Консультация для родителей на тему: "Развиваем мелкую моторику"
Консультация для родителей на тему: "Развиваем мелкую моторику"
Консультация для родителей
«Развиваем мелкую моторику»
«Не интеллектуальные преимущества
сделали человека властелином над
всем живущим, но то, что одни мы
владеем руками – этим органом всех органов.»
Джордано Бруно
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между, активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука», «с легкой руки», «правая рука (кого, чья)», и т. д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить…
В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых об этом задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Ну, например, в современной цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большей долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме – это не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись : «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
В последнее время в детских магазинах появилось великое множество детских игр, направленных на развитие мелкой моторики. Современные игрушки отличаются разнообразием ассортимента и яркостью красок.
Но самая дорогая игрушка не заменит живого общения и активного участия родителей в играх – а значит, в жизни ребенка.
При желании, особенно если подключать фантазию и воображение, придумывать можно бесконечно. И главное здесь – желание помочь ребенку научиться. Рассказать, подсказать, подтолкнуть. И поверьте, ребенок будет вам за это очень благодарен. Даже если он не скажет вам об этом (а скорее всего, так и будет), вы непременно сами увидите результаты своих трудов. Ведь дети – это банк, в который мы вкладываем, чтобы потом получить проценты. И от того, что мы туда вложим, зависит тот багаж знаний, умений и навыков, с которыми и предстоит ребенку идти по жизненному пути.
Используйте творческий подход, занимаясь с ребенком. Все занятия можно сопровождать сказками, придумыванием по ходу действий. Речевое сопровождение увлекательных действий удвоит эффект.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу. Много не значит хорошо! Не делайте ни чего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Создавайте выставки работ ребенка. Продумайте хорошо - режим дня ребенка. Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в домашние дела, как:
- перемотка ниток;
-завязывание и развязывание узелков;
-уход за срезанными и живыми цветами;
- водные процедуры; можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
- собирание разрезных картинок;
- разбор круп и так далее.
Все зависит от вашей фантазии. У вас все получится!
Рекомендации для родителей.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
- Начинайте или заканчивайте занятие сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
- Сначала все движения взрослый выполняет руками ребенка, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
- Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем с проговариванием ребенком) стихотворения.
- Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
- Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребенка за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: "Развиваем мелкую моторику" »
Консультация для родителей
«Развиваем мелкую моторику»
«Не интеллектуальные преимущества
сделали человека властелином над
всем живущим, но то, что одни мы
владеем руками – этим органом всех органов.»
Джордано Бруно
В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между, активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится», «руки опускаются», «руки не доходят», «из рук вон (плохо)», «легкая рука», «с легкой руки», «правая рука (кого, чья)», и т. д. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.
Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить…
В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых об этом задумывается, но даже если и задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Ну, например, в современной цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большей долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме – это не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись :»Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
В последнее время в детских магазинах появилось великое множество детских игр, направленных на развитие мелкой моторики. Современные игрушки отличаются разнообразием ассортимента и яркостью красок.
Но самая дорогая игрушка не заменит живого общения и активного участия родителей в играх – а значит, в жизни ребенка.
При желании, особенно если подключать фантазию и воображение, придумывать можно бесконечно. И главное здесь – желание помочь ребенку научиться. Рассказать, подсказать, подтолкнуть. И поверьте, ребенок будет вам за это очень благодарен. Даже если он не скажет вам об этом (а скорее всего, так и будет), вы непременно сами увидите результаты своих трудов. Ведь дети – это банк, в который мы вкладываем, чтобы потом получить проценты. И от того, что мы туда вложим, зависит тот багаж знаний, умений и навыков, с которыми и предстоит ребенку идти по жизненному пути.
Используйте творческий подход, занимаясь с ребенком. Все занятия можно сопровождать сказками, придумыванием по ходу действий. Речевое сопровождение увлекательных действий удвоит эффект.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу. Много не значит хорошо! Не делайте ни чего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если не получилось, важен (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т. д.). Создавайте выставки работ ребенка. Продумайте хорошо режим дня ребенка. Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в домашние дела, как
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры; можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок;
разбор круп и так далее.
Все зависит от вашей фантазии. У вас все получится!
Рекомендации для родителей
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
Начинайте или заканчивайте занятие сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками ребенка, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем с проговариванием ребенком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ребенка за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.