kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Организация предметной игровой среды в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка состояния предметной среды в кон­кретных ДОО предполагает определенные крите­рии, которые задают нормативы ее формирования. Главный критерий - содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательно­го процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности - как совместной, так и               само­стоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«консультация для воспитателей "Организация предметной игровой среды в детском саду"»












КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ»
















Требования к предметно-пространственной сре­де, сформулированные в федеральном государ­ственном образовательном стандарте дошкольно­го образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлены на поддержку ини­циативы детей во всех видах детской деятельности.

Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвен­таря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспи­танников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

  • двигательную активность, в т. ч. развитие круп­ной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаи­модействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения дошкольников. Для реализации данных задач предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункцио­нальной, вариативной, доступной и безопасной.

Оценка состояния предметной среды в кон­кретных ДОО предполагает определенные крите­рии, которые задают нормативы ее формирования. Главный критерий - содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательно­го процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности - как совместной, так и само­стоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Необходимо также обеспечить двигательную ак­тивность детей как условие их полноценного физи­ческого развития. Соответственно предметная сре­да ДОО должна быть разработана прежде всего для данных видов деятельности, т. е. включать необходи­мые и достаточные предметы и оборудование. При этом материалы должны соответствовать возраст­ной специфике каждого вида деятельности и под­бираться с учетом возраста воспитанников в кон­кретной группе ДОО и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов.

В Московском городском центре психолого-пе­дагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ (да­лее - Центр) разработана методика оценки развива­ющего потенциала игровых материалов для разных видов детской деятельности и накоплен богатый опыт практической работы с ними. Давая харак­теристику оснащения места для разных видов дет­ской деятельности, специалисты Центра опирались на опыт психолого-педагогической оценки игрушек с учетом особенностей современного рынка игро­вой продукции.

Анализ предметной среды в 20 группах москов­ских детских садов, проведенный сотрудниками Центра, позволил выявить характерные тенденции и трудности в создании адекватных условий в ДОО, которые являются типичными для детских садов. Рассмотрим эти тенденции в свете обозначенных выше позиций.





Эстетика оформления ДОО


В последнее время отмечается весьма благопри­ятная тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощуще­нию детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

В некоторых ДОО появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерье­ра. В отдельных детских садах используется музы­кальное сопровождение (в т. ч. классическая музы­ка) в разных режимных моментах как в помещении, так и на участке, что создает благоприятный эмо­циональный фон и знакомит детей с лучшими об­разцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошколь­ников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирова­ние фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков, которые практикуются во многих ДОО.

Особое внимание к эстетике интерьера можно отнести к лучшим традициям российской системы дошкольного воспитания. При скромном материаль­но-техническом оснащении сотрудники обеспечи­вают оформление интерьера за счет собственного художественного творчества и помощи родителей. Занавески, покрывала, роспись стенных шкафов, де­коративные панно, икебана, вышивки, кружева, раз­нообразные оригинальные поделки подчас являются истинно художественными изделиями.

Однако в некоторых случаях эта взрослая эсте­тика не имеет отношения к детской жизни и требу­ет слишком бережного обращения, что ограничива­ет активность дошкольников. Воспитанникам нужно пространство для свободной деятельности и физи­ческих действий, а предметы интерьера часто становятся «неприкасаемыми». Детям совсем не нужны кружевные занавески, декоративные водопады, световые панно и прочие дорогие декоративные ма­териалы, которые в изобилии встречаются в богато оснащенных детских садах. Гораздо важнее, чтобы помещение украшали их собственные поделки, ри­сунки, любимые картинки и предметы.

Часто педагоги организуют выставки лучших, с их точки зрения, работ, ущемляя тем самым достоин­ство тех детей, труды которых не выставляются. Ино­гда под видом детских работ размещаются рисунки или поделки, сделанные взрослыми, - родителями или воспитателями. Конечно, они более совершен­ны, но с педагогической точки зрения бессмыслен­ны. Даже если детские произведения не слишком удачны, они обладают субъективной значимостью для воспитанников и делают помещение родным и привлекательным. Причем для каждого ребенка чрезвычайно важно, чтобы именно его работы, не­зависимо от их качества, участвовали в таких экспозициях. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада, а «неожиданные» и «неправильные» рисунки, выставленные для обозрения, наоборот, раскрепо­щают творческое воображение детей, выраженное в изобразительной деятельности.

