Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей " Развитие речи детей средствами театральной деятельности"»
Развитие речи детей средствами театральной деятельности.
Актуальность:
• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению •совершенствует артикуляционный аппарат •формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь •улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий •дети получают эмоциональный подъём • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса •позволяет формировать опыт социального поведения • стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности
Задачи для детей:
• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Для того что бы что бы поддерживать интерес к театрализованной деятельности надо использовать разные виды кукольного театра. Например:
Вязаный пальчиковый театр “Колобок”
Театр ложек “Три медведя” К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные педагогами: театр на дисках, театр на прищепках.
Театр на дисках “Колобок на новый лад”
Театр на прищепках “Под грибом”
Конусный театр. «Заюшкина избушка»
Плоскостной театр «Репка»
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
Театр из помпонов “Заюшкина избушка”
Театр из губок “Репка”
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
Изготовление масок к сказке “Лиса и Петух”
Изготовление барельефного театра “Колобок”
Элементы педагогических технологий:
• здоровье сберегающие технологии;
• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
• индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных-возможностях;
•игровые-технологии;
• интегрированное обучение;
• взаимодействие с семьёй;
Творческие приёмы и методы:
знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения); моделирование;
коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
*ситуация «проживания»; • организация творческого поиска;
• просмотр видеофильмов; • слушание аудиозаписи;
• словесное рисование; • проектов;
• хоровое и индивидуальное пение; • разговор по телефону
• нетрадицион. методы рисования и аппликации
• коллаж из сказок • релаксации •музыкотерапия
Ассоцияции.
Содержание деятельности:
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды • Мимические этюды
• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на имитацию движений
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на интонационную выразительность
• Упражнения на формирование разговорной речи
• Упражнения на отбивание ритма
• Упражнения на речевое дыхание
• Игры со словами и без слов
• Хороводные игры
• Подвижные игры с героями
• Обыгрывание эпизодов
• Инсценирование сказок, потешек, стихов • Показ театрализованных представлений
Рекомендуеться создать у группе:
картотеки игр и упражнений:
«Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».