kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация для педагогов-дошкольного образования "Требования к качеству речи педагога".  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов»





Консультация для педагогов:


«Требования к качеству речи педагога».








Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит основным инструментом воздействия на ребенка в решении многих задач. Чем выразительнее и убедительнее, ярче, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздействие на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. Все мы знаем, как важно иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует отметить, что зачастую для дошкольника речь воспитателя является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще.

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли грамматически правильно, в соответствии с назначением и целью высказывания, логично, точно, и образно.

Речь педагога зачастую бывает суха, монотонна, невнятна, перегру­жена логическими ударениями, так как все в ней кажет­ся важным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, отсутствие интонационной связи между отдель­ными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рас­суждения. Отсутствие конкретной цели приводит к тому, что ре­чевое высказывание распределяется на отдельные куски, каждый из которых становится самостоятельно значимым, нарушая тем самым целостность восприятия всей мысли.

Давайте вспомним, какие признаки характеризуют хорошую речь:

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего.

Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.

Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики.

Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога».

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств.

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, не­нужных повторений. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без осо­бой необходимости.

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее вырази­тельность, образность.

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям прият­ного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой сторо­ны.

Выразительность речи — это ее способность придавать массу оттенков мысли, отсутствие словесных штампов, художественная образность, богатство интонаций.

При подготовке к занятиям педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, подбирать материал с учетом программных требований и ориентировкой на зоны ближайшего и перспективного развития ребенка. Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих людей. Речь педагога должна быть образцом для подражания.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Остановимся на требованиях, предъявляемых к речи педагога.


Требования к речи педагога

Правильность речи – ее соответствие принятым литературно-языковым нормам: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Среди отступлений особенно часты:

а) нарушение управления, например: «это касается к ребёнку» (вместо: ребёнка) и др.;

б) произносительные ошибки, например: «красивее» (вместо: красивее), «повторим» (вместо повторим) и др.;

в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа «так сказать», «ну», «значит» и др.

Точность речи - это, прежде всего терминологическая точность.

Пример: Придумайте слово на гласную букву А.

Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Умение связно, интересно, и в доступной форме донести до детей передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для программного содержания, а иногда пустые и бессмысленные вопросы. Например, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?” Очень часто, проводя занятие с детьми, воспитатели ставят слишком общие, а потому и малопонятные для детей вопросы. Небрежное, неправильное построение вопроса так же делает его малопонятным.

Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки, т.к. многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Например: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?”. "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”.

Также педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка.

Богатство речи, то есть разнообразие используемых языковых средств. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

При этом к использованию новых слов необходимо подходить осторожно. Следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания. Вводить новые слова нужно постепенно, но регулярно, объясняя их значение.

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. 

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.

Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель обязан, заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Таким образом, задача воспитателя - следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка - произведениях художественной литературы и фольклора.


Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Немаловажно, какой темп использует педагог при разговоре с детьми. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») воспринимается малышами затрудненно. Равномерный, монотонный темп «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.

Голос — профессиональный инструмент педагога. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, — это утомляет и взрослого, и детей.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.

Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных).

Чтобы предупредить неуважительное отношение к воспитанникам, действует система запретов. Их цель - помочь участникам общения избежать конфликтов, создать благоприятный психологический климат.

Запреты на:

тон

слова и выражения

жесты, мимику

голос

обидный

презрительный

пренебрежительный

крикливый

злой

сюсюкающий

Грубые

оскорбляющие

насмешливые


устрашающие

обидные

некрасивые


бубнящий

неразборчивый

заикающийся

сиплый














Работаем над правильностью речи.

Стилистическая оценка звучащей речи невозможна без учёта литературного произношения и ударения, которым занимается наука орфоэпия. Можно ли признать правильной речь, если говорящий не владеет литературным произношением?

Как вы произносите, например, слово свёкла?

Ответ на этот вопрос вы найдёте в любом словаре, в частности в школьном орфографическом словаре: там указано свёкла. А в специальных словарях, посвящённых нормам ударения (их называют орфоэпическими), имеется специальная помета: «свекла».

Задание для участников практикума: «Поставь ударение»

Т В О Р О Г, К У Л И Н А Р И Я, Б А Л О В А Т Ь, Д О Г О В О Р, И Н А Ч Е,

К А Т А Л О Г, К Е Т А, О Б Е С П Е Ч Е Н И Е, Ж А Л Ю З И, З В О Н Я Т,

К В А Р Т А Л, П Е Т Л Я, Р Ж А В Е Т Ь, Р А К У Р С, Б А Р Ж А.

