Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Нормы речевого и психического развития у детей 4–5 лет.»
Консультация для родителей «Нормы речевого и психического развития у детей 4–5 лет.
В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям. Развитие речи у детей 4 лет
В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т. д.
языка. К 5 годам словарный запас – от 2 тысяч слов до 3 тысяч слов. Словарь увеличивается и количественно и качественно. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, производимые с ними действия. Ребенок может определить назначение предмета, функциональные признаки начинает подбирать с противоположным значением, сравнивает предметы и явления. В словаре преобладают существительные, появляются в речи слова, обозначающие части и детали предметов, обобщающие слова, существительные с собирательным значением, существительные.
Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет
Словарь
Идет интенсивное усвоение родного языка. К 5 годам словарный запас – от 2 тысяч слов до 3 тысяч слов. Словарь увеличивается и количественно и качественно. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, производимые с ними действия. Ребенок может определить назначение предмета, функциональные признаки начинает подбирать с противоположным значением, сравнивает предметы и явления. В словаре преобладают существительные, появляются в речи слова, обозначающие части и детали предметов, обобщающие слова, существительные с собирательным значением, существительные. Обозначающие названия отдельных профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются первые абстрактные понятия, существительные, характеризующие состояние и настроение людей. Прилагательные употребляются в речи для обозначения предмета, его качества (при определении цвета, кроме основных цветов, к пяти годам называет голубой и оранжевый). Появляются притяжательные прилагательные и наречия (больше, меньше, короче, длиннее, а также сравнительная степень прилагательных, личные местоимения, которые чаще выступают в роли подлежащих. Совершенствуется глагольный словарь. Идет усвоение глаголов движения, а также глаголов, обозначающих трудовые действия. Ребенок определяет и называет местоположение предмета (около, рядом, между, справа, слева, время суток. Использует наиболее употребляемые наречия, служебные слова, местоимения, союзы и предлоги:
к трем годам – в, на, у, с, из, над, под, к, за;
к четырем годам – по, вместо, после, над, под;
к пяти – отмечается употребление большего количества предлогов и множество союзов, предлоги употребляются в разных значениях, совершенствуется умение их правильно использовать.
Грамматический строй речи
Морфология. Усваиваются основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных ед. мн. числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляет формы повелительного наклонения, возвратных глаголов, приставочные глаголы. Усваивается согласование прилагательных с существительными в роде и числе, числительных, местоимений с существительными. Еще имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах, в употреблении Р. п. мн. числа существительных.
Словообразование. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличительности. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта). Осваивается особый вид словообразования – называние (номинация предметов, при котором в структуре слова отражаются связи с его функциями и другими предметами (сахарница, учительница, выключатель). Образует существительные, обозначающие детенышей животных, употребляет их в И. п. и Р. п. Учится образовывать приставочные, звукоподражательные глаголы.
Синтаксис. Предложения становятся распространенными. Употребляет предложения с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями, правильно согласует слова в простом предложении. Учится использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используя в своей речи вводные конструкции. Чаще использует сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Появляется возможность устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинает с союза потому что) имена существительные могут заменяться местоимениями. Некоторые типы предложений вызывают у ребенка затруднения. В связи с усложнением предложений возрастает количество синтаксических ошибок в них. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, у ребенка появляется чуткость к слову, рифме, ребенок придумывает новые слова и выражения (словотворчество).
Связная речь. Диалогическая форма. Активно стремится к интеллектуальному общению. Задает вопросы: Что? Кто? Почему? Когда? Как? Зачем? Для чего? (возраст «почемучек»). Отвечает на вопросы: Кто? Как? Почему? Использует в речи вопросительные предложения.
Овладевает связной монологической речью. Осваивает разные типы высказываний – описание и повествование. После четырех лет ребенок может пересказать сказку, рассказать стихотворение. К пяти годам появляется пересказ прочитанного текста (после двукратного повторения, небольших рассказов, сказок. Речь становится более связной последовательной. Ребенок осваивает описательную речь – составляет небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины. Может нарушаться структура и последовательность изложения, что затрудняет связь между предложениями и частями высказывания. Начинает развиваться внутренняя речь (свернутая сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности, ребенок использует в речи элементы рассуждения. К пяти годам у ребенка совершенствуется диалогическая речь, он поддерживает беседу, передает свои впечатления об увиденном.
Общие речевые навыки. Просодика. Улавливает в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражает им (при пересказе сказки). Может произвольно менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа, может говорить шепотом. Интонационная выразительность речи еще недостаточно развита. Совершенствуется речевое дыхание, может произнести на выдохе фразу из четырех-пяти слов.
Фонематический (речевой) слух. Совершенствуется речевой слух, может осознавать особенности своего произношения. Узнает звук на фоне слова, подбирает слова с заданным звуком. Развиваются простейшие формы звукового анализа. Появляется интерес к звуковому оформлению слова, подбирать рифмы. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.
Слоговая структура. Присутствуют нарушения в словах сложного слогового состава.
Фонетическая сторона речи. Идет дальнейшая нормализация (вводятся звуки позднего онтогенеза) звукопроизношения, в речи к четырем годам появляются шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Может наблюдаться смешение свистящих и шипящих; отсутствие вибрантов Р, Р’; отсутствие сонора Л ; замена Р- Л, Р’- Л’. Дифференциация С – Ш, З – Ж, С’ – Щ, Т’ – Ч.