Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Как воспитывать современных детей – дошкольников»»
Консультация для родителей
«Как воспитывать современных детей – дошкольников»
Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. К социокультурным изменениям можно также отнести возникновение новых социальных заказов, часто искусственно формируемых и не соответствующих общим законам психического развития ребенка.
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей.
Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма.
Ученые и практики подчеркивают, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация.
Положительные изменения личности современных детей
Современные дети умны, развиты, эрудированны, любознательный, раскрепощены,свободны.
Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет, 3 - 4 лет.
Увеличивается категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети
«золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом. У современных детей наблюдается повышенная потребность к восприятию информации. Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия.
К отрицательным изменениям личности современных детей можно отнести такие качества как: импульсивный, конфликтный, агрессивный, гиперактивный, социально незрелый, воспитываемый телевизором.
Проблемы в развитии современных детей:
1. Родители все меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Всё это косвенным образом проецируется на детей.
2. У детей нашего времени отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность.
3. Очень отчетливо прослеживается негативная тенденция всостоянии здоровья современных детей, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. Это касается отклонений в физическом и нервно- психическом развитии дошкольников. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья.
4. Большую тревогу вызывает уход из жизни ребенка сюжетно - ролевой игры.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Результаты исследований детских игр (Е.О.Смирнова, О. В. Гударева, О.В.Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играет. Они демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривают книжки, рисуют, занимаются конструктором и пр.
Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (около 15% случаев). Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр.), которые были популярны 10-20 лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников.
Между тем, именно такие игры и такие "профессиональные" роли в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Таким образом, дети все более отдаляются от взрослых: они не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи.
У современных детей в период расцвета ролевой игры — в средней и старшей группе — преобладает игра - действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к партнеру.
Дошкольники, так и не научившиеся играть, остаются личностно незрелыми, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности
Роль сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Сюжетная игра влияет на психическое развитие ребёнка
— развитие произвольности действий. (По Эльконину)
В сюжетно-ролевой игре ребенок учится эмоционально врастать в мир взрослых; переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные;
понимать смысл их действий и поступков;
осознавать свое реальное место среди других людей,
уважать себя и верить в себя;
свободно выражать чувства;
говорить с самим собой;
переживать свой гнев, тревогу, зависть и беспокойство;
делать выбор.
5. Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками.
Коммуникативный дефицит приводит к разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминированию собственных интересов, неумению понимать собеседника или игрового партнера. Наблюдается отторжение партнера, игнорирование его программы, повышенная конфликтность детей.
Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Телевизор всѐ более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причѐм они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают еѐ. Экран становится главным «воспитателем» ребѐнка. Теле воздействия формируют душу и ум ребѐнка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Всѐ, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей
Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. Они разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступают место прагматизму.
Что делать родителям.
Как мы видим, жизнь детей в современном обществе не так проста и безоблачна, как может показаться на первый взгляд. Современные дети имеют огромное количество психологических проблем. И кому как не родителям помочь детям эти проблемы решить, а лучше предотвратить.
В первую очередь, необходимо жестко контролировать время проведенное детьми перед компьютером, планшетом и даже телевизором.
Многие родители замечают, что после того, как они вводят регламент на гаджеты и дети с этой мыслью свыкаются, их просто не узнать. Дети становятся спокойнее, развивают навыки игры, интересуются окружающим миром.
Проводите больше времени с детьми – гуляйте, путешествуйте, посещайте музеи, театры, зоопарки, ходите в походы, за грибами и ягодами. Учите доброте, любви к людям, животным, природе.
Ведь какие бы ценности не навязывало ребенку общество, главным ориентиром и примером для него являются родители.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}