kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация педагога – психолога для воспитателей на тему: «Психологические особенности детей раннего возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога – психолога для воспитателей на тему: «Психологические особенности детей раннего возраста»»

Консультация педагога – психолога для воспитателей на тему:

«Психологические особенности детей раннего возраста»

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым. В раннем возрасте содержанием совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов.

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

  • Во - первых взрослый раскрывает ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

  • Во - вторых он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;

  • В - третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка.

В предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. 

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов.

Происходит переход к зрительному соотнесению свойств предметов. Ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. 

Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

 

Развитие мышления

Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку.

В процессе усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.

Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста.

Удовольствие ребенку доставляет не столько получение какого-либо результата, сколько сам процесс.

 

Овладение речью

Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.

 

Произвольная регуляция деятельности

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции.

 

Рождение игры

Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребёнка, освобождают его от давления наличной ситуации.

Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.

Появление потребности в общении со сверстниками

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-­практическим взаимодействием.

Главными характеристиками такого взаимодействия являются:  

  • непосредственность, 

  • отсутствие предметного содержания,

  • раскованность,

  • эмоциональная насыщенность, 

  • нестандартность коммуникативных средств,

  • зеркальное отражение действий и движений партнёра.

 

Кризис 3-х лет

К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них.  К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах «Я сам», которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса (по Л.С. Выготскому) являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, строптивость, деспотизм или ревность, протест (бунт), обесценивание.

 

Рождение Я

Новое видение «Я» через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним.  А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кулягина Анастасия Геннадьенвна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Консультация педагога – психолога для воспитателей на тему: «Психологические особенности детей раннего возраста»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_pedagoga_psikhologa_dlia_vospitatelei_na_temu_psikhologicheskie_1"
    ["file_id"] => string(6) "579101"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1619157336"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование интеграции НОД,  как средство развития творческих способностей детей. "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-intieghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проект "Развитие личности ребенка в современных условиях  с учетом гендерного воспитания""
    ["seo_title"] => string(103) "proiekt-razvitiie-lichnosti-riebienka-v-sovriemiennykh-usloviiakh-s-uchietom-ghiendiernogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308468"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458583358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства