Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"»
Консультация для воспитателей
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно- информационные.
Но сегодня хотелось бы поговорить о нетрадиционных формах организации общения педагогов с родителями, т.к. в настоящее время именно они пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у родителей.
Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление нормальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизятся с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще не достаточно изучены и обобщены. Вашему вниманию предлагается схема, где выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах таких совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - вместе дружная семья» и другие. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений - организация педагогом разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения как собрания, групповые консультации и другие. Данные формы использовались и ранее, однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытости, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. Неформальный подход в организации и проведении этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активации родителей.
Все чаще в детском саду проводятся так называемые «Устные журналы», которые состоят из 3-6 рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку, часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и др. Важно, чтобы темы были интересны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на 2 подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе учреждения. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.п.
Очень приятно отметить, что педагоги нашего учреждения давно используют в своей работе нетрадиционные методы общения с родителями. Проводились родительские собрания в виде педагогической игры по привитию детям любви и художественной литературе, конкурс «Приготовление блюда из осеннего урожая» к Дню осени и конкурс на лучшее сладкое блюдо, приготовленное ребенком вместе со своей мамой ко Дню матери, регулярно проводятся праздники с участием родителей, выставки совместных работ детей и родителей, родители принимают активное участие в субботниках по уборке территории, в работе родительского клуба, который практикует педагог-психолог, а также в широко распространенном в нашем учреждении мероприятии «Дни открытых дверей». Большой интерес вызывает у наших родителей «Дневник моей жизни», который ведётся вместе с детьми и используется как дополнительный материал при изучении семьи ребенка, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений. Все эти нетрадиционные формы работы, которые мы используем, дают воспитателям возможность повысить свою психолого-педагогическую культуру, а значит изменить свои взгляды на воспитание ребенка в условиях семьи.