Коллаж «М» по количеству детей с изображением сказочных героев (Муха Цокотуха, Мальвина, Маша и медведь, Емеля, Гном, Дюймовочка, пчелка Мила);
Схема характеристики звуков;
Карточки с изображением сказочных героев;
Сигналы синего и зеленого цвета;
Картон по количеству детей;
Цветные карандаши (синий, зеленый) по количеству детей;
«Деньги» - буквы М синего и зеленого цвета;
8 магнитов со смайликами.
Содержание:
Организационный момент:
- Ребята, посмотрите: к вам в группу прилетел воздушный шар.
- Кто же к вам прилетел?
- Странно! В корзине никого нет!
- Здесь только письмо. Давайте прочтем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам сказочные герои из сказочной страны. Мы приготовили для вас сюрприз. А какой сюрприз, вы должны догадаться сами.Вас ждут испытания, с которыми вы обязательно справитесь. После каждого испытания для вас будет открываться одна буква в названии сюрприза. А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту. Счастливого пути!»
Сообщение темы занятия:
- Давайте посмотрим, кто же хочет нас испытать.
Показ коллажа с изображением сказочных героев.
- По карте первое испытание для вас приготовила Муха Цокотуха.
- Какая любимая буква у героев сказок, изображенных здесь?
- Конечно, буква М.
- И для вас открывается первая буква в названии сюрприза. Буква М.
- Я думаю, что все наши испытания сегодня будут связаны именно с этой буквой.
- Вы готовы к испытаниям? Тогда вперед!
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам:
-Проверим по карте, к кому обратиться за следующим испытанием.
- Второе испытание для вас от Маши и медведя.
- Какие звуки обозначаются буквой М?
Характеристика звуков [м] и [м’] по схеме
- Испытание было не простое, но вы отлично с ним справились. Для вас открывается следующая буква. Буква А.
Дифференциация звуков по твердости – мягкости:
-Емеля любит играть на гармошке и у него отличный слух. И в следующем испытании он желает проверить ваш слух.
Игра «Сигнальщики»
- В правой руке у вас сигнал синего цвета, обозначающий твердый звук. Вы будете поднимать этот сигнал, если услышите [м].
- В левой руке – сигнал зеленого цвета, обозначающий мягкий звук. Вы будете его поднимать, если услышите [м’].
Звуки: м, м’, о, у, м’, а, м
Слоги: ма, му, ме, мы, ми
- Испытание пройдено, открывается третья буква. Буква Г.
- Пчелка Мила приглашает вас в магазин.
- У каждого из вас есть деньги – это буквы М синего и зеленого цвета.
- На деньги синего цвета можно купить картинку, в названии которой есть твердый звук [м].
- На деньги зеленого цвета можно купить картинку, в названии которой есть мягкий звук [м’].
Игра «Магазин»
- Вы отлично справились с испытанием, открывается четвертая буква. Буква Н.
Зрительно-пространственная ориентировка, память:
- Четвертое испытание приготовила вам Мальвина.
- Мальвина любит всех учить, как в школе. Вот и вы сегодня ненадолго станете ее учениками.
Игра «Кто где находится?»
- Изображение какого героя находится в правом верхнем углу?
- В левом нижнем углу?
- Между медведем и Милой?
- Под изображением Милы?
- Над изображением мухи?
- А сейчас внимательно посмотрите на рисунки и запомните, кто из героев где находится.
Игра «Запомни и назови». Коллаж закрывается, задаются те же вопросы.
- Все назвалиправильно и открывается пятая буква. Буква И.
Позиционный анализ:
- А следующее испытание для вас приготовил гном.
- Вы уже знаете, что звуки могут стоять в начале, середине и в конце слова.
- Мы с вами уже определили, что в именах наших героев встречаются звуки [м] и [м’].
- Ваша задача, найти место звука в слове (в начале, середине или в конце слова).
Проводится позиционный анализ.
- Открывается шестая буква. Буква Т.
- Сейчас мы уже можем прочитать слово и узнать, какой сюрприз приготовили вам сказочные герои.
- МАГНИТ.
- Странно, почему же сказочные герои решили подарить вам магнит?
- Кажется, я догадалась.
- В сказках всегда происходят чудеса. Вот и магнит может творить чудеса.
Итог занятия:
- Слово мы с вами отгадали. А где же сюрприз?
- Посмотрите, а ведь у меня есть еще одно испытание от Дюймовочки.
- Нужно ответить на вопросы Дюймовочки.
Игра с мячом
- Какие звуки обозначают буквой М?
- Чем отличаются звуки [м] и [м’]?
- Чем похожи звуки [м] и [м’]?
- На все вопросы мы ответили.
- И, наконец, нам открылась последняя карточка.
- Здесь изображен мяч.
- Значит, сюрприз должен быть где-то рядом с мячом.
Дети находят сюрприз
- Обратите внимание на свои магниты. Они похожи на веселых человечков, у которых все всегда получается.
- Вспомните, какие испытания вы прошли и прикрепите свой магнитик к тому герою, чье испытание было для вас самым легким.
- А сейчас, когда все испытания пройдены, самое время заняться очень полезным и увлекательным делом: раскрасить наших сказочных героев.
Литература:
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Приложение 1
ПИСЬМО
Здравствуйте,
дорогие ребята!
Пишут вам сказочные герои из сказочной страны. Мы приготовили для вас сюрприз. А какой сюрприз, вы должны догадаться сами. Вас ждут испытания, с которыми вы обязательно справитесь. После каждого испытания для вас будет открываться одна буква в названии сюрприза. А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту.