помещение родным и привлекательным. Причем для каждого ребенка чрезвычайно важно, чтобы именно его работы, не­зависимо от их качества, участвовали в таких экспозициях. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада, а «неожиданные» и «неправильные» рисунки, выставленные для обозрения, наоборот, раскрепо­щают творческое воображение детей, выраженное в изобразительной деятельности.

Во многих садах стены разрисованы пейзажами, картинами из сказок или фильмов. При этом они, как правило, не слишком высокого качества, быстро на­доедают, утомляют и детей, и взрослых, а убрать их сложно (для этого нужно делать ремонт). Украшения на стенах и декоративные элементы должны быть за­меняемыми и понятными для дошкольников.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы. Между тем воспитатели, украшая пространство детского сада, ориентируют­ся в основном на собственные эстетические пред­ставления и проверяющие комиссии, не учитывая тот факт, что детская эстетика имеет свою специфику, и их собственные вкусы далеко не всегда совпадают с потребностями детей.

Гибкость и возможность трансформации в ис­пользовании пространства является одним из глав­ных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить мно­гие проблемы, связанные с дефицитом площади.

Между тем в большинстве детских садов практи­куется жесткое зонирование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы ра­боты с воспитанниками. Например, фиксированное фронтальное расположение столов и стульев с не­избежностью приводит к тому, что дети сидят «за партами» в застывших позах в течение длительного времени, что отрицательно сказывается на их осан­ке, физическом и психологическом самочувствии и в целом препятствует реализации индивидуаль­ных творческих способностей.

Запрет на перемещение столов и стульев вос­питанниками, а также использование их в игровой деятельности существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы неза­менимы в создании пространства игры - ведущей деятельности дошкольного возраста. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей могла бы позволить существенно сэкономить на закупке дополнительного игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования дей­ствительности, активного освоения пространства своей жизни.

К нежелательным стереотипам, резко ограни­чивающим гибкость пространства, также относят­ся традиционные стационарные игровые уголки для сюжетных игр с фиксированными темами и сю­жетами: «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикма­херская» и т. д. Подобные конструкции превращают сюжетно-ролевую игру в некий стереотип, вносят в нее штампы, препятствующие проявлению самостоя­тельного игрового творчества по созданию игрового пространства. Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, соз­давая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируе­мые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разно­образной тематики самими детьми.

Жесткость в организации пространства не позво­ляет создавать некоторые важные для дошкольни­ков функциональные зоны. Так, в большинстве дет­ских садов отсутствуют уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически на­пряженным, снижает его эмоциональный настрой и в целом нарушает право на отдых. Дошкольник находится в группе из 20-25 детей на протяжении 9-10 ч. Это достаточно мощная нагрузка на зритель­ное и слуховое восприятие, а также на эмоциональ­ную сферу воспитанника. Дети младшего дошколь­ного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники ча­сто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы или места уединения в смеж­ных комнатах (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восста­новить необходимые ресурсы. Такие места найдут­ся в самых разных плоскостях (например, ребенок может залезть под стол, внутрь большой полки или ящика). Граница уединения может быть даже услов­ной (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудо­ванное мягким диваном и полкой с книгами, мягкие модули-качалки также будут удачным решением дан­ной проблемы.

В большинстве ДОО отсутствует также зона са­мостоятельного экспериментирования. Это суще­ственно обедняет возможности развития детей до­школьного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно орга­низовать невысокий стеллаж с отделами для хране­ния различных материалов или динамических игру­шек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т. д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зо­ной или составлять с ней единое пространство.

К сожалению, в большинстве детских садов от­сутствуют специальные предметы и материалы, ко­торые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформи­руемой: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавеси, модульная мебель и т. д. Эти простые и недорогие предметы могли бы существенно расширить функ­ции помещения группы.


Использование участка ДОО


Дошкольные образовательные организации, как правило, недостаточно эффективно используют уча­сток в педагогическом процессе. Он предназначает­ся для прогулки детей, чаще всего содержит стан­дартный набор оборудования - песочница, беседка, игровой домик, реже - сооружения для лазания. Вся территория участка разбита на несколько площадок, закрепленных за определенной возрастной группой. Однако организация пространства участка опреде­ляется его назначением, т. е. тем, что могут делать на нем дошкольники.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет на прогулке не толь­ко дышат свежим воздухом, но и становятся актив­ными участниками разных видов деятельности. К ним относятся:

  • физическая активность: бег, лазание, прыгание, катание на велосипедах и самокатах, а также ка­тание машин, тележек, колясок и т. д.;

  • подвижные игры с правилами;

  • сюжетные игры;

  • экспериментирование с различными природны­ми средами и объектами;

  • общение со сверстниками;

  • трудовые элементы (занятия с землей, выращи­вание растений и т. д.).

Каждая из этих деятельностей требует создание специальных условий и оборудования, которые ча­сто отсутствуют. Лишь в отдельных ДОО дети вовле­чены в озеленение участка, на территории создают­ся уголки-огороды, цветники, «уголки» сада (кусты, деревья), которые могут использоваться для разви­тия у ребенка основ экологического сознания.

Достаточно редко на участке оборудуется про­странство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры, поскольку часто в обра­зовательной программе, принятой детским садом, существует дефицит времени для свободной игры.

Для сюжетной игры на улице, прежде всего, требу­ются домики или укрытия. Это может быть как клас­сический домик (пластиковый, бревенчатый или дощатый), так и беседка, или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Домиками могут быть также элементы раститель­ного ландшафта - высокий кустарник, сплетенные ветви деревьев. Хорошо, если дети могут самостоя­тельно построить домик из подручных материалов. Прекрасная возможность для создания простран­ства сюжетной игры - большие картонные короб­ки. С их помощью можно «сооружать» поезда, машины, «строить» дома и даже целые города. Они могут стать прекрасными маркерами пространства для ро­левой игры. И, конечно же, детям нужны маркеры роли и предметы оперирования. На улице более бо­гатая возможность использования предметов-заме­стителей (палочки, веточки, камушки, листья могут стать в игре чем угодно).

Для режиссерских игр воспитанники часто ис­пользуют пространство песочницы (ее бортики), а также поверхность стола в беседке. Некоторые де­ревья (например, дубы, каштаны, боярышник) осе­нью дают плоды, которые могут стать пищей для ку­кол, зверей или грузами для транспортных средств. Дети любят играть у стволов деревьев или больших пней, которые превращаются в «место жительства» маленьких игрушек. Особой привлекательностью в любое время года обладают кусты, поскольку они создают иллюзию замкнутого помещения и помога­ют созданию игрового пространства.

Очень важно, чтобы дошкольники на прогулке могли передвигаться по всему участку и общаться с представителями других групп. Участок детского сада - единственное пространство для встречи со старшими и младшими товарищами. Это очень важ­ное место, здесь можно играть по своему желанию, свободно перемещаться в открытом пространстве и выбирать себе партнеров по игре и общению.

Разновозрастное общение чрезвычайно полез­но для развития всех сфер личности ребенка. Опыт организации прогулок разновозрастных групп показывает, что у детей, имеющих возможность свобод­ного перемещения по всему участку, лучше развита не только двигательная сфера, но и произвольность, способность удержания правил и планирования сво­ей деятельности.

Важность разновозрастного общения не огра­ничивается прогулками. Оно необходимо и внутри помещения, в повседневной жизни воспитанников. Между тем во многих ДОО жизнь одновозрастных групп организуется по принципу закрытой систе­мы, что сокращает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Организация со­вместных событий, праздников, походов в гости в мини-группах, совместных прогулок обогащает лич­ный опыт ребенка, расширяет возможности его со­циальных связей, коммуникативные и познаватель­ные способности.


Принципы правильного подбора игрушек и игровых материалов


Качество игрушек и игровых материалов дале­ко не всегда соответствует психолого-педагогиче­ским требованиям. Игрушек, способствующих раз­витию, в группах ДОО, как правило, недостаточно. Профессиональное отношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развиваю­щих, качественно выполненных), а также соблюде­ние принципа их возрастной адресации. Проблема в том, что не все детские сады могут самостоятельно выбирать игровые материалы; нередко они «спуска­ются сверху», по остаточному принципу. Педагоги преодолевают эти трудности и часто сами делают игрушки, иногда привлекая родителей. Однако это не решает проблему в целом.

Особенно значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для глав­ной деятельности дошкольников - сюжетной игры. Набор кукол в большинстве ДОО крайне однообраз­ный - это преимущественно куклы-девочки и мла­денцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского пола, столь важные для мальчиков. Совсем редки марке­ры роли - детали, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.). В отличие от нарядов, которых бы­вает в избытке в уголках ряжения, это не костюмы, а отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя ка­ким-либо персонажем.

Особое значение имеют так называемые пред­меты-заместители (неоформленный или природный материал), способствующие развитию у дошкольни­ков воображения, знаково-символической функции мышления. К сожалению, в большей части ДОО они отсутствуют. Детям предлагают муляжи реальных продуктов питания, уменьшенные копии бытовой техники или инструментов, что существенно обед­няет их игру.

Еще одна проблема связана с тем, что комплект игрушек и игр остается неизменным в течение все­го учебного года. Воспитанники достаточно быстро осваивают имеющийся игровой материал, теряют к ним интерес и скучают даже среди самых хоро­ших игрушек. Разделение игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление их дошкольникам (например, смена игрушек раз в три месяца, по договоренности с детьми) могли бы сде­лать игровой процесс более разнообразным и эмо­ционально насыщенным. Новые игрушки вызывают творческий энтузиазм, а возврат к «старым» пробуж­дает воспоминания о прошлых играх, многие из ко­торых дети захотят повторить, внося в игру элемен­ты нового опыта.

К негативным явлениям следует отнести так­же неразборчивость при комплектовании игро­вого оборудования с точки зрения его педаго­гической значимости. Зачастую в детских садах хранятся старые, изношенные игрушки, принесен­ные родителями.

Немаловажную роль в реализации игровой дея­тельности детей играет доступность игрового обо­рудования в помещениях ДОО. Между тем игры и игрушки, особенно новые, зачастую находятся вне зоны доступа. Они экспонируются на верхних пол­ках или заперты в шкафах. В результате дошколь­ники не могут играть с новыми привлекательны­ми игрушками, которые предназначены не для них, а для украшения детского сада или для проверяю­щих инстанций. Такое положение дел представляет­ся совершенно абсурдным.

Размещение игровых материалов должно обе­спечивать ребенку свободный доступ не только к играм и игрушкам, но и к материалам для рисова­ния, лепки, конструирования, а также удобство их использования.

Это же относится к играм с правилами, о кото­рых следует упомянуть отдельно. В последнее вре­мя на отечественном рынке появилось множество новых увлекательных настольных игр, которые спо­собствуют становлению произвольного поведения детей, развивают их мышление, навыки общения, воображение и т. д. Однако они зачастую не дохо­дят до дошкольных образовательных организаций, и репертуар настольных игр остается стереотипным и весьма архаичным (лото, домино, шашки и т. д.).

Причем даже эти традиционные игры не пригодны для использования: одни из них хранятся в закры­тых шкафах, другие содержатся в плачевном состо­янии (их детали перепутаны или утеряны, коробки потрепаны и т. д.). В результате воспитанники ДОО лишены важнейшего вида совместной игровой дея­тельности, который столь важен для формирования ценных качеств личности. По-видимому, педагоги нуждаются в специальных рекомендациях по выбо­ру развивающих настольных игр нового поколения и их применению в условиях детского сада.


Использование компьютеров в работе с дошкольниками


За последнее десятилетие новым веянием в об­разовательной среде ДОО стало использование ком­пьютеров в работе с детьми. Зачастую их приобре­тение и применение не связано непосредственно с нуждами образовательного процесса и является своеобразной данью моде. В то же время этот про­цесс нельзя игнорировать, поэтому следует проа­нализировать принципы и условия использования компьютеров в педагогической практике.

Важно обратить внимание на то, чтобы содержа­ние компьютерных программ не дублировало уже имеющиеся традиционные дидактические средства. Их эффективность должна быть выше, чем использо­вание традиционных средств воспитания и развития. Только в этом случае появление компьютера в об­разовательном процессе ДОО может быть оправ­данным, т. к. работа на нем связана с большим ко­личеством рисков для психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.

Прежде всего, нужно помнить, что согласно Са­нитарно-эпидемиологическим правилам и норма­тивам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организа­ции работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, время работы на компьютере для детей дошкольно­го возраста не должно превышать 10-15 минут.

Игровые программы с длительными затягива­ющими сюжетами не позволяют прервать игру ре­бенка через такое короткое время. Наиболее целе­сообразно приобщать дошкольника (строго после 5 лет!) к работе на компьютере не посредством компьютерных игр, а с помощью игровых развивающих заданий, исключающих затягивающий эффект, азарт, эмоциональную включенность.

Программы, созданные по принципу игровых развивающих мини-заданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет, считаются наиболее предпочтительными для детей дошкольного возраста. Они позволяют безбо­лезненно для ребенка прекращать работу на ком­пьютере через необходимый промежуток времени, при этом он успевает выполнить поставленную зада­чу, получить или увидеть результат своей деятельно­сти, оценку (или поощрение), введенное в компью­терную программу. Примерами заданий такого типа могут быть:

  • конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;

  • рисование, разукрашивание с помощью специ­альной палитры и набора инструментов;

  • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);

  • проектирование сюжетов, мультиков.

Компьютерные задания такого открытого типа более соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе определенный развиваю­щий потенциал. Но их выполнение предполагает участие взрослого.

Однако в детских садах наблюдается недостаточ­ная готовность педагогов к использованию компью­теров в своей практике, в т. ч. к соблюдению СанПиН с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Используемые программы далеко не всегда соответствуют возрасту и уровню развития детей и самой задаче развития (преобладание раз­влекательных программ над творческими, отсут­ствие образности, наглядности, красочности и т. д.).

В этой связи важно четко определить для педаго­гов критерии выбора компьютерных программ для дошкольников (включая рекомендации лучших об­разцов подобной продукции для детей) и методи­ку их использования в детском саду. В случае если педагог не готов к грамотному применению инфор­мационных технологий, лучше воздержаться от их введения в образовательную программу. Если в ДОО имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование органически не включается в ши­рокий контекст детских видов деятельности (кон­струирования, рисования, игры и т. д.), то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. Вместе с тем принцип программированного контро­ля может быть реализован на гораздо более деше­вых носителях - картоне, пластмассе и др.

Следует помнить, что слишком раннее и негра­мотное введение в жизнь ребенка компьютерных программ может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в кото­рой осуществляется личностное и психическое раз­витие дошкольника.

В заключение следует отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с матери­ально-технической базой. Дорогостоящие игруш­ки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать поло­жительное влияние на эффективность педагогиче­ского процесса. Если игровой и дидактический ма­териал представляет собой «выставку» для визитов возможных комиссий, не может использоваться деть­ми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возра­сту, он не становится развивающей средой, а оста­ется лишь материально-техническим обеспечением.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
консультация для воспитателей "Организация предметной игровой среды в детском саду"

Автор: Икан Аксана Викторовна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-siuzhietno-rolievyie-ighry-dlia-doshkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "170061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423497334"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Создание предметно-развивающей среды для физического развития дошкольников "
    ["seo_title"] => string(89) "sozdaniie-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-dlia-fizichieskogho-razvitiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "187491"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426520526"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "« Источник развития  ребёнка дошкольного возраста -игра». "
    ["seo_title"] => string(58) "istochnik-razvitiia-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "229572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441803018"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация для педагогов "Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования""
    ["seo_title"] => string(133) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-modiel-planirovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308474"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458583737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства