Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её роль в развитии речи детей»
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её роль в развитии речи детей»
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её роль в развитии речи детей»»
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика и её роль в развитии речи детей»
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. И эти выводы не случайны.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. 3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. 4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. 8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков. 9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму. 10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка? • Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста. • Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями. • Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста. • Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников. • Способствует развитию эмоциональной выразительности.
Группы и виды пальчиковых игр
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I.группа. Упражнения для кистей рук - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключатся с одного движения на другое.
II.группа. Упражнения для пальцев условно статические. - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III. группа. Упражнения для пальцев динамические. - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды: Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др. Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др. Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек» Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г. «Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др. Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой?
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя. С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки. С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр». У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики. • Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга. • Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. • Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит; 2) взрослый выполняет движения руками ребенка; 3) ребенок выполняет движения своими руками. • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. • Занятия проводятся ежедневно около 5 минут. • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми. • Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. • Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
«Сорока» Сорока, сорока, (Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой) Где была? Далеко? Кашу варила, деток кормила: Этому дала, (Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: (Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки). Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ничего не получил.
«Сорока-белобока» (Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.) Сорока, сорока, сорока-белобока Кашу варила, на порог скакала, Гостей созывала. Гости на двор – кашу на стол. Этому дала на тарелочке, (Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.) Этому дала на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке, А этому не дала: (Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.) Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ничего не получил. Идет коза рогатая, (Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.) Идет коза бодатая, Ножками - топ-топ! (Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.) Глазками - хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет, (Хлопают в ладоши.) Того коза забодает, забодает.
«Ладушки» Ладушки, ладушки (Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.) Где были? У бабушки. Что ели – кашку, что пили – бражку, Бражка сладенька, Кашка масленька, Ложка маленька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шшшу – полетели, полетели На головку сели.
«Оладушки» Бабушка, бабушка (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.) Испекла оладушки. Один Машеньке, Один Коленьке… И т.д., перечисляя всех детей.
«Моя семья» Этот пальчик – дедушка, (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.) Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Хлопают в ладоши.)
«Прятки» В прятки пальчики играли (Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.) И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали.
«Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.) Этот пальчик прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. (Поднимают большой палец вертикально.) Тише, тише, не шуми, Братиков не разбуди! Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!
«Фонарики» Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить) Фонарики погасли! (пальцы сжать) Упражнение выполнять несколько раз.
«Пальчик-мальчик» Пальчик-мальчик, где ты был? (Дети показывают большие пальцы на обеих руках.) С этим братцем в лес ходил. (Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.) С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.
«Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)) Мы с тобой подружим, маленькие пальчики. (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.) Раз, два, три, четыре, пять…. (Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) Начинай считать опять. (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.) Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание.) Мы закончили считать. (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
«В гости» В гости к пальчику большому (Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.» Приходили прямо к дому (Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».) Указательный и средний, Безымянный и последний. (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.) А мизинчик-малышок (Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.) Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики — друзья. (Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.) Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)
«За работу» (Пальцы сжаты в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.) Ну-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большаку - дрова рубить. (Разгибаем большой палец.) Печки все – тебе топить. (Разгибаем указательный и т.д.) Тебе – воду носить. А тебе – обед варить А тебе – посуду мыть. А потом всем песни петь. Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. (Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)
«Пальчики ложатся спать» (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик - прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Ну а этот долго спал, А потом будить всех стал. Встали пальчики! Ура! (Выпрямить все пальцы.) Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
«Домик» (Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.) Раз, два, три, четыре, пять - (Разгибаем пальцы.) Вышли пальчики гулять. (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.) Раз, два, три, четыре, пять - (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
«Дружные пальчики» (Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному, начиная с большого.) Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а это – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот - указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. «В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.)
«Пять маленьких братьев» (Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.) Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря его называют указательным. Третий твой палец – как раз посередине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый зовут безымянный, Неповторимый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший – любимец, По счету он пятый. Зовется мизинец.
«Прогулка» (При выполнении этого упражнения дети сидят за столами и ритмично, поочередно, скачками согласно тексту двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.) Пошли пальчики гулять, (Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.) А вторые — догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.) Третьи пальчики — бегом, (Движение средних пальцев в быстром темпе.) А четвертые—пешком. (Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.) Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.) И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.) «Капуста» Мы капусту рубим, рубим, (Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.) Мы морковку трем, трем, ((Потирают кулак о кулак.) Мы капусту солим, солим, (Имитируют посыпание солью.) Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)
«Замок» На двери висит замок. (Дети сжимают пальцы в замочек.) Кто его открыть не смог? (Пожимают плечами.) Мы замочек потянули, (Тянут в стороны сцепленные кисти.) Мы замочек покрутили, (Крутят сцепленные кисти.) Мы замочком постучали (Стучат основанием кистей друг о друга.) И открыли! (Разводят кисти в стороны.)
«Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, (Дети изображают ладоням «цветок с закрытыми лепестками».) Утром весенним раскрыл лепестки. (Разводят пальцы рук.) Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичные движения пальцами - вместе и врозь.) Дружно дают под землей корешки. (Дети изображают кистями рук «корни».