Консультация для родителей
«РЕБЕНОК И СОЦИУМ»
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать — необходимо.
Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Ребенок заметит, что «муравей тащит веточку задом наперед», что «электричка пищит, а паровоз гудит», что «маму кто-то обидел, она не присела рядом со мной, когда пришла с работы». Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда оно имеет к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.
Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 90-х годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой — к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.
Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Понятно, что адекватные оценки — это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное — отрицательно. Тут все в порядке, нечего волноваться. Видит, что один человек обижает другого, и правильно оценивает это аморальное поведение. Но у дошкольников очень часто возникают неадекватные оценки, когда они воспринимают отрицательное явление положительно, а положительное — отрицательно. Например, мама постоянно ссорится с соседями, при дочери высказывается, не сдерживая выражений, о соседке. Девочка повторяет то же, считая, что поступает правильно. Или: в автобусе сын увидел, что его сверстник уступил место женщине. Хотел и сам сделать так же, но папа сказал: «Еще чего, сиди, постоит, молодая!». И мальчик спокойно, теперь уже осознавая свою правоту, продолжает сидеть. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера. Вред же неадекватных оценок как раз и состоит в том, что дети принимают явления и факты с точки зрения близких людей, чье мнение для них единственно правильное.
На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, обратив внимание на движущийся транспорт, мальчики замечают марки машин, их размер, скорость движения, девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем, «Скорую помощь».
Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Конечно, не все, что увидел ребенок, он начинает, к примеру, рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков, обсуждений.
Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш; к примеру, не знает взрослого человека, то есть он еще не знает, хорош тот или плох, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.
Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста, определенного уровня развития и при условии адекватной ему методики. По этому важной задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению.
Но и при этом следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если он находится в возможном поле зрения малыша. Он может не замечать многие предметы, не обращать на них внимания, не интересоваться ими до тех пор, пока взрослый не покажет ему предмет, не создаст условия для действия с ним. Лишь в этом случае предмет субъективно — для данного ребенка — становится средством познания мира.
Предметный, вещный мир существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Это необходимое средство ознакомления его с социальным миром. Через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки. Полезно провести анализ игрушек, которые взрослые делали для детей в разные времена: в древние, в средние века, в советский период (если речь идет о нашей стране), тенденции в содержании современных игрушек.
Существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности играют литература, изобразительное искусство, музыка.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, нужно как можно раньше приобщать детей к литературе, при этом, не используя ее как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Для этого больше подойдут, пожалуй, народные песенки, потешки.
Восприятие текста для дошкольников тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Они также могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
Мы выяснили, что ребенок знакомится с социальным ми ром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира, но только при определенных условиях, а именно — при доступности восприятию, соответствии возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.
Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?
С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы. Первая группа — источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (скорее всего это сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире).
Вторая группа — источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать. Производится лишь отбор средств с позиции их целесообразности.
И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ ДОМА!
- ИГРЫ НА КУХНЕ
«Угадай на вкус»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, киви, огурец, морковь, капуста, редис, репа). Предложите ребенку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или фрукта. Пусть ответит, что был за вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), и назовет овощ или фрукт, который он съел.
«Летающая пробка»
(делает взрослый)
Проделаем такой забавный опыт: его могут наблюдать даже очень маленькие дети. Положим две ложки питьевой соды в винную бутылку, смешаем четыре ложки уксуса с четырьмя ложками воды и выльем эту смесь также в бутылку. Осторожно закроем её пробкой и направим в безопасную сторону от детей. Образовавшийся углекислый газ вскоре выбьет пробку на радость всей детворе.
«Гоночный автомобиль»
Положите на тарелку половинку очищенного банана. От оставшейся части отрежьте кусочек и разместите сзади, также нарежьте колеса. Сделайте фары из драже. Кабину можно сделать из половинки абрикоса. Взбитыми сливками обозначьте на тарелке выхлопные газы. Ешьте сразу после приготовления. Иначе бананы станут коричневыми, а взбитые сливки опадут.
«Фрукты на шпажках»
Раздайте детям шпажки и порезанные на кусочки фрукты и ягоды (банан, яблоко, сливы, абрикосы и т.д.), и пусть каждый творит по своему вкусу. Попросите придумать для своего блюда необычное название. Они могут, например, такими: «Банановый остров», «Лесная радуга», «Вкус джунглей».
- ИГРЫ В ВАННОЙ КОМНАТЕ
«Брось прищепку в цель»
Поставьте на некотором расстоянии от ребенка корзину, и пусть он забрасывает в неё прищепки для белья, стараясь попасть в цель.
Чем старше ребенок, тем больше может быть расстояние до корзины и меньше её диаметр. По окончании игры результаты попадания подсчитываем.
«Новогоднее зеркало»
Под Новый год разрешите детям украсить зеркало в ванной комнате. Зубная паста для этого подойдет как нельзя лучше. Можно нарисовать снежинки или представить, что это замороженное окно, а дети помощники Деда Мороза -украшают зеркало невиданными узорами.
- ИГРЫ В ТРАНСПОРТЕ
«Учим цвета»
Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит.
«Запомни»
Поиграйте в игру, развивающую зрительную память ребенка. Отправляясь в путь, договоритесь, что нужно запомнить десять предметов по дороге. Проезжая, называйте их по порядку. Когда вы приедете на место, попросите ребенка вспомнить все предметы, на которые вы обратили внимание по дороге. Сосчитайте, сколько предметов ему удалось запомнить.
Возможно, в следующей поездке ребенку удастся улучшить результаты. Количество предметов постепенно увеличивайте.