Во многих садах стены разрисованы пейзажами, картинами из сказок или фильмов. При этом они, как правило, не слишком высокого качества, быстро на­доедают, утомляют и детей, и взрослых, а убрать их сложно (для этого нужно делать ремонт). Украшения на стенах и декоративные элементы должны быть за­меняемыми и понятными для дошкольников.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы. Между тем воспитатели, украшая пространство детского сада, ориентируют­ся в основном на собственные эстетические пред­ставления и проверяющие комиссии, не учитывая тот факт, что детская эстетика имеет свою специфику, и их собственные вкусы далеко не всегда совпадают с потребностями детей.

Гибкость и возможность трансформации в ис­пользовании пространства является одним из глав­ных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить мно­гие проблемы, связанные с дефицитом площади.

Между тем в большинстве детских садов практи­куется жесткое зонирование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы ра­боты с воспитанниками. Например, фиксированное фронтальное расположение столов и стульев с не­избежностью приводит к тому, что дети сидят «за партами» в застывших позах в течение длительного времени, что отрицательно сказывается на их осан­ке, физическом и психологическом самочувствии и в целом препятствует реализации индивидуаль­ных творческих способностей.

Запрет на перемещение столов и стульев вос­питанниками, а также использование их в игровой деятельности существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы неза­менимы в создании пространства игры - ведущей деятельности дошкольного возраста. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей могла бы позволить существенно сэкономить на закупке дополнительного игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования дей­ствительности, активного освоения пространства своей жизни.

К нежелательным стереотипам, резко ограни­чивающим гибкость пространства, также относят­ся традиционные стационарные игровые уголки для сюжетных игр с фиксированными темами и сю­жетами: «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикма­херская» и т. д. Подобные конструкции превращают сюжетно-ролевую игру в некий стереотип, вносят в нее штампы, препятствующие проявлению самостоя­тельного игрового творчества по созданию игрового пространства. Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, соз­давая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируе­мые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разно­образной тематики самими детьми.

Жесткость в организации пространства не позво­ляет создавать некоторые важные для дошкольни­ков функциональные зоны. Так, в большинстве дет­ских садов отсутствуют уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически на­пряженным, снижает его эмоциональный настрой и в целом нарушает право на отдых. Дошкольник находится в группе из 20-25 детей на протяжении 9-10 ч. Это достаточно мощная нагрузка на зритель­ное и слуховое восприятие, а также на эмоциональ­ную сферу воспитанника. Дети младшего дошколь­ного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники ча­сто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы или места уединения в смеж­ных комнатах (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восста­новить необходимые ресурсы. Такие места найдут­ся в самых разных плоскостях (например, ребенок может залезть под стол, внутрь большой полки или ящика). Граница уединения может быть даже услов­ной (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудо­ванное мягким диваном и полкой с книгами, мягкие модули-качалки также будут удачным решением дан­ной проблемы.

В большинстве ДОО отсутствует также зона са­мостоятельного экспериментирования. Это суще­ственно обедняет возможности развития детей до­школьного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно орга­низовать невысокий стеллаж с отделами для хране­ния различных материалов или динамических игру­шек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т. д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зо­ной или составлять с ней единое пространство.

К сожалению, в большинстве детских садов от­сутствуют специальные предметы и материалы, ко­торые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформи­руемой: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавеси, модульная мебель и т. д. Эти простые и недорогие предметы могли бы существенно расширить функ­ции помещения группы.


