3. Закрепление навыка определения позиции звуков в словах (начало, конец) .
4. Деление слов на слоги (одно-, двух-, трёхсложные слова) .
5. Развитие логического мышления и памяти, произвольного внимания.
6. Воспитание внимания к своей речи и к речи воспитателя
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация «Звуки и буквы Р,Л», сюжетные картинки (по ходу сказки, буквы «Р», «Л» (на каждого ребёнка, большие буквы (Д, Р, У, Ж, Б, А; У, Л, Ы, Б, К, А, презентация «Герои сказки «Золотой ключик»(Мальвина, Пьеро, Артемон, )2 стола, 4 «кочки», фишки.
Предварительная работа: чтение с детьми сказки А. Толстого «Золотой ключик », рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Педагог:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Золотой ключик, вместе с нами будет путешествовать Знайка. Нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, нужно как можно больше знать о звуках [р], [р`], [л], [л`] и буквах «Р», «Л».
Мы выберем 2 команды: «Дружные» и «Почемучки», которые будут с соревноваться между собой. За каждое правильно выполненное задание Знайка будет давать по большой букве, а вы в конце занятия, после выполнения всех заданий, из этих букв сложите слова. Буквы будут разные, и слова будете складывать тоже разные. Но если вы ошибётесь и неверно выполните задание, тогда получите восклицательный знак, который затем можно поменять на букву.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказке.
(Звучит музыка, Знайка комментирует сюжетные картинки по ходу сказки, изображенные на экране) Слайд №1
- Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло. Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино.
Педагог. - Ребята, на экране изображены картинки, назовите их и поднимите сигнальные карточки с буквами: «Р, Л». Если в названиях картинок слышатся звуки [р, р`], вы поднимаете карточку с буквой «Р», если звуки [л, л`] – карточку с буквой «Л». А Знайка будет следить за выполне-
нием задания.
( Дети называют и поднимают сигнальные карточки с буквами)
Знайка: Молодцы!
- Команда «Дружные» получает свою первую букву: «Д».
- Команда «Почемучки» - букву «У».
Педагог.
- Отправляемся дальше по сказке. (Звучит музыка).
- Папа Карло клеит Буратино одежду из цветной бумаги и покупает ему азбуку. Буратино же продаёт азбуку и покупает билет в кукольный театр. Во время представления комедии куклы узнают Буратино.
- А теперь 2-е задание. Давайте мы поможем Буратино узнать кукол: нужно найти среди похожих по звучанию имён те, которые имеют отношение к нашей сказке.
- Задание для команды «Дружные».
Слайд№2(Показ портретной картины Мальвины)
- Мальпина, Бальвина, Мальвина, Марьвина.
- Нашли имя? Какое?
Задание для команды «Почемучки»:
(Показ Пьеро)
- Пьемо, Дьеро, Пьеко, Пьеро.
- Какое имя из нашей сказки?
Задание для команды «Почемучки»:
(Показ Артемона)
Аркемон, Артемон, Артесон, Уртемон.
- Что за имя куклы нам подходит?
Задание для команды «Дружные»:
(Показ Арлекина)
Марлекин, Арзекин, Арлекин, Арлецин.
- Какое имя правильное?
(Знайка оценивает ответы детей и выдаёт каждой команде по букве) Музыкальная пауза.
Педагог: Чтобы веселее было нам путешествовать по сказке, послушаем песню «Если с другом вышел в путь…».
- Отправляемся по сказке дальше.
Синьор Карабас даёт Буратино пять золотых монет и отпускает домой. По дороге домой Буратино встречает двух нищих – кота Базилио и лису Алису. Затем Буратино попадает в страну Дураков, где закапывает в землю золотые монеты.
Слушаем 3-е задание.- Давайте найдём для Буратино обратно дорогу из страны Дураков, а поможет нам в этом игра «Волшебная цепочка».
(На двух столах приготовлены предметные картинки. Конечный звук в названии одной из картинок является начальным звуком в названии другой картинки)
- Сначала играет команда «Дружные». Возьмите со стола по одной картинке (дети выполняют задание.
- Команда «Дружные», выстраивайте «волшебную цепочку»! Первое слово в цепочке – «лимон». Слова: лимон,носки,индеец,цыплёнок,ком, муха, ананас
сыр, радио, обруч, часы.
(Дети по очереди называют слова)
- Правильно, Знайка? Дадим им букву?
(Аналогично играет команда «Почемучки») .Первое слово – карандаш.
- Продолжим путешествие по сказке. (Звучит музыка) .
Буратино знакомится с обитателями пруда, узнаёт о пропаже золотых монет и получает от черепахи Тортиллы золотой ключик.
- А сейчас 4-е задание. Представьте, что мы вместе с Буратино оказались в пруду и, чтобы не утонуть, мы будем перепрыгивать с кочки на кочку, но прыгнуть нужно будет столько раз, сколько слогов в слове.
Сначала выполняет задание команда «Дружные» (Ведущий произносит слова, а дети прыгают с «кочки» на «кочку»).
Несмотря ни на что, Буратино решает выведать у Карабаса Барабаса тайну Золотого ключика. И он узнаёт эту тайну, сидя в большом кувшине в харчевне «Трёх пескарей».
Вопросы:
- Из чего папа Карло смастерил Буратино? (Полено, дрова).
- Как называются все деревянные человечки, которые играют в театре? (Куклы).
- Что за насекомое живёт за печкой у папы Карло? (Сверчок).
- Из какого материала сделаны монеты? (Из золота).
- Кем раньше работал папа Карло? (Шарманщиком).
- Как звали директора кукольного театра, человека с чёрной, длинной бородой? (Карабас Барабас).
- Что получил Буратино от черепахи Тортиллы? (Золотой ключик).
- Как звали продавца пиявок? (Дуремар).
- Что было нарисовано на холсте в каморке папы Карло? (Котёл, очаг, огонь)
- Где живёт черепаха Тортилла? (В пруду).
Музыкальная пауза
- А теперь игра «Пильщики».
Встаём парами в круг.
«Запилила пила,
Зажужжала, как оса, … »
Педагог.
- Наше путешествие продолжается.
Что нашли за потайной дверью Буратино и его друзья? Конечно, новый театр.
5-е задание.
- Команда «Дружные»! Назовите 10 слов со звуками: [л, л`]. А команда «Почемучки» вслух считает количество слов. (Дети называют слова).
- Команда «Почемучки»! Назовите 10 слов со звуками: [р, р`], а команда «Дружные» считает. (Дети называют слова).
(Знайка оценивает выполнение последнего задания).
- Путешествие в нашу сказку закончилось. Теперь составьте из больших букв слова. У каждой команды свои буквы. Команда «Дружные» собирает за первым столом, а команда «Почемучки» - за вторым столом.
(Дети составляют слова)
- Какое слово получилось у команды «Дружные»? (ДРУЖБА).
- А у команды «Почемучки»? (УЛЫБКА).
- Молодцы! Обе команды справились с заданиями, правильно составили слова. Победила дружба!
- Давайте встанем парами по кругу, улыбнёмся друг другу и станцуем танец «Дружба».
Педагог:- Вот видишь, Знайка, какие у нас умные, сообразительные и смекалистые дети. Они столько всего знают о звуках [р, р`, л, л`] и буквах «Р, Л», что им не составило труда выполнить все задания.
Знайка: Спасибо, ребята! Вы все молодцы! Вы такие ловкие, умные, умелые. Предлагает в качестве поощрения за выполненные задания - раскраски.