Просмотр содержимого документа
«Консультация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»»
Консультация «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»
Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения. От того, насколько дошкольник способен мыслить логически, умеет усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию, зависит успешное обучение в школе.
Развитие мышления детей позволяет ребенку проявлять следующие способности:
делать логические выводы;
сравнивать и сопоставлять предметы;
группировать предметы по общим признакам;
придумывать рассказ на заданную тему;
составлять рассказ по картинкам;
варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства;
применять теоретические знания на практике.
Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка.
Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра, которая способствует становлению и развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Также развитие логического мышления осуществляется через загадки и логические задачи (упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями).
Игры на сравнение
«Найди отличия»
Детям предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.
«Скажи наоборот»
Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Детям предлагается рассмотреть и сравнить предметы, изображенные на картинке и найти 2 одинаковых предмета. Например, найди 2 одинаковых зонтика, 2 одинаковых домика и т.п.
Игры на обобщение
«Четвертый лишний».
1 вариант.
Взрослый предлагает детям карточка с изображением 4-5предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти, объяснить свой выбор.
Например: яблоко, груши, апельсин, мандарин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.
«Назови одним словом»
1 вариант игры (словесная игра)
Взрослый называет группы слов, объединенных по общему признаку, и просит ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
-помидор, огурец, капуста, лук (овощи);
-Стол, кровать, шкаф, стул, кресло (мебель).
Игры на классификацию
«Найди два одинаковых предмета»
Детям предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, среди которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
Игры на синтез, анализ
«Найди лишний предмет».
Детям предлагаются карточки с изображением предметов. Необходимо в каждом ряду найти предмет, который не подходит к остальным. Объяснить свой выбор, почему данный предмет лишний.
Например:
-автобус, самолет, машина, троллейбус;
-лыжи, санки, лодка, коньки;
-ель, береза, дуб, ромашка.
«Чередование»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Закончи предложение».
Детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Также способствуют развитию логического мышления ребенка загадки, небылицы.
«Отгадывание небылиц» или «Что не так?».
Заключение.
Таким образом, чтобы дошкольники овладели всеми логическими операциями: оперировали разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждали и делали умозаключения, необходимо постоянно использовать логические игры и упражнения не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включать их в самостоятельную деятельность с детьми.