Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне"»
Консультация для педагогов
«Как рассказать дошкольникам о Великой Отечественной войне»
Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы их дети и внуки никогда не знали войны. За 70 лет мира в нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев, по книгам и фильмам. Однако, с каждым годом носителей памяти о той войне становится все меньше и меньше. Есть большой риск того, что события Великой Отечественной войны будут постепенно стираться из памяти.
Сегодня современные дети гораздо больше знают о не настоящей войне, виртуальной, в которой не настоящие герои сражаются с не настоящими противниками; в которой за разными видами оружия, боевыми приемами и спецэффектами не видно боли и страданий; в которой боевые сражения романтизированы и представлены как увлекательные приключения. Это война, которая не вызывает страха и тревоги; это война, которую ребенок хочет повторить и пережить еще раз. В итоге у него формируются искаженные представления и о самой войне, и о ценности победы в ней.
С другой стороны, возникает вопрос, а нужно ли говорить с дошкольниками о реальной войне, в которой настоящие боль, горе, утраты, голод и смерть? Ответ: да. Обязательно нужно рассказывать о прошлых (трудных, но героических) страницах истории нашей страны.
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Эта важная дата будет отмечена не только в средствах массовой информации, но и по всей стране: в детских садах, школах и вузах пройдут мероприятия, посвященные этому памятному дню. Совсем не важно, как это называть – патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.
Представленные в пособии материалы не только найдут отклик в сердцах наших детей, но и помогут через наглядные материалы: картины, фотографии, художественную литературу, песни – запомнить даты, героев, награды войны.
Очень важно:
Познакомить детей с наиболее значимыми событиями Великой Отечественной войны;
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, интерес к изучению истории родного края;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, город и его героев;
Сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Приближается 9 мая. День победы в Великой Отечественной войне - знаменательная дата для нашей страны. Этот праздник вызывает у многих из нас разные чувства: радость и гордость за нашу страну, печаль и сожаление о тех людях, которые погибли, защищая нашу Родину. Традиционно 9 мая вся страна отдает дань героям – победителям той страшной войны. По телевидению и радио идут передачи на военно-патриотическую тематику, дети слышат от взрослых рассказы о своих родных – участниках Великой Отечественной войны. Рассказывают ребятам о событиях тех времен и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Уже в детском саду дети узнают, что спустя много лет русские люди помнят о военных событиях 1941-1945 годов, чтят память погибших, окружают вниманием и заботой ветеранов Великой Отечественной войны. Работу по формированию патриотических чувств у детей, по воспитанию уважительного отношения к участникам и героям ВОВ, стремления быть похожими на них можно начинать в старшем дошкольном возрасте.
Часто перед педагогами – дошкольниками встает вопрос: «Как и что именно рассказать ребятам о войне, не перегружая свой рассказ излишними подробностями и не травмируя детские сердца?» Для начала уместно будет организовать беседу с детьми о символике нашей страны (флаг, гимн, герб). При ознакомлении дошкольников с Российской армией и защитниками Отечества также можно использовать: целевые прогулки (по улицам и площадям, носящим имена героев ВОВ, к памятникам боевой славы), которые будут сопровождаться рассказом педагога о воинах – героях. Такие прогулки можно использовать для обучения детей соблюдению ритуалов у памятников и обелисков; экскурсии к памятным местам, мемориалам, доске почета в честь героев ВОВ. Во время экскурсии дошкольники могут возложить цветы к памятнику, встретиться с участниками войны, их детьми, узнать, что такое «минута молчания»; чтение художественной литературы о защитниках Отечества; прослушивание музыкальных произведений о Родине, армии; рассматривание фотографий и иллюстраций, открыток, картин, вырезок из газет, журналов; встречи с участниками ВОВ, их детьми и внуками; оформление совместно с детьми тематической выставки в книжном уголке; конкурс чтецов, концерт, выставка рисунков; изготовление подарков и открыток для ветеранов ВОВ; создание Книги Памяти, проектов, соответствующих тематике. Рассказывая о войне, педагог должен не только владеть документальными сведениями, но и передать детям чувства уважения, восхищения героизмом участников ВОВ. Будет полезно привлечь к ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной их родителей. Педагог может посоветовать родителям совершить с детьми прогулки к памятникам героям ВОВ, пройтись по улицам, названным в их честь, возложить цветы к обелиску, посмотреть праздничный парад и салют.
Особое внимание родителей нужно обратить на необходимость показать малышам хранящиеся дома фотографии военных лет, медали и ордена родственников. Ребенок должен гордиться своими родственниками – участниками Великой Отечественной войны.
Нет в России семьи такой, Где не памятен был свой герой. И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят... Этот взгляд, словно высший суд, Для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя Ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть! (Владимир Златоустовский)