Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем!»»
Консультация для родителей
«В игры играем — речь развиваем!»
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей, поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для подражания. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь. При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речьдетей становится мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стесняться, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточность сформированности неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи. Задача родителей не откладывать решение проблем на потом и как можно быстрее обратиться к специалистам.
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? Конечно на кухне, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать ее. И только потом усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне?
Общаться и играть с ребенком здесь и сейчас во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?
- вы поможете ребенку (и себе тоже) понять что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы;
- поможете ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий;
- поможете научиться терпению;
- самым коротким и действенным путем научите важным домашним работам;
- дадите понять, как заботитесь о своей семье;
- освоите современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом;
- сделаете для ребенка сам процесс учения практичным;
- станете ближе и интереснее друг другу, у вас появятся общие интересы.
Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты? Значит не прогоняйте ребенка из кухни.
Я предлагаю игры на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия и обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использовать родители в повседневной жизни.
Цель предлагаемых игр - развивать речь и воображение, активизировать словарь, расширять кругозор ребенка, привлекать его к выполнению простейших поручений.
Игра «Из чего готовим?»
Мама. Я варю борщ. Назови продукты, которые нужны для его приготовления.
Мама. Перемытые ложки и вилки надо рассортировать и разложить по местам.
Ребенок раскладывает столовые приборы и называет количество предметов каждого вида.
Предлагаемый вариант игры. Ребенок может принять участие в сервировке стола – разложить определенное количество приборов и назвать каждый.
Игра «Охотимся на цифры и буквы».
Мама. Как ты думаешь, на кухне есть цифры?
Ребенок. Да, есть. Цифры нарисованы на часах, на плите, на весах, на мерном стакане.
Мама. Назови эти цифры и скажи, для чего их разместили на разных предметах и кухонных приборах? Что они обозначают? Как помогают хозяйке?
Ребенок. Цифры на часах показывают время: минуты и часы. Они помогают хозяйке определить, сколько минут готовиться блюдо. Цифры на плите показывают температуру. Хозяйка следит, чтобы духовка не помогают узнать, сколько весят продукты. По цифрам на мерном стакане можно узнать, сколько он вмещает жидкости.
Мама. А есть ли на кухне буквы? Зачем они нужны? Есть ли такие же буквы в твоем имени? Какие еще слова начинаются со звуков, которые обозначены этими буквами?
Ребенок. Буквы напечатаны на плите, холодильнике, банках с крупой. Буквами записаны названия приборов. Прочитав слова, написанные на банках, можно узнать, что в них находится. В моем имени есть буква А, такая же буква есть на банке с манной крупой. Со звука [а] начинаются слова «абрикос», «ананас», «астра».
Игра «Угощаю».
«Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».
«Один –много», одна морковь - много моркови.
«Один, два, пять», одно яблоко, три яблока, пять яблок.
Игра «Необычный ужин»
с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С»(например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок).
Игра «Кухонные сказки».
Мама. Давай придумаем сказку или историю про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т. п.).
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая, темная, неправильной формы? Что можно из нее приготовить?
Ребенок рассказывает сказочную историю.
Игра «Запоминалки»
Попросить ребенка (родителя) запомнить предметы, находящиеся на столе. Затем закрыть глаза. Вы переставляете предметы местами или убираете предмет со стола. Когда ребенок (родитель) откроет глаза, попросить его сказать, что изменилось
Игры по формированию сложных скоординированных движений руки:
Игра «Художники»
Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т. д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.
Игра «Картины солью». Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.
Композиция из зерен. Клей, бумага и некоторые другие ваши припасы очень могут пригодиться для этого вида искусства. Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия. Окончив работу, малыш может сделать из этого же материала рамку для своего произведения.
Игры, способствующие развитию усидчивости:
Игра «Золушка». Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы.
Игра «Найди предмет». Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки
Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.
Игра «Я заметил».
Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. «Снежинки белые, пушистые, лёгкие, а снег сверкающий, хрустящий. Собака лохматая перебежала дорогу. Набухли почки на деревьях. Они липкие, пахучие, зелёные….»
Ребёнок и взрослый могут называть предметы по очереди, а затем назвать определения и действия к предметам.
Игра «Доскажи словечко».
«Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Голубь летает, а заяц (бегает, прыгает). У кошки котёнок, а у лошади (жеребенок) .
И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.
Уважаемые родители, развивайте в себе навыки воспитателя речи и через некоторое время Вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите ее плоды.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Консультация по инновационной деятельности Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)"
["seo_title"] => string(126) "konsultatsiiapoinnovatsionnoidieiatielnostichistaiariechsrannieghovozrastakonsultatsiiadliaroditielieidietieirannieghovozrasta"
["file_id"] => string(6) "324419"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1462461795"
}
}