Использование участка ДОО


Дошкольные образовательные организации, как правило, недостаточно эффективно используют уча­сток в педагогическом процессе. Он предназначает­ся для прогулки детей, чаще всего содержит стан­дартный набор оборудования - песочница, беседка, игровой домик, реже - сооружения для лазания. Вся территория участка разбита на несколько площадок, закрепленных за определенной возрастной группой. Однако организация пространства участка опреде­ляется его назначением, т. е. тем, что могут делать на нем дошкольники.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет на прогулке не толь­ко дышат свежим воздухом, но и становятся актив­ными участниками разных видов деятельности. К ним относятся:

  • физическая активность: бег, лазание, прыгание, катание на велосипедах и самокатах, а также ка­тание машин, тележек, колясок и т. д.;

  • подвижные игры с правилами;

  • сюжетные игры;

  • экспериментирование с различными природны­ми средами и объектами;

  • общение со сверстниками;

  • трудовые элементы (занятия с землей, выращи­вание растений и т. д.).

Каждая из этих деятельностей требует создание специальных условий и оборудования, которые ча­сто отсутствуют. Лишь в отдельных ДОО дети вовле­чены в озеленение участка, на территории создают­ся уголки-огороды, цветники, «уголки» сада (кусты, деревья), которые могут использоваться для разви­тия у ребенка основ экологического сознания.

Достаточно редко на участке оборудуется про­странство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры, поскольку часто в обра­зовательной программе, принятой детским садом, существует дефицит времени для свободной игры.

Для сюжетной игры на улице, прежде всего, требу­ются домики или укрытия. Это может быть как клас­сический домик (пластиковый, бревенчатый или дощатый), так и беседка, или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Домиками могут быть также элементы раститель­ного ландшафта - высокий кустарник, сплетенные ветви деревьев. Хорошо, если дети могут самостоя­тельно построить домик из подручных материалов. Прекрасная возможность для создания простран­ства сюжетной игры - большие картонные короб­ки. С их помощью можно «сооружать» поезда, машины, «строить» дома и даже целые города. Они могут стать прекрасными маркерами пространства для ро­левой игры. И, конечно же, детям нужны маркеры роли и предметы оперирования. На улице более бо­гатая возможность использования предметов-заме­стителей (палочки, веточки, камушки, листья могут стать в игре чем угодно).

Для режиссерских игр воспитанники часто ис­пользуют пространство песочницы (ее бортики), а также поверхность стола в беседке. Некоторые де­ревья (например, дубы, каштаны, боярышник) осе­нью дают плоды, которые могут стать пищей для ку­кол, зверей или грузами для транспортных средств. Дети любят играть у стволов деревьев или больших пней, которые превращаются в «место жительства» маленьких игрушек. Особой привлекательностью в любое время года обладают кусты, поскольку они создают иллюзию замкнутого помещения и помога­ют созданию игрового пространства.

Очень важно, чтобы дошкольники на прогулке могли передвигаться по всему участку и общаться с представителями других групп. Участок детского сада - единственное пространство для встречи со старшими и младшими товарищами. Это очень важ­ное место, здесь можно играть по своему желанию, свободно перемещаться в открытом пространстве и выбирать себе партнеров по игре и общению.

Разновозрастное общение чрезвычайно полез­но для развития всех сфер личности ребенка. Опыт организации прогулок разновозрастных групп показывает, что у детей, имеющих возможность свобод­ного перемещения по всему участку, лучше развита не только двигательная сфера, но и произвольность, способность удержания правил и планирования сво­ей деятельности.

Важность разновозрастного общения не огра­ничивается прогулками. Оно необходимо и внутри помещения, в повседневной жизни воспитанников. Между тем во многих ДОО жизнь одновозрастных групп организуется по принципу закрытой систе­мы, что сокращает социальные контакты ребенка с другими детьми и взрослыми. Организация со­вместных событий, праздников, походов в гости в мини-группах, совместных прогулок обогащает лич­ный опыт ребенка, расширяет возможности его со­циальных связей, коммуникативные и познаватель­ные способности.


Принципы правильного подбора игрушек и игровых материалов


Качество игрушек и игровых материалов дале­ко не всегда соответствует психолого-педагогиче­ским требованиям. Игрушек, способствующих раз­витию, в группах ДОО, как правило, недостаточно. Профессиональное отношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развиваю­щих, качественно выполненных), а также соблюде­ние принципа их возрастной адресации. Проблема в том, что не все детские сады могут самостоятельно выбирать игровые материалы; нередко они «спуска­ются сверху», по остаточному принципу. Педагоги преодолевают эти трудности и часто сами делают игрушки, иногда привлекая родителей. Однако это не решает проблему в целом.

Особенно значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для глав­ной деятельности дошкольников - сюжетной игры. Набор кукол в большинстве ДОО крайне однообраз­ный - это преимущественно куклы-девочки и мла­денцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского пола, столь важные для мальчиков. Совсем редки марке­ры роли - детали, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.). В отличие от нарядов, которых бы­вает в избытке в уголках ряжения, это не костюмы, а отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя ка­ким-либо персонажем.

Особое значение имеют так называемые пред­меты-заместители (неоформленный или природный материал), способствующие развитию у дошкольни­ков воображения, знаково-символической функции мышления. К сожалению, в большей части ДОО они отсутствуют. Детям предлагают муляжи реальных продуктов питания, уменьшенные копии бытовой техники или инструментов, что существенно обед­няет их игру.

Еще одна проблема связана с тем, что комплект игрушек и игр остается неизменным в течение все­го учебного года. Воспитанники достаточно быстро осваивают имеющийся игровой материал, теряют к ним интерес и скучают даже среди самых хоро­ших игрушек. Разделение игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление их дошкольникам (например, смена игрушек раз в три месяца, по договоренности с детьми) могли бы сде­лать игровой процесс более разнообразным и эмо­ционально насыщенным. Новые игрушки вызывают творческий энтузиазм, а возврат к «старым» пробуж­дает воспоминания о прошлых играх, многие из ко­торых дети захотят повторить, внося в игру элемен­ты нового опыта.

К негативным явлениям следует отнести так­же неразборчивость при комплектовании игро­вого оборудования с точки зрения его педаго­гической значимости. Зачастую в детских садах хранятся старые, изношенные игрушки, принесен­ные родителями.

Немаловажную роль в реализации игровой дея­тельности детей играет доступность игрового обо­рудования в помещениях ДОО. Между тем игры и игрушки, особенно новые, зачастую находятся вне зоны доступа. Они экспонируются на верхних пол­ках или заперты в шкафах. В результате дошколь­ники не могут играть с новыми привлекательны­ми игрушками, которые предназначены не для них, а для украшения детского сада или для проверяю­щих инстанций. Такое положение дел представляет­ся совершенно абсурдным.

Размещение игровых материалов должно обе­спечивать ребенку свободный доступ не только к играм и игрушкам, но и к материалам для рисова­ния, лепки, конструирования, а также удобство их использования.

Это же относится к играм с правилами, о кото­рых следует упомянуть отдельно. В последнее вре­мя на отечественном рынке появилось множество новых увлекательных настольных игр, которые спо­собствуют становлению произвольного поведения детей, развивают их мышление, навыки общения, воображение и т. д. Однако они зачастую не дохо­дят до дошкольных образовательных организаций, и репертуар настольных игр остается стереотипным и весьма архаичным (лото, домино, шашки и т. д.).

Причем даже эти традиционные игры не пригодны для использования: одни из них хранятся в закры­тых шкафах, другие содержатся в плачевном состо­янии (их детали перепутаны или утеряны, коробки потрепаны и т. д.). В результате воспитанники ДОО лишены важнейшего вида совместной игровой дея­тельности, который столь важен для формирования ценных качеств личности. По-видимому, педагоги нуждаются в специальных рекомендациях по выбо­ру развивающих настольных игр нового поколения и их применению в условиях детского сада.


Использование компьютеров в работе с дошкольниками


За последнее десятилетие новым веянием в об­разовательной среде ДОО стало использование ком­пьютеров в работе с детьми. Зачастую их приобре­тение и применение не связано непосредственно с нуждами образовательного процесса и является своеобразной данью моде. В то же время этот про­цесс нельзя игнорировать, поэтому следует проа­нализировать принципы и условия использования компьютеров в педагогической практике.

Важно обратить внимание на то, чтобы содержа­ние компьютерных программ не дублировало уже имеющиеся традиционные дидактические средства. Их эффективность должна быть выше, чем использо­вание традиционных средств воспитания и развития. Только в этом случае появление компьютера в об­разовательном процессе ДОО может быть оправ­данным, т. к. работа на нем связана с большим ко­личеством рисков для психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.

Прежде всего, нужно помнить, что согласно Са­нитарно-эпидемиологическим правилам и норма­тивам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организа­ции работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, время работы на компьютере для детей дошкольно­го возраста не должно превышать 10-15 минут.

Игровые программы с длительными затягива­ющими сюжетами не позволяют прервать игру ре­бенка через такое короткое время. Наиболее целе­сообразно приобщать дошкольника (строго после 5 лет!) к работе на компьютере не посредством компьютерных игр, а с помощью игровых развивающих заданий, исключающих затягивающий эффект, азарт, эмоциональную включенность.

Программы, созданные по принципу игровых развивающих мини-заданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет, считаются наиболее предпочтительными для детей дошкольного возраста. Они позволяют безбо­лезненно для ребенка прекращать работу на ком­пьютере через необходимый промежуток времени, при этом он успевает выполнить поставленную зада­чу, получить или увидеть результат своей деятельно­сти, оценку (или поощрение), введенное в компью­терную программу. Примерами заданий такого типа могут быть:

  • конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;

  • рисование, разукрашивание с помощью специ­альной палитры и набора инструментов;

  • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);

  • проектирование сюжетов, мультиков.

Компьютерные задания такого открытого типа более соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе определенный развиваю­щий потенциал. Но их выполнение предполагает участие взрослого.

Однако в детских садах наблюдается недостаточ­ная готовность педагогов к использованию компью­теров в своей практике, в т. ч. к соблюдению СанПиН с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Используемые программы далеко не всегда соответствуют возрасту и уровню развития детей и самой задаче развития (преобладание раз­влекательных программ над творческими, отсут­ствие образности, наглядности, красочности и т. д.).

В этой связи важно четко определить для педаго­гов критерии выбора компьютерных программ для дошкольников (включая рекомендации лучших об­разцов подобной продукции для детей) и методи­ку их использования в детском саду. В случае если педагог не готов к грамотному применению инфор­мационных технологий, лучше воздержаться от их введения в образовательную программу. Если в ДОО имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование органически не включается в ши­рокий контекст детских видов деятельности (кон­струирования, рисования, игры и т. д.), то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. Вместе с тем принцип программированного контро­ля может быть реализован на гораздо более деше­вых носителях - картоне, пластмассе и др.

Следует помнить, что слишком раннее и негра­мотное введение в жизнь ребенка компьютерных программ может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в кото­рой осуществляется личностное и психическое раз­витие дошкольника.

В заключение следует отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с матери­ально-технической базой. Дорогостоящие игруш­ки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать поло­жительное влияние на эффективность педагогиче­ского процесса. Если игровой и дидактический ма­териал представляет собой «выставку» для визитов возможных комиссий, не может использоваться деть­ми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возра­сту, он не становится развивающей средой, а оста­ется лишь материально-техническим обеспечением.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
консультация для воспитателей "Организация предметной игровой среды в детском саду"

Автор: Икан Аксана Викторовна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(76) "sovriemiennyie-siuzhietno-rolievyie-ighry-dlia-doshkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "170061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423497334"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Создание предметно-развивающей среды для физического развития дошкольников "
    ["seo_title"] => string(89) "sozdaniie-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-dlia-fizichieskogho-razvitiia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "187491"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426520526"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "« Источник развития  ребёнка дошкольного возраста -игра». "
    ["seo_title"] => string(58) "istochnik-razvitiia-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "229572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441803018"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Консультация для педагогов "Модель планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования""
    ["seo_title"] => string(133) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-modiel-planirovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308474"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458583737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства