Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "В школу""»
Рассказывание по картине «В школу»
Связная речь: Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине с использованием полученных знаний о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка); учить придумывать события, предшествующие изображенному на картине сюжету.
Словарь: Активизировать употребление в речи детей слов на тему «Школа» и «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления.
Звуковая культура речи: Упражнять детей в умении различать звуки с и ш; развивать интонационную выразительность речи: умение передавать предложение с интонацией вопроса, радости и т.п.
Материал: Картина «В школу».
Ход занятия
Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику на звук с и ш
1. «Улыбка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), зубы не видны. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
2. «Заборчик».
Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять по 10-15 секунд.
3.«Лошадка».
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
4. «Грибок».
Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
5. «Блинчик».
Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задает вопросы:
— Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, какое название лучше подходит?
— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники…)
— Что может находится, у школьников в портфелях? (Пенал, тетради, учебники...)
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)
— В какое время года дети начинают учиться?
— Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Листопад, сбор урожая, отлет птиц ….)
— Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Солнечная, золотая, ясная, ранняя)
- Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? (Поздняя, хмурая, пасмурная.)
Физминутка
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
— Послушайте слова — школа, школьница ,школьный. Какая часть у этих слов-родственников общая? А у слова учить есть родственные слова? (ученица, учитель.)
Дети придумывают рассказ по картине «В школу». Предварительно воспитатель поясняет: «Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем — о том, что вы видите на картине».
Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).
Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким:
«В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собирались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели и учебники. Слава встал очень рано, все боялся опоздать. За ним зашел его друг Саша, и они пошли знакомой дорогой в школу...»
Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.
Воспитатель дает задание: Скажите предложение «Я пойду в школу» так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу... А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете».