Консультация для родителей "Развитие самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности"
Консультация для родителей "Развитие самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности"
Сегодня, в 21 веке общество предъявляет новые требования не только к содержанию образовательной деятельности в ДОУ, но и к технологиям. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности"»
Развитие самостоятельности старших дошкольников в проектной деятельности
Сегодня, в 21 веке общество предъявляет новые требования не только к содержанию образовательной деятельности в ДОУ, но и к технологиям. На первый план выдвигается идея саморазвития личности , ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности и основными способами «добывания» знаний. Поэтому особый интерес у меня вызвал метод проектов.
Работа над проектом обогащает ребенка и педагога новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на новый уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В детском коллективе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий ,учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это ведет к сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.
В своей практической деятельности использую разные виды проектов:
1. Исследовательски-творческие: дети собирают информацию, экспериментируют, наблюдают, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна. Ярким примером такого проекта стал нарисованный мультфильм «Елочка- зеленая иголочка», фотоальбом «Зимующие птицы», книга «Сон дерева».
2. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию, реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Например: придумывание сказки о приключениях Умки, составление маршрутной карты для доктора Айболита «Путешествие в Африку».
3. Творческие проекты: оформление результата в виде детского праздника. Например: проект «Осень, осень в гости просим» предполагает разные виды деятельности(игра, труд, художественная, речевая, музыкальная.).
Метод проектов обеспечивает возможность:
- не только передавать воспитанникам сумму знаний, но и развивать способность приобретать их самостоятельно разными путями. Уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.);
- овладевать исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения;
Выбор темы проекта определяется на основе анализа:
- изученных проблем детьми по результатам рабочей диагностики, личных интересов детей, изменений в развивающей среде;
- содержания программы «Детство» по конкретной возрастной группе. Например, проект «Любимое дерево» возник как необходимость сформировать у детей представление о деревьях, как живом организме и воспитании бережного отношения к нему;
- особенностей сезона.
Проект «В царстве насекомых» вызван появлением большого количества насекомых весной и необходимостью внимательного отношения к ним;
Начиная работу над проектом, использую разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них оказались следующие:
- игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему. Т. о. в гости к детям приходил дедушка Ау-ка, рассказывал о предстоящих праздниках в лесу, о деревьях, растущих в лесу, но ничего не знал о том что, окружает детей на участке детского сада. Дети с удовольствием показывали и рассказывали, какие деревья их окружают. Такие «провокационные» ситуации помогают педагогу выяснить степень осознанности действий ребенка, ставят ребенка в позицию «обучающего», активизируют имеющийся у детей опыт;
- оформление выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;
- необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект, также» близко к сердцу». Так появилась книга «Сон дерева».
На этапе разработки и выполнения проекта дети при участии педагога намечают план достижения цели, способы ее реализации. Чтобы решить ту или иную проблему, необходимо как можно больше о ней узнать, собрать всю доступную информацию.
Осуществляется поисково-познавательная творческая деятельность детей в процессе реализации проекта. Благодаря такой необходимости дети научились пользоваться энциклопедической литературой, имеющейся в группе, дома.
Информация систематизировалась, оформлялась в виде альбомов иллюстраций: «Деревья», «Насекомые», «Зимующие птицы». На этом этапе актуальным оказалось использование детьми составленных самостоятельно мнемотаблиц: «Весенние изменения в природе», «Признаки живого организма», «Насекомые», «Рыбы», «Дерево». Совместный со взрослыми процесс создания модели, а в старшем дошкольном возрасте и самостоятельный, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, а т. ж. на развитие его творческих способностей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать самостоятельность, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.