Почему же употребляются двоякие формы ударения? Здесь сказываются разные причины. Существуют, например:

  1. Равноправные варианты: баржа и баржа, иначе и иначе, комбайнер и комбайнер, кулинария и кулинария, петля и петля, планер и планер, ржаветь и ржаветь, творог и творог.

  2. Книжные и разговорные варианты: баловать и баловать, договор и договор, кета и кета.

  3. Общелитературные и профессиональные варианты: добыча и добыча

(у горняков), искра и искра (у шоферов), компас и компас (у моряков).

  1. Устарелые варианты: обеспечение и обеспечение, ракурс и ракурс.

Часто мы задумываемся: как правильно произнести - правы или правы, спала или спала, бронированный или бронированный…? Конечно, каждый пример можно проверить по словарю - и без этого иногда невозможно обойтись. Однако норма правильного ударения существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе.

Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

Посмотрим, в каких случаях допускаются ошибки и как можно их избежать.

1. Часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах. Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт, досуг, квартал, клад, сват, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, все средства и т.п.

  1. Ошибки допускают и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. – нулевое окончание, то ударение в этом случае падает на основу): жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык и д.р.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба…

  1. Наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

Надо запомнить!

    • Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода – ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме.

Белый – бела, бел, бело (но кругом белым – бело); ясный – ясна, ясен, ясно.

    • В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения:

Белы – белы; Бледны – бледны; Пусты – пусты.

! но только легки, правы

    • Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени на суффикс.

Длинна – длиннее; Полна – полнее; Видна – виднее.

    • Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе:

Лилова – лиловее; Красива – красивее; Ленива – ленивее; Говорлива – говорливее.

  1. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании.

В глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода:

Взяла вместо взяла; Спала вместо спала.

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений. Однако чаще всего варианты, допускаемые в литературном языке, характеризуются как неравноправные.

  • Семантические варианты – правильность ударения выполняет смыслоразличительную функцию:

Острота (лезвия) – острота (остроумное выражение),

Трусить (бояться) – трусить (бежать)

  • Стилистические варианты:

Прикус (общеупотреб.) – прикус (спец.),

Шелковый (общеупотреб.)- шелковый (спец.)

  • Нормативно-хронологические варианты:

Украинский (соврем.) – украинский (устарев.),

Ракурс (соврем.) – ракурс (устарев.).

Эти сведения по нормативному произношению и удалению не предназначены для заучивания и запоминания: это справка, к которой можно обратиться в случае необходимости.

Устная речь гораздо активнее речи письменной: мы больше слушаем и говорим, чем читаем и пишем. И выразительные возможности устной речи значительно шире: английский писатель Бернард Шоу утверждал, что «есть пятьдесят способов сказать да, пятьдесят способов сказать нет и только один способ — это написать».


Конкурс: «Знатоки русской речи».


В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (а или в). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.



Литература:

1. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.
2. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста  / Е.А. Смирнова // Воспитатель. - 2008. - № 1. - С. 58-65
3. Смирнова Е.О. Агрессивные дети  / Е.О. Смирнова, Г.А. Хузеева // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 4.- С.63-71.
4. Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ  / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. - 2008 - № 4. - С. 29-33. 
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и вежливость. / Н.И. Формановская // Дошкольное воспитание. - 1990. - №№ 1-10.
6. Щербинина Ю. «Слово ласковое - мастер дивных див». / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. - С. 40-46
7. Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская  «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация для педагогов

Автор: Лушникова Светлана Анатольевна

Дата: 28.02.2023

Номер свидетельства: 626774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_tiekhnologhiia_razvivaiushchiegho_dialogha_kak_"
    ["file_id"] => string(6) "412621"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493675411"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Консультация для педагогов "Эмоционально-психологический настрой детей через речевые приветствия""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_emotsional_no_psikhologhichieskii_nastroi_dieti"
    ["file_id"] => string(6) "389801"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486637362"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Консультация для педагогов дошкольного образования на тему "Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_doshkol_nogho_obrazovaniia_na_tiemu_spietsifika"
    ["file_id"] => string(6) "413095"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493839170"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация для педагогов с элементами тренинга "Профессиональное выгорание педагога и его профилактика""
    ["seo_title"] => string(109) "konsultatsiiadliapiedaghoghovseliemientamitrieninghaprofiessionalnoievyghoraniiepiedaghoghaiieghoprofilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "263841"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449597832"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства