- совершенствовать умение выслушивать и уметь высказывать своё мнение.
Ход занятия.
Психолог. Здравствуйте дети! Давайте поздороваемся с вами необычным способом.
Игра «Давайте поздороваемся».
Звучит веселая музыка, дети хаотично двигаются по комнате и по сигналу здороваются с теми кто им встречается: 1 хлопок - здороваются за руку; 2 хлопка - касаются друг друга плечиками; 3 хлопка - касаются спинками. Игра повторяется 4-5 раз.
Психолог. У меня сегодня очень хорошее настроение. Я хочу им поделиться с вами. Посмотрите, у вас с собой ничего нет, но у вас есть теплота ваших сердец, которую можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек. Передадим соседу свое настроение взяв его за руку и улыбнемся ему самой доброй улыбкой. (Дети в кругу играют). Ребята, а что такое дружба? Друг? Я хочу пригласить вас совершить путешествие на «Волшебные острова дружбы». Эти острова необычные, все трудности, встречающиеся на пути нужно преодолевать дружно, помогая и уважая друг друга. Маршрут путешествия обозначен на карте. Вы готовы к такому путешествию? Тогда давайте посмотрим карту. Первый "Остров недорисованных картинок", далее по стрелочкам "Остров Задачек", «Остров Молекул и атомов», «Остров ласковых слов», «Остров сказочные облака». (Дети вместе с психологом рассматривают карту. На ней стрелочками указаны направления путешествий). Психолог. Что ребята отправляемся в путешествие? Для передвижения с острова на остров нам необходимо сказочное транспортное средство. Давайте вместе выберем, на чём мы будем путешествовать. (Психолог подводит их к выбору сказочного облака). Для того, чтобы наше облако взлетело, необходимо всем взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова «Мы на облаке своем вдаль волшебную плывем». (В это время звучит песня «Облака»). Посмотрите ребята, мы подлетаем к первому острову. «Недорисованных картинок ". В тетрадях вы видите половинки картинок с лицами ребят с различными настроениями. Чтобы узнать, какое настроение изображено на картинке, нужно дорисовать вторую половинку лица. (Дети дорисовывают,, проговаривают какие лица получились добрые, злые, удивленные и т.д. и проигрывают настроения). Психолог - Справились? Плывем дальше? (Ответы детей) Психолог. Впереди второй остров - " Остров задачек". Ребята, может мы там перекусим чем-нибудь? Посмотрите, здесь лежит кусок сыра и записка: « Как можно разделить кусок сыра, чтобы всем досталось поровну?» Давайте по экспериментируем (Дети садятся за стол, где лежат ножницы и квадратики из цветной бумаги). Попробуем разделить эти квадратики поровну, как будто это сыр, чтобы досталось всем и никому не было обидно. (Дети сначала слаживают квадратик пополам уголок к уголку, а затем разрезают и вторым способом, слаживают по диагонали и разрезают и т. д..) Психолог. - Вот мы решили и показали, как нужно было разделить кусок сыра. Молодцы! Плывем дальше! Впереди третий остров " Остров молекул и атомов". По считалке выбираем ведущего. По его команде "Молекулы по три!", все быстро разбиваются на группы по три человека в каждой. "Атомы", не успевшие стать частью "молекул", выполняют творческие задания (спеть песню, рассказать стихотворение, сделать какие-либо физические упражнения). И снова в путь! Психолог. Впереди третий остров " Остров ласковых слов". Давайте ребятки каждому, к кому я покачу мячик, будем говорить ласковые слова». Психолог катит по очереди к каждому ребенку мячик. Остальные ребятки понимают руки и говорят ласковые слова тому, до кого докатился мячик. Психолог. Мы добрались до последнего острова - «Остров сказочные облака». Я предлагаю вам лечь на пол, расслабиться и представить себя облаками .
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Н. А. Екимова.
(Под музыку «Одинокий пастух» дети лежат с закрытыми глазами, не шевелясь, в полном спокойствии.) Психолог. На этом наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся в круг, закрывают глаза и, произносят волшебные слова: « До детсада доплывем мы на облаке своем». Итог занятия. Психолог: - Вот мы, ребята и в детском саду. Вспомните, на каких островах мы побывали?
- Чем мы занимались на первом (втором, третьем, четвертом) острове?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий на островах?
- Ребята, почему нам удалось быстро выполнять все задания? (Подвести детей к разговору о дружбе и взаимовыручке)
- Вам понравилось наше путешествие? Улыбнитесь друг другу и скажите спасибо нам всем за чудесное путешествие.
Литература:
Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006. 2.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.
.Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет: психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2006